Психоаналитическая игровая работа

Знакомо ли Вам слово «психоанализ»? Скорее «да», чем «нет». Слово «психоаналитик» достаточно часто звучит, особенно в современных фильмах. Но, к сожалению, как всё малоизвестное, психоанализ окутывает множество мифов. Так, довольно часто детскому психоаналитику задают вопрос, не только удивлённые родители, но и коллеги - психологи: «Как? Разве психоанализ можно применять в работе с детьми?». И детские психоаналитики отвечают: «Да».
Все знают, что основоположник психоанализа - австрийский психиатр и невролог З. Фрейд, но мало кому известно, что он также положил начало и психоаналитической работе с детьми. В дальнейшем психоаналитическая игровая терапия, разработанная известными детскими психоаналитиками М. Кляйн, Д. Винникотт, Ф. Дольто, получила широкое применение в терапевтической работе с детьми любого возраста.
Действительно, будучи ребёнком, трудно сказать о том, что беспокоит, но ребёнок всегда говорит, даже тогда, когда он не разговаривает. Ребёнок заикается или имеет необычные привычки: дёргает себя за какую-либо часть тела, выпучивает глаза или высовывает язык; и это всё – речь ребёнка. Очень важно эту речь расшифровать, понять. Именно это будет способствовать тому, чтобы симптом, доставляющий страдание ушёл.
Что в психоанализе называют симптомом? Это что-то, что идёт не так: ребёнок долго не начинает говорить, заикается, часто болеет, очень агрессивен, грызёт ногти, испытывает страхи, стеснителен и т. д. К симптому можно подойти разными способами. Один из них - воздействовать на ребёнка, запрещать, наказывать или давать успокоительные препараты, т. е. оказывать некое сдерживающее действие. Большинство родителей отмечают, что запрет, наказание и постоянное одёргивание ребёнка не приносят ожидаемого результата. А подростки на сеансах говорят, что медикаменты ослабляют, подавляют раздражение, агрессивность, страх, тревогу, деструктивные импульсы уходят во внутрь, но не устраняют их. Девочка, 14 лет, агрессивная, раздражительная в отношениях с взрослыми, принимающая всем известные рекламируемые препараты: «Если я забываю выпить таблетку, то раздражение становится ещё более сильным, чем было. Раньше, без таблеток, раздражение проявлялось, а теперь оно глубоко внутри меня, оно задавлено. Но оно не исчезло». Психоаналитический способ подойти к симптому – узнать причину его появления. Психоанализ говорит о том, что всё имеет причину.
Как работает детский психоаналитик? Предполагаются ли какие-либо специальные материалы, игрушки? Как проходит сеанс для ребёнка?
Название «Психоаналитическая игровая техника» отвечает сама за себя, то, что происходит на сеансе, это – игра. Игра, в процессе которой ребёнок задаёт то, во что он хотел бы играть и правила игры. Очень часто дети предлагают психоаналитику лепить или рисовать, вырезать, иногда – играть в шахматы, в «Lego» или в «дочки – матери». А иногда специалисту нужно играть с маленьким пациентом в прятки, изыскивая тайные уголки в небольшом кабинете. Для психоаналитической работы с ребёнком достаточно простой обстановки в кабинете и простоты игрушек, т. к. главное это не то, с чем ребёнок играет, а то, что он выражает – фантазии, агрессивность, обиды, злость, страх. Взгляд психоаналитика всегда направлен на причину возникновения симптома. Причина – это как некая «заноза» в теле, вызывающая воспалительный процесс.
Используемые формы работы, игра, импровизация, рисование, лепка, чтение книг, не только благотворно влияют на развитие ребёнка, но и очень нравятся детям. Главная задача психоаналитика - понять ребёнка, увидеть те сложности, с которыми встречается ребёнок, неразрешённые для него вопросы, и помочь ему с ними справиться. Взгляд специалиста всегда направлен на причину симптома, на то, чтобы болезненный симптом ребёнка исчез, чтобы ушли страхи, агрессивность, крики, непослушание, тревога, болезни или навязчивые действия (грызть ногти, сосать палец и пр.). Всё внимание психоаналитика фокусируется на облегчении страдания ребёнка, а, соответственно, и родителей.
Ребёнок много с чем встречается в своей жизни. Но чем ровнее и спокойнее течёт она, тем благополучнее сложится его будущее, жизнь взрослого человека. Ведь каждый из нас – родом из Детства.



Продолжительность работы и периодичность встреч определяется для каждого ребёнка индивидуально, исходя из его желания, запроса матери и отца.



Просмотров: 272
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Что делать, если ребёнок часто болеет?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Что самое важное для ребёнка? Любовь? Не только.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что важно знать родителям, выбирая развивающие занятия для ребёнка.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?
  • Иногда мне кажется, что я не люблю своего ребёнка
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Что убирать будем - причину или симптом?
  • Безнадёга… «Это мой собственный ребёнок!» И что дальше?
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Всё, что Вам нужно - это полюбить себя.
  • Предвидеть что-либо очень трудно, особенно будущее
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Ухудшения состояния после терапии. Что это такое и с чем оно связано?
  • Как понять, что ребёнок пережил психологическую травму?
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь