Блеск и нищета психологии

Владислав Лебедько

Блеск и нищета психологии

 

«Мы живем во времена великих потрясений: политические страсти воспламенены, внутренние перевороты привели национальности на порог хаоса, сотрясаются даже сами основы нашего мировоззрения. Это критическое состояние вещей имеет огромное влияние на психическую жизнь индивида, так что доктор должен принимать во внимание эффекты такого воздействия с особым тщанием. Раскаты грома социальных потрясений слышны не только на улицах и площадях, но и в тишине консультационных кабинетов. И если психотерапевт ответственен перед своими пациентами, то он не смеет уводить их на спасительный остров тихой природы теорий, но сам же должен постоянно погружаться в пучину мировых событий, для того чтобы участвовать в сражении конфликтующих страстей и мнений. Иначе он не сможет правильно понять и оценить сущность проблемы пациента или помочь выйти ему из недомогания, выглядывая из своего убежища. По этой причине психолог не может избежать схватки с современной историей, даже если его собственная душа страшится политического волнения, лживой пропаганды, дребезжащих речей демагогов.»

(Jung, С.)

 

Начнем с того, что одним из поводов взаимного непонимания людей является буквализм восприятия, который проявляется в том, что сказанное или написанное воспринимается однозначно, буквально, а не как метафора и россыпь различных смысловых коннотаций. Например, мы с вами сейчас будем говорить о русском Мифосе, о русском Логосе, о поиске русской национальной идеи, которая могла бы связать наш Мифос с нашим же, а не привнесенным Логосом, и это не значит, что мы не можем при этом пользоваться какими-то системами координат, которые удачно подходят для наших поисков, но были созданы западными учеными, тем же Фрейдом, Юнгом, Лаканом, Делезом, Бодрийяром, Марксом, наконец… Хотя, в конце лекции я приведу и богатейшее наследие русских ученых и практиков. То есть, буквализм здесь может заключаться в такой метафоре, что если мы русские и говорим о русской душе, то непременно должны вырядится в вышитые рубахи, переименовать себя в Родомиров и Велеславов и начать прыгать через костры. Вот это все – совсем ненужный буквализм. Кстати, и само рьяное движение славянофилов, зацикленных на артефактах и внешних формах, на мой взгляд, говорит о достаточной косности, однобокости и узколобости. Нет, мы люди своего исторического периода, на который и будем ориентироваться.

Так вот, этот самый исторический процесс привел каждого из нас на рубеж определенных сущностных выборов, которые, увы, далеко не всеми осознаются в их масштабе и принципиальности для судьбы и российского этноса и цивилизации вообще.

Сошлюсь на классика, который сейчас в нашей стране не уважаем, но эта цитата, которую я сейчас произнесу, - она гениальна, и звучит она так: «Любая философия партийна». Опять же, не будем понимать ее буквально, а постараемся увидеть те смыслы, которые за ней стоят.  Я бы расширил контекст, и сказал бы, что любая человеческая деятельность (не только философия) – служит той или иной идее, а если смотреть конкретнее – идеологии. Любую технику, технологию, метод, направление, а тем более деятельность психолога, философа, культуролога, психоаналитика в целом можно рассмотреть, как служащую каким-то надличностным целям (причем надличностным не только в трансцендентном смысле, но и смыслах вполне видимых – политических, экономических, классовых). Поэтому, говоря о поиске русских методов в психологии, культурологи, философии, речь не идет о том, чтобы напрочь отказаться от каких-то техник и технологий, зарекомендовавших себя в психоанализе, юнгианстве, гештальте, психодраме и т.п., а о том, чтобы найти ту идею, вокруг которой можно было бы выстраивать любые уже существующие или только возникающие технологии.  

И первым шагом нам необходимо увидеть – на службе каких сил все это работает сейчас и почему.

Итак, к вопросу о так называемой партийности. Хотим мы это признавать или не хотим, видим или нет, но любое направление психологии и психотерапии выполняет определенный социальный заказ, опирающийся на ту или иную идеологию. Причем, если специалист не задумывается, какой идеологии он служит, то в этом случае он служит идеологии доминирующей, и это очень важно понять.

А доминирующая идеология какая? – Капиталистическая. Причем, не просто капиталистическая, а идеология капитализма в его наиболее самой неприглядной форме, когда, по словам философа Жана Бодрийяра, насилие из эпизодического и явного превратилось в неявное и тотальное. То есть, говоря простым языком, современная фаза капитализма нас постоянно и очень жестко, но неявно имеет во все места. Неявно, это значит, что мы настолько привыкли уже к этому, что даже радуемся некоторым подачкам. То есть, психолог, который не имеет ярко выраженной гражданской позиции, а это большинство из нас – и мы являемся ПРОСТИТУТКАМИ, причем самого низкого пошиба, независимо от оплаты, проститутками, которые, не понимая своего положения, еще умудряются радоваться подачкам от сутенеров. Подачки могут быть даже достаточно большими, но сам факт служения мерзкому сутенеру это не отменяет. Здесь можно говорить о капитализме, выродившемся в так называемое общество потребления или общество спектакля и т.п.

При этом, если психолог говорит «я индифферентен к любой политике, мне все пофиг», то он расписывается этой фразой в глубочайшем заблуждении. Сознательно, возможно, он не хочет об этом думать, но на уровне бессознательного и на уровне бытия он является винтиком машины глобализации и по большому счету (попутно избавляя некоторых людей от достаточно несущественных страданий) вносит свою лепту вот в эту самую машину, которая неявно, но жестко и тотально имеет всех нас. Здесь можно вспомнить «фантастические» сюжеты о сотрудниках лаборатории, которые создают вакцину от инфекции, а сама лаборатория находится при институте, который эту инфекцию производит и совершенствует – что и имеет место в разных формах в действительности. Сейчас эта метафора стала уже общим местом в механизме получения сверхприбылей.

Вы мне можете начать возражать, что ни в чем подобном не участвуете, что вы ПРОСТО работаете над решением проблем клиента (кстати, слово клиент – такое емкое капиталистическое слово, это тот, кого обслуживают – тут, кстати, есть гомосексуальные коннотации, которые естественно присущи капитализму, ну и разные псевдодемократические лозунги, типа «клиент всегда прав», «права потребителя», и прочая мерзость, на которую иногда стоит обращать внимание). Так вот, вы можете, конечно, возразить, что творите благо, к вам приходят клиенты, которым вы помогаете стать более здоровыми и самостоятельными, ну и по умолчанию более работоспособными налогоплательщиками и потребителями. И, дескать, никакой идеологии здесь нет…

НЕПРАВДА!!! Подавляющее большинство психологов и в России и за рубежом работают над заказом общества потребления, как крайнего проявления капитализма, который, как я уже говорил, есть неявное, но тотальное насилие. Ну и ладно, в конце концов, вы можете согласиться даже с тем, что да, раз мы живем в капиталистическом обществе, то и работаем на его заказ, и нет в этом большой беды.

Я же, со своей стороны скажу, что в этом есть ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ БЕДА. Вы участвуете в разрушении и российского этноса, в частности, и цивилизации в целом.

Сразу скажу, что я не претендую на роль спасителя цивилизации. Моя задача на этом этапе – диагностика ситуации и называние ее точными словами, без маскировки.

Ну а дальше, если в результате этой диагностики вы найдете в себе мужество признать, что не ведали, что творили, дальше уже совместными усилиями мы можем начать посмотреть, как строить возможные контрдоминанты, которые могли бы, в конечном итоге, растащить очаг доминанты капитализма общества потребления. При знании принципов функционирования доминанты, усилия некоторого коллектива уже могут принести весьма значительные плоды.  И здесь именно психологи, то есть те, кто взаимодействуют с человеческими душами, могут стать ключевыми фигурами в создании  контрдоминант. И в этом смысле мы можем говорить о роли психологии и психотерапии, не только в частных задачах исцеления отдельных страждущих людей (которая остается необходимой, никто не призывает бросить это дело, переключаясь на нечто более глобальное), но это самое глобальное будет осуществляться параллельно, и для этого нужно, по сути немного – занять гражданскую позицию… Но, увы, я покажу, что это невероятно сложно, это можно сказать – подвиг, который потребует еще не осознаваемых вами внутренних жертв, так как хватка доминанты – это почти мертвая хватка, здесь не достаточно просто согласиться на словах. Но и на словах-то со мной вам будет сложно согласиться по мере моего дальнейшего рассказа. Но я забегаю вперед. Итак: через гражданскую позицию отдельных психологов, которая так или иначе, сознательно или бессознательно будет транслироваться людям, с которыми они работают, - через эти процессы может осуществляться уже идеологическая перестройка целых социальных слоев. И это – та функция психологии и психотерапии, о которой, к сожалению, очень мало кто даже задумывается. В России около сотни тысяч психологов, если не больше, и число их растет ежегодно. Это очень мощная сила классовой борьбы, а как вам возможно уже стало ясно из вышесказанного, все мы, кроме одной десятой процента людей, контролирующих 99 процентов мировых ресурсов, являемся эксплуатируемым классом. Очень жестко и при этом очень неявно эксплуатируемым.

Итак более 100 тысяч – огромный потенциал с еще более огромной сферой влияния, который работает либо на капиталистическую машину, либо на альтернативу. Под альтернативой я не имею в виду печальный опыт социализма в России, и как мы чуть позже увидим, кстати, совершенно очевидно, что этот опыт не мог быть тогда иным, потому что есть один секрет, о котором я скажу чуть дальше.

И не последним подспорьем для нас может стать новое прочтение марксизма, в его современных интерпретациях, в частности – фрейдо-марксизм, лакано-марксизм, даже юнго-марксизм. Кстати, крупнейшие философы постмодерна, последние из могикан, такие, как Делез, Гваттари, Деррида, Фуко, Бодрийяр, ныне здравствующий Славой Жижек – все они являлись марксистами. Кстати, знаменитый постюнгианец Джеймс Хиллман – тоже марксист.

Далее мы перейдем к более конкретной задаче и попробуем определить то, что провозглашается высоким словосочетанием «национальная идея». Национальная идея – это магистральный путь развития этноса. Причем, в благоприятном варианте, она совпадает с глубинными корнями этноса, а при неблагоприятном раскладе, который имеет место быть в России, не совпадает с ними и ведет в тупик или к гибели этноса.

Не совпадает у нас национальная идея с русским Мифосом потому что за последнее тысячелетие с небольшим было как минимум три глобальных диверсии, направленных на уничтожение русского духа. Первая диверсия – крещение Руси, не только унесшее миллионы жизней, но и повернувшее национальную идею в сторону Византии. Вторая диверсия – реформы Петра 1-го, развернувшего национальную идею уже в сторону Европы, и подмена русского Логоса европейским, и третья диверсия, которая началась в 90-х годах 20 века и продолжается по сей день – это уже американизирование русского Логоса, русской национальной идеи. И не последнюю скрипку в этом процессе сыграли и продолжаете играть вы – господа психологи, вернее, не господа, а рабы – психологи, так будет точнее сказать. 

Для того, чтобы увидеть детально некоторые механизмы происходящего, а также и того, что я пока не сказал, полезно будет в нескольких словах напомнить основные тезисы структурализма Жака Лакана, который в 50-х годах 20 века углубил фрейдовскую линию психоанализа, придав ей глубокий философский оттенок, который используют с тех пор все крупные философы 20 и 21 века.  

У Лакана есть мощная идея о том, что душа человека как бы разделена на три взаимосвязанные регистра: Реальное, Воображаемое и Символическое. Это очень фундаментальное понимание. Если постигнуть всю его глубину, то это будет откровение, сатори. Если вы не знакомы с описаниями этих регистров, очень рекомендую сделать это если не по трудам самого Лакана (а он пишет очень кудряво), то по крайней мере, по популярным изложениям, в частности, есть хорошие работы на эту тему нашего современника российского психоаналитика Виктора Ароновича Мазина, который пишет достаточно простым и понятным языком. Этой теме можно было бы посвятить целый курс лекций, а время у нас все-таки ограничено другими вопросами, поэтому я не буду вдаваться в природу Реального и Воображаемого, а перейду сразу к Символическому, и то, к сожалению, поверхностно. Итак, Лакан, занимаясь психоанализом, делает вывод, который перевернул всю философию 20 века: «Бессознательное структурировано как язык». Ему вторит поздний Хайдеггер: «Не мы говорим языком, а язык проговаривает себя через человека».  Лакану открывается потрясающая картина, в которой весь мир означен и оцифрован, назван. И символические цепочки пронизывают всю структуру человека столь глубоко, что даже трудно себе представить. И именно Символическое творит Культуру. Рождаясь, человек попадает в культурную матрицу и очень быстро прорастает знаками насквозь. Символическое полностью отрезает человека от Природы и от встречи с Реальным, которое возможно отныне только через некий запредельный опыт, опыт, который не назвать словами, где язык смолкает. И в такие мгновения мир предстает перед человеком абсолютно иным, чем мы привыкли его воспринимать через призму знаков и символов. Но дело сейчас не в этом. Дело в том, что каждая культура имеет свои специфические искривления (весьма многочисленные) Символического пространства, которые и создают специфику восприятия и многие проблемы в том числе. Так для ребенка до года-полутора мир предстает потоком картинок, ощущений, звуков, которые по ходу времени формируются из цветовых пятен в более-менее устойчивые гештальты. Предположим, что наш малыш стал свидетелем так называемой «первичной сцены» - полового акта родителей. В этом возрасте для него это не является никакой эдиповой травмой и т.п. это просто одна из картинок. А вот к 3-м – 3.5 годам, когда он уже плотно врастает в культуру и в символическое, он, следуя кривизне символического пространства, попадает в эдипову ситуацию со всей симптоматикой. И только здесь картинка из 1.5 лет вставляется в лакуну символического и как бы вдруг становится травмой. То есть, не в самый момент происходящего, а задним числом через 2 года.

Славой Жижек очень любит сравнения Символического с разницей между Частной и Общей Теориями Относительности Энштейна. Если в Частной ТО существуют материальные объекты, обладающие массой и по причине, например, большой массы какого-то объекта, свет огибает его по кривой траектории, то в ОТО уже нет материальных объектов и масс. А есть просто искривления пространства-времени, которые мы и воспринимаем как материальные тела с массой. Т.е. само пространство обладает кривизной, а следствием является наше специфическое восприятие этой кривизны как объекта (в том числе и нас самих). Вот по этому же принципу устроено и Символическое. Не существует травм и комплексов самих по себе. А существуют искривления, деформации символического пространства (общего для людей той или иной культуры), попадание в которые мы и воспринимаем, как травмы, комплексы, симптомы и т.п. Так, например, есть культуры, которые развивались автономно от европейской, например, туземные, в которых нет эдиповой травмы , например. Или вот банальный пример: Скажите, например, эскимосу: «Я твою маму …б» - он, скорее всего растянет рот в улыбке, недоуменно пожмет плечами и пройдет мимо. А попробуйте ту же фразу сказать кавказцу? – зарэжет!

Кстати, вот тут я открою большой секрет относительно провала идеи социализма и коммунизма в России. Можно делать сколько угодно революций и реформаций, но в символическом пространстве культуры остается специфическое искривление, которое мы знаем, как ВЛАСТЬ со всеми присущими ей атрибутами и функциями (карательной, исполнительной и т.п.) И она воспроизведет сама себя, просто потому, что это искривление в символическом никуда не убрать. К слову сказать, у меня есть подозрение, что держится это искривление, образно говоря, на тоненькой ниточке. И если знать где эта нить (где игла в яйце Кащея), то усилиями не такой уж большой группы людей можно это искривление убрать. Но это отдельный вопрос, к тому же пока неясно, что в этом случае будет замещением…

Однако, я отвлекся.

Так вот – те три фундаментальные (и еще тысячи второстепенных) диверсии, через которые прошел русский этнос – по сути своей являлись искривлениями в Символическом пространстве, которое (искривление) с каждым разом становилось все кривее и устойчивей. И с этой точки зрения, нахождение адекватной русскому Мифосу и точной национальной идеи, послужит выпрямлению кривизны, созданной этими диверсиями. Так что, задача перед психологией стоит очень масштабная, важная и, кстати, вполне посильная, при условии, конечно, что большинство примут ее как свою личную задачу. 

К сожалению, пока ситуация никак не меняется, мы живем в обществе, которое все больше и больше американизируется, что совершенно не соответствует российскому Мифосу. А это, как я уже говорил – очень быстрая дорога к развалу этноса.

Что такое Мифос? – Это коллективное бессознательное этноса. В идеале – совокупность мифов (если давать определение по Мирча Элиаде). Но, еще одна великая беда – после порабощения русского народа христианством, были с корнем вырваны все русские мифы. Имена богов остались, и они сейчас даже на слуху – Сварог, Даждьбог, Велес, Перун, Матерь Лада … а вот сюжетность вырвана с корнем. Есть, конечно, энтузиасты, которые пытаются что-то восстановить по мотивам сказок, но это, к сожалению – не то. Такой динамической и драматической сюжетности, как например, в той же греческой или египетской мифологии, у нас пока не отыскали.

Тем не менее, несмотря на уничтожение мифов, сам российский Мифос живет и дышит, и хотя явных сюжетов у нас нет, мы можем увидеть косвенные проявления типажа «героев» русского Мифоса, которые столь отличаются от европейских и американских (кстати и Америка воссоздает своих героев в Голливуде, и они полностью соответствуют их Мифосу, но совершенно не соответствуют нашему).

Некие собирательные образы не богов, но героев русского Мифоса и черты русской души мы можем прозреть в персонажах (кстати, заметьте – среди них нет однозначно «хороших» или «плохих», все они крайне противоречивы) классиков русской литературы: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Островского, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна, Шолохова, Шукшина, Довлатова, Вампилова… Если вглядеться, то это очень широкие образы (как тут не вспомнить Митю Карамазова «Широк человек, слишком даже широк… А я бы сузил!»), совсем непохожие на голливудских героев и даже на европейских персонажей, которые, как правило хоть и противоречивы, но двигаются в среднем по пути, прочерченному Фаустом. Но даже Фауст с его сложностью, индивидуацией и противоречиями, даже Фауст имеет довольно четкие очертания и границы, что и определяет, кстати, например один из наиболее глубоких и мною лично уважаемых путей западной психологии – юнгианство.

Персонаж российского Мифоса вообще размыт до крайности, он гораздо шире и неопределеннее Фауста (не говоря уж о голливудских героях), к нему вообще неприменимы никакие европейские нормы морали и вообще какие-либо нормы – и для российского Мифоса – это так, и я покажу далее, как психология и психотерапия, привнесенная с Запада, кастрирует его и обрезает в своем прокрустовом ложе. Это ли не преступление? И не этим ли вы занимаетесь? а? нет?

Давайте попробуем увидеть этот крайне неопределенный и широкий портрет русской души. Русский Мифос представляется совершенно аморальным образом мышления и чувствования, способностью прозревать божественное, необходимое, судьбинное и в зле, и в безобразии, способностью чтить и благословлять их. Русский человек в глубинах своих не сводим ни к истерику, ни к пьянице или преступнику, ни к поэту или святому; в нем все это помещается вместе, в совокупности всех этих свойств. Русский человек - это одновременно и убийца, и судия, буян и нежнейшая душа, законченный эгоист и герой совершеннейшего самопожертвования. К нему не применима европейская, то есть твердая морально-этическая, догматическая, точка зрения. В этом человеке внешнее и внутреннее, добро и зло, бог и дьявол неразрывно слиты. И если вы найдете в себе силы оторваться от навязанных американских моделей психологии, то поймете, что не нужно в кавычках «благодетельствовать», «помогая» в кавычках найти русскому человеку сколько-нибудь очерченный путь, укладывающийся в какую-то логику, даже логику индивидуационного маршрута Юнга, не говоря уже о таких извращениях для русской души, как гуманистическая терапия, расстановки или, тем более, коучинг. Все эти семинары о том, как что-то достигать, о том, как стать какой-то там женственной женщиной или героическим мужчиной – не просто заблуждение для русского Мифоса, но именно преступление перед этносом (не побоюсь этой громкой формулировки, хотя и не рассчитываю, что вы прекратите завтра же эти преступления совершать).

Русский человек рвется прочь от любых определенных свойств, от морали, это человек, который намерен раствориться, вернувшись вспять, в первоматерии. Этот человек ничего не любит и любит все, он ничего не боится и боится всего, он ничего не делает и делает все. Этот человек - снова праматериал, неоформленный материал душевной плазмы. Мы отличаемся от европейских людей порядка, расчета и ясной положительности. У нас нет и не может быть ясности и положительности. Даже запиханные в удушливые бочки христианства и гуманизма, мы способны на любые поступки, на низкое и высокое в равной мере, на выход за очерченный круг того, что якобы нельзя или даже вредно, если в глубинах души мы лишь смутно чувствуем обоснование тому, что делаем. В этом наша тайна. И не нужно эту тайну разрушать, пытаться сделать ее удобоваримой, засунуть русскую психологию в некие нормы, рамки и границы. У русской души нет границ, и одновременно, они везде!!! Тут не Америка и не Европа.

- «Вы гангстеры?» - «Нет, мы – русские!!!», помните, с какой гордостью говорит эти слова девочка, к которой вернулась русская душа в фильме «Брат-2». На мой взгляд, гениально схвачен и характер героев и сюжет, отражающий метафору того, как русская душа спросит однажды американскую: «Ну и в чем же правда, американец? В деньгах разве? У тебя их много, но правда-то у меня!»

 И не нужно проводить с ним коучинг, поучая, как достичь некого фуфла под названием успех, которое так важно для Америки, и с которым русский Емеля или тот же Данила Багров даже не поймет, что и делать-то. Если ему действительно понадобиться миллион, он достанет его, безо всяких тренингов, и достанет, чтобы отдать, например, брату друга, оставив себе на самое необходимое.  И известную актрису он не за ее известность и тем более не за кривляние в телевизоре полюбит. Не мешайте только ему своей психотерапией, а если действительно по серьезному хотите ею заняться, то направьте усилия на то, чтобы просто снять последствия трех больших диверсий, о которых я говорил. Устранить кривизну символического в российской культуре. Как? Поговорим об этом чуть далее.

Сознание современного человека буквально пленено тремя оплотами так называемой цивилизации: теологией, медициной и юриспруденцией. Мы начинаем свято верить в то, что выработанные там модели и в самом деле отражают то, как якобы должно быть. Возможно, на Западе это и в порядке вещей, но вся психология пропитана (явно и, самое-то главное, неявно) нормами и правилами, исходящими из моделей теологии, медицины и юриспруденции. Но, как мы уже с вами убедились, для русского Мифоса все эти модели – сущий бред, и их применение приводит только к кастрации и удушению русской души. В нашей модели психологии, как это странно и. возможно, даже страшно не прозвучит, не должно быть четких норм, правил и границ. А только доверие своей интуиции (конечно, в том случае, если вы сможете прежде всего свой внутренний мир расчистить от этих моделей, иначе интуиция споткнется о них и получится черти знает что).

Кстати, посмотрите недавно вышедший и очень странный для нашего уже американизированного сознания с его опорой на теологию, медицину и юриспруденцию, фильм – «Овсянки» - для многих это может быть культурным шоком, потому что там показан современный российский городок, где-то между Кировом и Вологдой, где Логос абсолютно соответствует Мифосу, где совершенно иное, чем в Питере и Москве, отношение к жизни, к смерти, к сексу, и мы пытаемся судорожно обнаружить хоть какие-то следы присутствия этих самых теологических, юридических и медицинских норм, и – не находим их вовсе, даже в поведении милиционера, который фигурирует там в эпизоде. Я специально не буду пересказывать сюжет фильма «Овсянки». Скажу лишь, что если пытаться смотреть его с европейской точки зрения, то временами начинает казаться, что смотришь что-то про каких-то туземцев, что так не бывает, что как же так?... И лишь потом врубаешься, что это как раз не туземное, а наше родное, что вот так и должно быть в России, безо всякого следа теологии, медицины и юриспруденции.

Чтобы нагляднее увидеть, что происходит в тех сторонах психологии и психотерапии, которые принимаются по умолчанию, считаются естественными, я воспользуюсь примером греческой мифологии. Просто потому, что она является в данном случае именно СИСТЕМОЙ КООРДИНАТ, которая дошла до наших времен в наиболее подробном и разработанном виде. Это даст наглядность. Все эти греческие боги присутствуют и в русской душе, и в европейской, и в американской, равно как и боги других пантеонов.

Цивилизация опирается на две могучие доминанты – Сознания и Нормы, которые в  концепции Мифологического сознания я персонифицирую как Аполлона и Афину.

На уровне социума доминанта определяет способы отношений, стратегий, взаимодействия всего со всем: внутреннего со внешним, внешнего со внешним, и внутреннего с самим же собой. Те же самые доминанты определяют и психологию и психотерапию, которая пришла к нам с Запада.

Аполлон – олицетворение сознания, рациональности, порядка и дистанции. Из-за влияния Аполлона, в большинстве современных наук объект воспринимается отдельно от субъекта, познаваемое – изолированно от познающего. Ориентация на рациональный способ познания пронизывает все сферы социума, в том числе и психологию. Подавляющее большинство учёных поддаётся соблазну исследовать психические явления и феномен души, дистанцируясь от неё – препарируя её и отделяя от самого себя, тем самым, утрачивая контакт с собственной Душой. А среди психологов единственно адекватной считается так называемая «третья позиция» (привнесенная из НЛП), то есть позиция отстраненности и, якобы, объективности.

Трагедия аполлонического заключается в вырванности человека из общего контекста – в том, что он ощущает себя отдельно от пространства и его ритмов. Более того, современный человек, по большей части, наблюдает окружающую его действительность как абстрактный фильм, не осознавая степени своей включённости в происходящее. Невидимый экран слишком-аполлонического изолирует человека от жизни социума и от ощущения единения с пространством, с его сюжетами и событиями; отключает от телесности, интуиции и других способов взаимодействия с окружающим миром. Причем, как это ни печально и смешно, аполлоническая третья позиция считается необходимой в подавляющем большинстве так называемых телесно-ориентированных практик. Конечно, так безопасней и проще, но увы, вместе с водой тут выплескивается и ребенок.

Афина – как она выражена в современном обществе – являет собой, прежде всего, соответствие норме. Нормальный в идеальном смысле, это есть наиболее или наилучшим спосо­бом приближающийся к идеальному образцу, предустановленному образу. И, как вы уже догадались, этот образец дается теологией, медициной и юриспруденцией. Получается, Афина, символизирующая норму, одним своим существованием порождает понятие «патологии». Чем сильнее и незыблемее позиция Афины – тем более патологично вынуждены выражаться другие боги. Архетипические исследования подтверждают, что чем тяжелее довлеет норма, тем отчётливее проявляется "нижний", теневой выплеск архетипических энергий. В психологических и псевдодуховных кругах уже сложился некий эталон «проработанного человека», на который ориентируется большинство психологов и наивных эзотериков. Многие «духовные люди» считают своим долгом поучать других страждущих, навязывая советы и рекомендации, обучая, как избавиться от «проблем». Кухонные междусобойчики в подобных компаниях сводятся к тому, что каждый старательно выпячивает своё мнимое «психическое  здоровье». Такая же ситуация царит и на множестве семинаров и тренингов «личностного и духовного роста» и иже с ними. Желая соответствовать этому витающему в воздухе эталону, человек часто попадает в ловушку: создавая видимость «проработанности», он тем глубже прячет ужас тёмнейших уголков своей души, и тем более усугубляет разрыв между внешним проявлением и внутренней хаотической реальностью.

Афина и Аполлон, невольно ставшие доминантными фигурами, сами попадают в прокрустово ложе своей реализации, и выражаются вовсе не в том объёме и не в той полноте, в которой могли бы. И их несвобода в контексте сложившейся ситуации не меньше, чем ограниченность других богов.

По большому счету, богам всё равно, как проявляться: у каждого из них есть способ в должном объёме вылиться в архетипическое пространство. Но в этом же пространстве "гуляет" чувство грусти от того, что люди, вписанные в масштабный спектакль, выбирают и реализуют лишь проявления «нижнего» слоя.

Посмотрим на современное общество с точки зрения мифологического сознания. В таком ключе, пороки современного общества – это мощный шквал совокупной беснующейся Тени Олимпа. И, естественно, эта Тень не минует психологию.

Это отдельная и очень большая тема. Бороться с доминантой, как я уже говорил, невозможно. Но мы можем вносить в свою жизнь и работу ростки новых контрдоминант, что на языке мифологического сознания означает возможность проявления всех богов. Это неизбежно порушит все представления и нормы западной психологии, но это будет свежим дыханием, пробуждающим российский Мифос (повторюсь, я использую имена греческих богов лишь как удобную систему координат).

Пустите в свой кабинет или зал Ареса. Нарушьте психические и физические границы. Позвольте себе реальную ярость. Вступите с участниками группы в реальную потасовку. Выпорите упорствующего и застрявшего в защитах, ремнем, дайте несколько затрещин или тумаков, заставьте их вступить в реальную борьбу за себя. При этом приготовьтесь так же быть выпоротыми, получить тумаков, порвать одежду. В конце концов «Бойцовский клуб» - это не американское изобретение, изведать ярость Ареса в кулачных боях или дома приложить руку, сковородку или ухват к жене или мужу для русского человека всегда было возможно, и только сейчас это воспринимается как чуть ли не патология, и семейная пара вместо того, чтобы пустить в ход тумаки, сковородку или швабру, вынуждена сидеть в креслах благовоспитанного и юридически подкованного психолога. (Рассказ о ремне и пощечине).

Пустите в свой кабинет Диониса с его обнаженным нервом, с его оргастичностью и безумием… Пустите Гермеса, с его духом авантюры, Зевса с его директивными указаниями и – да-да – советами или почти приказами… Пустите Афродиту с ее соблазнением, ослеплением страстью… Пустите Геру с ее ревностью и мстительностью… Пустите глубинные, донные страсти Посейдона, позвольте не удерживать и не спасать Персефону от мрачных суицидальных фантазий – будьте с ними на «ты», побудьте грозным и мрачным Аидом, коварным Сетом, хитрым Локки, Велесом, который не объясняет своих действий и залезает в душу сквозь все защиты и границы, Хорсом, который без обиняков и «терапии» назовет подлеца подлецом, Сварогом, для которого нет вообще никаких ограничений, а только абсолютное всемогущество и вседозволенность…

Позвольте проявиться русской душе ее глубинным свойствам, не имеющим моральных оценок – простор, абсолютная свобода и вседозволенность… И не надо бояться анархии, которую воспевали Кропоткин и Бакунин, настоящую анархию как во времена Новгородского вече, мы никогда не видели, а пугали нас этим словом, подтасовывая сюда разное мародерство те, кто держится за власть, кому выгодно иметь рабов….

Использовать силы различных богов, кроме наевших оскомину Афины и Аполлона – это, конечно, искусство, которому нужно учиться. А западная психология вас этому не научит… Она научит вас нормам – то есть, тому, что отчуждает людей друг от друга, и что категорически неприемлемо для русского Мифоса…

Можно часами говорить о том, как пускать в свой рабочий кабинет, да и, прежде всего, в свою жизнь того или иного бога. На примере Ареса я лишь показал одну грань упускаемых вами возможностей. Грань, которая уже только при упоминании уже на многих, вероятно, навела священный ужас… Но, поверьте, если вы не делаете это, то, как я уже говорил, ежедневно совершаете преступление против этноса и работаете не на целостность, а на сверхприбыль капиталистических акул. Выбирайте! Хотя, конечно, всегда есть возможность объявить меня сумасшедшим или кем угодно и удалить все эти неудобные вопросы из своего сознания. Но, как говаривал Милтон Эриксон, мой голос все равно останется с вами…

В скором времени я посвящу несколько лекций этим вопросам, не говоря уже о возможности практического обучения.

Итак, желая соответствовать этому американизированному эталону, русский человек часто попадает в ловушку, его «проработанность» отражается в выставлении и соблюдении границ, что для русского духа пагубно, ибо дух этот границ не знает, и сажая его в границы, мы только создаем отчужденность.

Здесь, все-таки, я затрону Гермеса и, кстати, Велеса. Капитализм выпятил теневую сторону Гермеса – экономическую выгоду, и загнал в подполье его основную и жизнеутверждающую черту – дух авантюры. Под действием капиталистических ценностей подавляющее большинство людей отрываются от Целого и неуклонно стремятся к неприкосновенности гарантированного бытия и личной безопасности и прочим личным благам, в том числе утилитарно-материальным (карьера, стабильность, деньги, здоровье и т.п.) Это совсем не по-русски. Ясно безо всяких доказательств, что это – навязанные ценности, разобщающие российский этнос.

Именно это стремление к неприкосновенности якобы гарантированного обладания этими ценностями и личной безопасности - ценностям иллюзорным, ибо никакие законы и манипуляции (в том числе целительство и т.п.) не могут дать гарантий, а только их иллюзию, ставя тем самым людей в зависимую инфантильную позицию потребителя - так вот именно это стремление и является в современном мире ни чем иным, как регрессом со всеми вытекающими последствиями.

То, что сейчас именуют "духовностью" приобретает явно выраженную "розовую" окраску, ставя человека в подчиненное положение перед коллективным Супер-Эго, - вследствие вытеснения всего, что считается "темным" и т.п. в подсознание, целые народы находятся под властью жестких догматов (религии, нью-эйдж, потребительская психология и "целительство"), порождая невротические иллюзии и тот же потребительский инфантилизм, как образ жизни. Подобное вытеснение экзистенциальных переживаний (нежелание, например, принять апорию смерти в частности и уход в "спасительные" верования могут обернуться (и уже оборачиваются) массовыми психотическими инфляциями в сознании людей.

Дух - вольный, он дышит где хочет, не разделяя мир на низ и верх, добро и зло и прочие крайности. В сложившейся ситуации дух имеет тенденцию улетучиваться, оставляя человека в его стремлении к личному благу и безопасности. Подлинная духовность, как например, ее понимали древние перестает восприниматься общественным сознанием. Духовность же является стремлением от частного к Целому: сейчас мы видим прямо противоположные тенденции.     

В этой ситуации гермесовский Дух авантюры может быть решающей прививкой от инфантилизма и господства частных ценностей "общества потребления".

Эта позиция ставит под принципиальный вопрос основную тенденцию, сложившуюся в культуре, науке, психологии, медицине и т.п. Развитие чистого авантюрного сознания смещает систему ценностей от инфантилизма и спасительных иллюзий и надежд в сторону преобладания Целого над частным, свободы над гарантиями, возможности предстоять перед смертью без защит над инфантилизмом, неизвестности над догмами.

Авантюрное сознание вбрасывает сознание человека в мир взрослых категорий, таких как риск, удача, поражение и т.п.

Это ведет к проживанию типично русского тезиса о том, что жизненный путь ведет из ниоткуда в никуда, следовательно цель - каждый шаг. Это понимание отодвигает потребительские ценности (карьера, деньги, озабоченность здоровьем - которая, равно как и само расстройство здоровья большей частью происходят от инфантильной позиции - лекарство от которого - осознание всех рисков в которые "вброшен" человек) и выдвигает на первый план ценности осознавания.

Осознавание неизбежно приводит к постижению того факта, что жизнь по сути является авантюрой.

Осознание рисков и возможности равновероятных удач и поражений приводит к отказу от инфантильной страусиной позиции. Через категорию игры, приключения, авантюры - наступает взросление и ответственность за целое, за Дух.

Возвращаясь к так называемым границам личности, зададимся вопросом, откуда эти границы берутся? А берутся они от Аполлонического представления границ между так называемым объективным и субъективным, которые Запад вдолбил не только в науку, но и в сознание юольшинства людей, особенно психологов, ибо эта граница (и следственно все частные – личные) существуют (!!!) только в Символическом регистре западной культуры. Нет их в Реальном и не может быть. Но в Америке и на Западе – в их Мифосе преобладает так называемая группа Героических мифов (основными чертами которых является преодоление, победа, успех, приоритет достижений над постижением, неприятие феминности, борьба с себе подобными за деньги, карьеру, успех), поэтому и в национальной идее Америки важна идея границ, потому как каждый герой стремиться одолеть другого героя. Чтобы этого избежать они придумали в качестве элементов национальной идеи границы и толерантность. В русском Мифосе героические мифы уступают мистическим, где вместо поднятия на вершину и соревнование за первенство, наоборот естественны погружение в глубины, в силы ночи, в разрешение вместо запретов. Русскому человеку чужда толерантность, которую проповедует гуманизм и все виды гуманистической психологии. Толерантность – это максимальная отгороженность от мира и от других по принципу – «не трогайте меня, и я не буду трогать вас, делайте что хотите, только не трогайте меня». И этот принцип стал ведущим в психологии, так и сидят напротив друг друга и слегка касаются в пределах неких иллюзорных границ. Причем, символическое настолько сильно, что эта иллюзорность проникает в глубины сознания и действительно возникают ощетинившиеся границы, и всякие обиды, лицемерно именуемые травмами. Но, вникните, насколько при этом мы обманываем друг друга!!!

Большинству психологов в силу инфантильности, очень выгодно оставаться хорошими мальчиками и девочками, не рискующими нарушать границы, соблюдая Аполлонически-Афинскую этику. Ведь, как я говорил, авантюра и выход за пределы – это риск выйти за пределы Символического в Реальное. Но, поверьте, этот выход стоит того!!!

Еще одна губительная для русского этноса диверсия со стороны Американизированного сознания. Это всякого рода достигаторство, успех, погоня за деньгами, расплодившиеся как поганки школы лидерства и тренинги как заработать миллион и стать успешным, как иметь много всего и т.п. Это очень большая тема, очень больная тема, т.к. этой заразой поражено огромное количество людей и особенно так называемых тренеров. Которые не ведают что творят. Все это зиждется на упоминавшемся уже героическом мифе, который построен на страхе упасть, этот физиологический страх становится психологическим. Формирует самооценку, народ запуган – как бы не стать лузером, как бы не остаться непроработанным, неадекватным, не соответствующим американскому сценарию успешного улыбающегося окейного супермена. Именно отсюда депрессии, вы их порождаете, граждане тренеры и коучеры!!! Погань для земли русской!!!

Апогей этой диверсии – книга и фильм «Секрет»… Тоже тема отдельной лекции… Не технология направленной визуализации, которая может использоваться с точки зрения разных идеологий, а именно идеология – гонка за успехом – кто не успел – лузер. Обществу потребления нужны богатые рабы. Даже очень богатые – они и налоги большие будут платить, а главное – потреблять все больше и больше совершенно ненужных вещей, увеличивая в сотни и тысячи раз сверхприбыль финансовой элиты. Ведь сущность капитализма общества потребления уже не в производстве товаров, а в производстве желаний, ничем не ограниченном производстве все новых и новых желаний. Все информационные потоки, радио, газеты, телевидение, кино – все служит этому монстру машин желаний, которого уже почти не остановить. И мы слепо покупаемся. Сейчас наступает тот перелом в психологии, когда желания нужно не разблокировать, как во времена Фрейда, когда это было естественно, а наоборот ставить под контроль сознания – сознания, а не супер-эго. Иначе мы станем их рабами. Вот новая задача для психологии – не как достигать растущих желаний, а как перестать чувствовать вину за то, что ты не соответствуешь росту желаний, не являешься успешным, проработанным, окейным.

Антикоучинг необходим, а не коучинг!!! Причем, если ситуация не поменяется, то это настоящий путь к гибели. Не от землятрясений и цунами, а от перепроизводства желаний. Но вы, как обычно не хотите задумываться об этом. Можно даже абстрактно допустить, что я прав, но это же происходит не с вами, это вас то уж не касается! А? Нет? Вы то уж, конечно, добропорядочный коучер или тренер, который очень далек от всех этих глобальных процессов, вы просто скромно делаете свое дело, ибо платят неплохо. ЛОЖЬ!!! Причастны! Самым прямым образом!

С кем работают коучеры? С и без того распальцованными фирмами, не производящими ничего толкового, чаще вообще ничего не производящими. Которые деньги платят. А есть в психологии наработки, которые могут помочь возродить и стоящие металлургические заводы Урала и сельское хозяйство, то, что действительно необходимо. Кто с этим работает? – Никто! Куда это ведет? !!! …

Двадцать лет назад никто не считал запах пота неприятным. Если старшее поколение помнит – это был естественный и даже приятный запах. Сейчас же он ужасен, и нужно срочно покупать «Рексону» или еще какую-то гадость. Чтобы убить в себе естественность. На этих же лживых принципах работает почти вся фармацевтическая промышленность, медицина, ставшая насквозь продажной, для этого изобретаются все более изощренные законы и всякие защиты прав потребителя… Ложь на лжи и ложью погоняет. И в первых рядах психология.

Вот еще отдельная тема. Хуже Гитлера потоптался по нашей земле Берт Хеллингер. Уже стало неприличным не пройти пару расстановок в месяц. А что это влечет за собой – знаете? Идеи, заложенные Хеллингером для русского человека пострашнее атомной бомбы. Еще немного и народ будет полностью обезоружен и введен в глубочайшую регрессию… Сейчас расскажу как.  Итак, Берт Хеллингер. Был до 40 лет монахом-миссионером, около 40 лет выходит из ордена, при чём без конфликтно, т.е. орден его отпустил с миром (благословил?) заниматься тем, чем он и занялся, случай сам по себе редкий?! Итак с монашеским смирением он идёт в изучение психологии, синтезирует тразактный анализ, психодраму, теорию морфических полей в системные расстановки. Идея: каждый занимает только своё место в системе и не должен его потерять ни при каких обстоятельствах, система семейная (род) стремится к выживанию любой ценой, не важно, что происходит за её пределами, смирение проявляется в т.н. терапевтических фразах: я твоя мать, ты моя дочь(сын), я давала, что могла.... (взятки гладки) и иди ты со своими претензиями куда подальше, одним словом ничего не проясняется, одно смирение,  потом правильная расстановка, где система  успокаивается и всё идёт по накатанному сценарию,(есть ещё фраза) я сделаю со своей жизнью , что-нибудь хорошее (вот только, что ? я не знаю)Идея смирения и страха потерять своё место в системе идут ключевыми - остальное всё вариации на эту же тему.Если учесть, что государство воспринимается как родительская фигура (Великая и Ужасная Мать), религиозная система -как отцовская, то задача всё принимать как так и должно быть со смирением начинает выполняться, любой протест бессмыслен. Никакой сепарации не происходит, а уж про индивидуацию тем более (у нас все так жили).Смиренное принятие действительности обеспечено.Кроме того, сам метод отбрасывает чувственные переживания или урезает их до крайности, очень большую роль играет фигура  терапевта(который точно знает - что расстановка должна быть правильной, что должен говорить  пациент (он должен говорить правильные  слова) и выполнять директивные распоряжения терапевта. Беда ещё в том, что этот метод с его примитивным толкование природы человека, да и вообще не знанием его: всё усредняет, обедняет представления о жизни как таковой и т.д.

Ну про расплодившуюся розовую эзотерятину я просто ничего сейчас говорить не буду, т.к. это вообще ниже планки заявленной беседы.

 Итак, в течение уже длительного времени я обрушивал на вас поток критики. Критика сама по себе не приносит результата, если за ней не следует предложение конструктивных мер. Это традиционная точка зрения. Я с ней несогласен. Большинство из вас, скорее всего, не воспримет мою критику в свой адрес или не сочтет ее серьезной. Но в вас уже появился когнитивный диссонанс, ведь в глубине души вы знаете, что я прав. Что правда, как говорил Данила Багров, не в деньгах. И то, что вы занимаетесь разрушением и России и цивилизации не в меньшей, а скорее в большей степени, чем проворовавшиеся чиновники и взяточники. Они – мелочь по сравнению с вами, с вашим вкладом в тот дурдом, в котором мы живем и который катится в пропасть.

Во второй части лекции, которая выйдет через несколько недель, я расскажу про ресурсы русского Мифоса, про ресурсы той части русского Логоса, который еще живет, не сломленный диверсиями. Про методы и идеи, которые стоит развивать. Очень важно сейчас сместить вектор от частного интереса к общему. «Сегодня не личное главное!»

А сейчас, как говорил Родиону Раскольникову Порфирий Петрович, после предложения о явке с повинной: ДОБРЫХ МЫСЛЕЙ, БЛАГИХ НАЧИНАНИЙ !!!

 

 

 

 



Просмотров: 355
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 10 дельных советов для построения счастливых отношений с мужьями, даже если сейчас все очень «сложно».
  • Книги по психологии, которые стоит прочесть, даже если вы не психолог
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • 5 типов родовых травм, которые влияют на нас, даже если мы этого не осознаем
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе её обеспечил
  • Как говорить о смерти? Как поддержать человека, который сейчас переживает утрату?
  • Как женщине легко сделать с мужчины очень несчастного и даже "тряпку"
  • Почему человек, опаздывающий на самолет, который в будущем разобьётся – очень расстраивается?
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • 5 вещей, которые нужно принять, если вы хотите быть счастливы в браке
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Зачем мне психотерапия, если есть тренинги, которые обещают результат за 1-3 дня?
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Пассивный доход. Три хорошие идеи получения денег (даже если вы не работаете)
  • Как установить контакт со своим подсознанием? даже если ты обычный человек
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь