|
Верить....а нужно ли?Автор статьи: Савчук Олеся
Уверенный, свободно струящийся звон колоколов. Открыться ему, превратившись в слух; позволить его вибрациям заполнить себя: тело, сознание. Внутри все отзывается замедлением, расслабляется, входит в размеренный ритм. Колокольный звон, качественная музыка, песнопения, молитвы, мантры и др. (наверняка это не все, что связано с благотворным звучанием) — хороший способ успокоить внутренние бури, прийти в состояние равновесия. Чтобы совладать с тревогой, которую рождает устройство жизни, такие возможности просто необходимы. И не вчера они появились. Эти практики проверены веками... «ПроВЕРЕны» - мои мысли плавно перешли к вере. В нашем языке много слов с этим корнем: уверенность, доверие, верно, ввериться и т. д. Почему явление веры столь востребовано? Думаю, потому что она помогает выдерживать условия жизни. А именно: отсутствие гарантий. Жизнь невозможно построить по алгоритму, невозможно избежать рисков, мудрость приходит только с опытом. Так благодаря чему возможно движение вперед, обретая этот самый опыт? На что опираться, каждый раз отваживаясь на новый риск? Как раз для этого и нужна вера. В изменчивом, малопредсказуемом мире мы можем только верить. Объект веры каждый выбирает для себя сам. И он становится опорным. Любопытно, что возможность верить, в смысле доверия, обретается как раз как результат гарантий в раннем возрасте. А именно — гарантированного присутствия и своевременного контейнирования матери. Достаточное количество такого опыта формирует внутри такое представление о мире и своем месте в нем, что оно позволяет во взрослом возрасте верить в благожелательность мира и собственные ресурсы. Такое ощущение еще можно назвать уверенностью в себе. Здесь хочется сказать, что это состояние не всегда точно понимается. Зачастую, говоря «Я в себе уверен», человек имеет в виду - «Со мной ничего плохого не случится», или «Я себе нравлюсь», или «Меня нельзя разлюбить», или «У меня все обязательно получится»...но на такого рода уверенность в себе нельзя опираться, потому что она дает сильный крен в сторону всемогущества, не учитывая свобод других людей и возможностей внешних обстоятельств. Что же представляет собой трезвая, опорная уверенность? Самоощущение здесь примерно такое: «Я знаю, что в мире, в том числе и со мной, может случиться всякое. Однако, я у себя есть, я знаю как себя поддержать, знаю свои сильные и слабые стороны и не покину себя в трудной ситуации. Я верю, что мне хватит сил, чтобы пережить трудные эмоции или найти выход и, в конце концов, продолжить жить». А дальше уже «Я верю партнеру» и «Я верю миру». В том же случае, когда внутренних опор нет, необходим внешний объект, который сможет дать нам гарантированную защиту. Таким объектом может стать институт религии, ритуал, амулет, еще что-то подобное. Человек, веря в эту внешнюю защиту, успокаивается и способен действовать во внешнем мире. Используя свои же собственные внутренние ресурсы. Вот что любопытно — вера то его. И ресурсы тоже его. Только это все неприсвоенное. И, убери опорный внешний объект или внеси неожиданный элемент в знакомую предсказуемую ситуацию, собственная эффективность тут же снижается. И то, что человек делал сам, он уже не может, потому что убежден в том, что в нем самом то ничего и нет. Я это к чему. К тому, что наше умение верить —это один из навыков, позволяющих нам жить свободно. Но не объект или явление носитель веры. Это наш собственный, глубинный ресурс. И вопрос только в том, есть ли у нас к нему доступ. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|