Родительские послания и их сценарное значение

 

Родительские послания и их сценарное значение

Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание. (Лев Николаевич Толстой)

Каждый из нас играет свой жизненный сценарий, и многие даже не задумываются, в какой период времени написана была эта "программа".

Если вернуться к названию статьи, хочется более подробнее остановиться на самой расшифровке данного понятия.

Родительские послания - это определенные фразы, многократно повторяемые родителями (это могут быть просто сообщения - вербальные, а могут и метасообщения - вербальные и невербальные), которые понимаются детьми совершенно не так, как думают сами родители. Дети считывают совершенно иной смысл, заложенный в обращении к ним, одновременно сверяясь с поведением взрослого.

Итак, уже в раннем детстве каждый из нас представлял свое будущее: кем он будет, как проживет свою жизнь. Во взрослой жизни мы строим новые планы и пишем совершенно другие сценарии, забывая про детские. Но детские программы, построенные ранее, закрепляются во взрослой жизни. Они встречаются нам во всех сферах жизнедеятельности: на работе, с начальниками и сотрудниками, родственниками и друзьями. Те люди, в руках которых, как нам кажется, ключи от нашего благополучия, запускают наше детское сценарное поведение. И совершенно неосознанно мы вновь погружаемся в тот период зависимости и беспомощности. 

Исследуя данную тему при работе с клиентами, я вышла на всем знакомый треугольник Карпмана, но структурировала его немного иначе, исходя из работы со своими клиентами. 

"Треугольник родительских посланий"
именно так я назвала эту работу и хочу ею с Вами поделиться. 

Изначально на практике я исследовала вершины треугольника "Жертва. Преследователь. Спасатель". Углубляясь в работу с детскими воспоминаниями, с часто повторяющимися фразами родителей клиентов, я выделила в каждой вершине следующие категории, и вот что у меня получилось. 

"Жертва"

  • Отношение родителей в детстве:навязчивая любовь родителей либо жесткая критика (сопровождающаяся манипуляциями, с постоянным накладыванием чувства вины на ребенка как способ контроля за его жизнью).
  • Поведение ребенка: соглашение на невыгодные для себя условия; страх отстаивать свои границы, потребности и желания; полное подчинение.
  • Какими действиями можно выйти: научится брать на себя ответственность, выражать свое мнение конструктивным способом (без конфликта), учиться выстраивать свои границы.

"Спасатель"

  • Отношение родителей в детстве: жертвенные родители, использующие фразы "Мы тебе столько дали, а ты, неблагодарная(ый)...".
  • Поведение ребенка: не считается со своими интересами, ставя чужие интересы приоритетнее своих; не говорит о своих чувствах; страх "появиться", "удобный ребенок"- не кричит, не балуется, с хроническим чувством вины. 
  • Какими действиями можно выйти: научиться откликаться на помощь в тех случаях, когда в ней нуждаются другие, и удостовериться в том, что тот, кто просит помощи, также прикладывает свои усилия для получения желаемого результата.

"Преследователь"

  • Отношение родителей в детстве:жертва жесткой критики родителей, сопровождающейся родительским посланием "не будь собой".
  • Поведение ребенка: подчинение себе других, обесценивание своих способностей и результатов деятельности других, "синдром отличника", не имеющего право на ошибку.
  • Какими действиями можно выйти: позволить себе быть несовершенным; любой полученный урок воспринимать как опыт, из которого можно выделить зоны своего развития; научиться говорить о своем мнении; научиться отдыхать (заняться хобби), постараться разнообразить свой регламент жизни, учиться получать удовольствие.

В этой статье я описала поведение родителей и детей в тот период, когда родитель для ребенка является самой значимой фигурой, отвечающей за его жизнедеятельность. Также для каждой категории я прописала пути выхода из этой позиции; решения, которые может принять каждый взрослый, желающий внести изменения в свою жизнь и выйти из "зоны треугольных" зависимых отношений на новый уровень.

Мы воспитываемся в разных семьях, с разными правилами, поощрениями и ограничениями - родителями, которые любят нас так, как они умеют, как их научили когда-то в детстве. Важно уважать и принимать такую разную любовь. И важно знать, что мы имеем право из 100 процентов того, что нам дают родители, взять ровно столько, сколько хочется, и научиться жить по-другому, взяв на себя эту ответственность.

 

Личная ответственность каждого из нас - это личный выбор!

 





Просмотров: 368
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Выйти из замкнутого круга "жертва" - "агрессор" - "жертва"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Треугольник манипуляций: "Жертва - Преследователь - Спасатель" и созависимые отношения.
  • "Нездоровые" дети самых "здоровых" родителей
  • Когда мама "три в одном": Жертва, Преследователь, Спасатель.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Конспект мастер-класса для родителей "Про детские "боюськи"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Специальность психотерапевта "совершенно бессмысленная" и "идиотская"?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Как научиться отстаивать свои границы. Или как сказать хаму "ша".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • В защиту родителей (про "козлов" и "отпущение")
  • "Яжграмотнаямать" вместе с "Яжпсихологом" для родителей
  • Как научиться говорить "Нет" и выстроить свои личные границы!
  • #Здоровая_психосоматика. "Бедная овечка" или "овца" - мое к тебе отношение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь