Знакомо ли Вам слово «психоанализ»? Скорее «да», чем «нет». Слово «психоаналитик» достаточно часто звучит, особенно в современных фильмах. Но, к сожалению, как всё малоизвестное, психоанализ окутывает множество мифов. Так, довольно часто детскому психоаналитику задают вопрос, не только удивлённые родители, но и коллеги - психологи: «Как? Разве психоанализ можно применять в работе с детьми?». И детские психоаналитики отвечают: «Да».
Все знают, что основоположник психоанализа - австрийский психиатр и невролог З. Фрейд, но мало кому известно, что он также положил начало и психоаналитической работе с детьми. В дальнейшем психоаналитическая игровая терапия, разработанная известными детскими психоаналитиками М. Кляйн, Д. Винникотт, Ф. Дольто, получила широкое применение в терапевтической работе с детьми любого возраста.
Действительно, будучи ребёнком, трудно сказать о том, что беспокоит, но ребёнок всегда говорит, даже тогда, когда он не разговаривает. Ребёнок заикается или имеет необычные привычки: дёргает себя за какую-либо часть тела, выпучивает глаза или высовывает язык; и это всё – речь ребёнка. Очень важно эту речь расшифровать, понять. Именно это будет способствовать тому, чтобы симптом, доставляющий страдание ушёл.
Что в психоанализе называют симптомом? Это что-то, что идёт не так: ребёнок долго не начинает говорить, заикается, часто болеет, очень агрессивен, грызёт ногти, испытывает страхи, стеснителен и т. д. К симптому можно подойти разными способами. Один из них - воздействовать на ребёнка, запрещать, наказывать или давать успокоительные препараты, т. е. оказывать некое сдерживающее действие. Большинство родителей отмечают, что запрет, наказание и постоянное одёргивание ребёнка не приносят ожидаемого результата. А подростки на сеансах говорят, что медикаменты ослабляют, подавляют раздражение, агрессивность, страх, тревогу, деструктивные импульсы уходят во внутрь, но не устраняют их. Девочка, 14 лет, агрессивная, раздражительная в отношениях с взрослыми, принимающая всем известные рекламируемые препараты: «Если я забываю выпить таблетку, то раздражение становится ещё более сильным, чем было. Раньше, без таблеток, раздражение проявлялось, а теперь оно глубоко внутри меня, оно задавлено. Но оно не исчезло». Психоаналитический способ подойти к симптому – узнать причину его появления. Психоанализ говорит о том, что всё имеет причину.
Как работает детский психоаналитик? Предполагаются ли какие-либо специальные материалы, игрушки? Как проходит сеанс для ребёнка?
Название «Психоаналитическая игровая техника» отвечает сама за себя, то, что происходит на сеансе, это – игра. Игра, в процессе которой ребёнок задаёт то, во что он хотел бы играть и правила игры. Очень часто дети предлагают психоаналитику лепить или рисовать, вырезать, иногда – играть в шахматы, в «Lego» или в «дочки – матери». А иногда специалисту нужно играть с маленьким пациентом в прятки, изыскивая тайные уголки в небольшом кабинете. Для психоаналитической работы с ребёнком достаточно простой обстановки в кабинете и простоты игрушек, т. к. главное это не то, с чем ребёнок играет, а то, что он выражает – фантазии, агрессивность, обиды, злость, страх. Взгляд психоаналитика всегда направлен на причину возникновения симптома. Причина – это как некая «заноза» в теле, вызывающая воспалительный процесс.
Используемые формы работы, игра, импровизация, рисование, лепка, чтение книг, не только благотворно влияют на развитие ребёнка, но и очень нравятся детям. Главная задача психоаналитика - понять ребёнка, увидеть те сложности, с которыми встречается ребёнок, неразрешённые для него вопросы, и помочь ему с ними справиться. Взгляд специалиста всегда направлен на причину симптома, на то, чтобы болезненный симптом ребёнка исчез, чтобы ушли страхи, агрессивность, крики, непослушание, тревога, болезни или навязчивые действия (грызть ногти, сосать палец и пр.). Всё внимание психоаналитика фокусируется на облегчении страдания ребёнка, а, соответственно, и родителей.
Ребёнок много с чем встречается в своей жизни. Но чем ровнее и спокойнее течёт она, тем благополучнее сложится его будущее, жизнь взрослого человека. Ведь каждый из нас – родом из Детства.
Продолжительность работы и периодичность встреч определяется для каждого ребёнка индивидуально, исходя из его желания, запроса матери и отца.