Для людей с нарциссическим расстройством личности извинения представляют собой большую проблему. В первую очередь, для нарциссизма характерна крайне неустойчивая самооценка, функционирующая лишь в двух точках. Человек либо чувствует себя полностью хорошим, грандиозным и совершенным , либо полностью плохим, неудачливым, недостойным отбросом. Регуляция самооценки нарцисса направлена в сторону избегания плохого и подчеркивания хорошего. Это означает, что они всегда будут стремиться выглядеть и чувствовать себя только хорошими. Ощущение, что они плохие мгновенно приводит их к депрессии, стыду и чувству внутреннего разрушения.
В этом динами и кроется ответ: как же они извиняются? Извинение предполагает признание собственной ошибки или неправоты, а сделать это для человека с НРЛ крайне сложно, если вообще возможно. Если они признают, что ошибались, это приводит их к ощущению что с ними что-то не в порядке, а затем к переживанию себя как полностью плохого. Соотвественно, они не способны признать перед вами свою ошибку и извиниться!
Поэтому, если вы находитесь в отношениях с человеком, который обладает чертами НРЛ, вы должны быть внимательны к следующим вещам:
Не просите у них извинений напрямую. Как я писал выше, это заставляет их самооценку колебаться и может привести к сильному конфликту с вами, где вы чувствуете силу защитной нарциссической ярости.
Не указывайте им на их ошибки. Они и сами прекрасно понимают, что делают. Вместо того, чтобы сказать: «Ты был неправ!», скажите что-то вроде: «Я прдполагаю, что тебе может быть трудно об этом говорить, но я заметил (описание поведения или его результата). Теперь нам нужно сделать с этим что-то… Может быть у тебя есть идеи?»
Позволяйте им совершать компенсацию вреда. Это и будет их извинениями. Они просят прощения невербально, не говоря о том, что это извинения, а делая определенные «жесты». Например, это могут быть дорогие подарки после ссоры, цветы, новые вещи и пр. Нарциссы извиняются отдавая что-то материальное и не связывая это с произошедшим событием. Например, руководитель-нарцисс после сильнейшей ссоры с ключевым сотрудником может поднять ему зарплату и более никак не обсуждать случившийся конфликт.
Люди с НРЛ крайне чувствительны к оценке извне и стремиться случать только положительно обратную связь. Поэтому им трудно сказать напрямую: «Прости меня. Я был неправ.» Однако, они имеют стратегию извинения, которая является невербальной и не концентрируется на совершенной ошибке. Скорее, она выглядит как «широкий жест» нарцисса.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.