В терапии , и не только гештальттерапии, одни из самых употребляемых слов это выбор, ответственность и осознанность. Вот давайте и порассуждаем , что же означают эти понятия и как они взаимосвязаны. Несомненно эти термины применяются, когда речь идет о психике человека. Психика это с одной стороны , то что связывает человека со средой , а с другой стороны, психика это то , что человеку дает возможность представить и проиграть некоторое количество возможных вариантов поведения . Итак человек , при изменениях условий в среде должен как то отнестись к этим изменениям, то есть себя как то повести. Для это запускается мыслительный процесс, который с одной стороны берет информацию для принятия решения из восприятия, а с другой из прежнего опыта, памяти и представляются различные варианты ситуаций в развитии . Вроде бы все понятно . Но вот по каким критериям сделать выбор варианта? Когда высшие психические функции , такие как мышление, восприятие , внимание предлагают и проигрывают варианты, то каждый из этих вариантов имеет и старт и развитие и финал возможного акта поведения. Актом поведения может быть и серьезное принятие решение, которое будет длиться многие годы, такие как выбор работы, жены, а также и элементарный акт, например, почесывание уха. В любом случае человеку как то надо размещать свою активность в соответствующей среде. Вернемся к понятиям , с которых мы начали рассуждение. Значит выбор является неотъемлемым свойством психики, а осознание критериев , по которым этот выбор осуществляется это и есть признак осознанности выбора , а значит и осознанности поведения. Критерии могут быть совершенно разные. Для примера. Эстетический — мое в меру развитое чувство гармонии подсказывает мне , что именно этот вариант поведения, наиболее изящен. Этический — я так поступлю, потому что меня так воспитали родители, и именно так надо себя вести по отношению к другим людям. Религиозный — я так не буду поступать , так как это грех, а поступлю противоположно этому. Вроде бы все понятно, пока мы не сталкиваемся с необходимостью , что за любые последствия своего выбора придется отвечать. И вот здесь возникает огромное желание убежать от ответственности , при чем не важно какие это последствия , хорошие или плохие, и делегировать ответственность кому-нибудь другому. Зачастую главный затык в принятие решений это проблема, а кто будет отвечать за последствия, на кого скинуть ответственность если что не так . Конечно это и есть главный признак инфантильности. Почему же такая , иногда даже паническая, вводящее в ступор , необходимость брать ответственность за собственный выбор? Оценка!!! До тех пор пока мы мыслим как нас научили категориями «плохо- хорошо», мы не сможем в достаточной степени преодолеть инфантильность в принятии решений. Реальность такова, что в ней нет ни хорошего, ни плохого. Простор открыт — ничего святого! Все оценочные критерии придуманы людьми! Но.... И все же выбор должен быть сделан. И здесь возникает второй уровень осознанности. Так как я человек, то я могу осознанно принять определенную линейку критериев, которую придумали до меня , либо... Придумать эту линейку самому! И тогда я несу полную ответственность за последствия выбора. Что интересно, если я в праве придумать критерии оценки сам, то соответственно эти самые критерии я могу регулировать постфактум , то есть уже после того как проявились последствия . В этом и есть суть экспериментирования , в том числе и в реальной жизни. Это мне и дает право на ошибку. А есть ли в таком случае ошибки? Что собственно называть ошибкой?
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.