Про маленьких слоников и взрослые ограничения.
Знаете, как дрессируют слонов? К ногам еще маленького слоника привязывают тяжелые цепи и, как бы он ни старался, вырваться никак не выходит. Так проходят годы. Когда слоненок вырастает и превращается в огромное животное, весом в несколько тонн, дрессировщик снимает цепи. При этом, его совершенно не пугает, что слон убежит, или проявит иные признаки неповиновения. Он знает: слон сдался, его можно контролировать при помощи обычной веревки.
Человеческие детеныши в чем-то схожи с маленькими слониками, только сдерживают их не реальные цепи, а путы родительских установок. Именно так ребенок воспринимает слова и модели поведения значимых для него взрослых, как установки, непреложные истины, которые маленький человек еще не способен, в силу возрастных особенностей, подвергать рациональной критике. Поэтому, чем раньше установки усвоены, тем сильнее их воздействие.
Выглядит это очень просто и многим знакомо: «Не трогай, у тебя не получится», «Оставь, лучше я сама», «Тебе это не по силам, не лезь», в некоторых случаях в ход идут аргументы про «руки-крюки», «дырявую башку» и т.п. По мере взросления ребенка, сферы-мишени меняются на нечто подобное: «С твоими мозгами, денег ты никогда не заработаешь», «У тебя такой характер, что замуж никто не возьмет», и прочие вариации.
По сути, малыша изначально обрекают на провал, отказывая в праве на попытку. Право на ошибку не обсуждается в принципе. Что бы ни делал этот ребенок, позитивного подкрепления своей деятельности он не получает.
При этом, ребенку отказывают в его субъективном восприятии ситуации, его «не слышат», его чувства и потребности игнорируют, что, по сути, есть проявление психологического насилия. Особенно, учитывая то, что желание раскрыть свои способности и таланты, обучиться самостоятельности – отнюдь не детский каприз, а одна из его базовых потребностей. Как следствие – у ребенка возникает ощущение никчемности, беспомощности, ущербности, тщетности своих усилий. И происходит, на мой взгляд, страшное: в какой-то момент ребенок перестает пытаться.
Ребенок вырастает и беспомощность становится «выученной», это нарушение мотивации в результате вывода из предыдущего опыта: сколько ни старайся, всё равно без толку. Став взрослым, такой человек начинает испытывать мучительные трудности в начале каждого дела и в поддержании первоначального намерения, не может сделать выбор, откладывает важные дела на «потом», не имеет навыка преодоления препятствий. Даже если вдруг где-то на горизонте чудом вырисовывается положительная перспектива, он «сливает» ее при помощи самосаботажа, или чего-то иного, не менее эффективного.
Он убежден, что любые его попытки и устремления обречены. Выливается это в разное нехорошее: невротическую тревогу, депрессию, психосоматические расстройства.
Во многом поведение этого взрослого подобно поведению многотонного слона, удерживаемого тонкой веревкой.
А всего-то и нужно сказать: ты силен, твои оковы слабы, ты можешь освободиться в любой момент, когда захочешь…
Успехов вам! Берегите себя и своих близких!
Мария Мухина
Психолог, семейный терапевт.