|
Родительские ошибки в борьбе с компьютерной зависимостью у детей.Автор статьи: Мануйлова Любовь Юрьевна
Начнём с того, когда зависимости ещё нет и в помине. На этом этапе родители делают одну очень серьёзную ошибку. Ошибка №1 Родители очень рано позволяют ребенку погружаться в мир компьютерных развлечений (порой, уже начиная с возраста 1-1,5 лет). И при этом родители забывают о временных рамках и необходимости дозировать подобного рода развлечения, поскольку в таком возрасте эти развлечения кажутся совершенно безобидными и не несущими никакой опасности для детской психики. Но важно помнить, что захватывающая внимание компьютерная графика, сочность красок на экране и достаточная лёгкость в управлении современными гаджетами (их создатели всё продумали!) увлекают ребенка настолько, что реальная жизнь становится для детей тусклой и неинтересной. Выход. Строгое дозирование нахождения ребенка перед компьютером. Если вы заметили, что ребенок настолько погрузился в происходящее на экране, что уже не реагирует на ваше обращение к нему, то отсчитайте 15 минут назад от этого момента – это и будет то время, которое ребенок может проводить перед экраном без вреда для его психического здоровья. Теперь перейдем к другому этапу, когда родители обнаружили, что их ребенка просто невозможно оторвать от компьютера. К тому же, это начинает негативным образом сказываться на его личной жизни: он пропускает школу, чтобы провести больше времени за компьютером, может не спать ночами, продолжая играть, а утром его не поднять, он реагирует агрессивно на просьбы родителей выключить компьютер, стал неряшлив, сузился круг его интересов и общения в обычной жизни и т.д. Другими словами, у ребенка - компьютерная зависимость, и следующей ошибкой может быть: Ошибка №2. Попытка решить ситуацию категоричными запретами на препровождение времени у компьютера, вплоть до установки паролей на компьютере и прятанья шнуров электропитания и т.д. И начинается игра «в кто кого обведёт» между родителями и ребенком: родители прячут – ребенок находит и перепрятывает, родители ставят пароли – он их взламывает и т.д., до тех пор, пока родители не сдадутся и махнут рукой («делай, что хочешь!»). Либо они выкидывают компьютер вообще, и на некоторое время (после бунта и истерик ребенка) в доме наступает нечто вроде видимости решения проблемы, но это не улучшает ни отношений между родителями и ребенком, ни его успеваемости в школе. Потом ребенок начинает проводить много времени в компьютерных залах, спуская все карманные деньги, которые родители дают ему на питание, либо просиживать сутками у друзей, таких же игроманов. Либо он начинает выпрашивать (по прошествии некоторого времени) у родителей снова купить ему компьютер. Родители, измотанные этой войной с ребенком, соглашаются, но с условием, что теперь он будет играть меньше. Подросток обещает всё, что родители хотят услышать. И всё повторяется… Выход. Нельзя что-то отобрать и ничего не дать взамен. Важно понимать, что компьютерная зависимость является следствием, а не причиной нарушения поведения у ребенка. В основе любой зависимости лежит некая неудовлетворенная потребность, которую ребенок пытается удовлетворить вот таким способом. Поэтому задача родителей – выявить эту неудовлетворенную потребность и восполнить её не компьютерными средствами, а в реальной жизни, в реальных человеческих взаимоотношениях. Для того, чтобы её выявить, нужно искренне поинтересоваться тем, что ему нравится в его любимой компьютерной игре, может быть, вникнуть в сюжет игры, посмотреть, как он играет…Главное – посвятить свое время общению с ребенком, услышать его потребности ….и не поступить привычным способом, обесценив важность этих потребностей. Но делают это не многие, потому что есть ещё одна ошибка, которая встречается у родителей – ошибка понимания сути проблемы. Ошибка №3. Зачастую родители думают, что компьютерная зависимость – это проблема исключительно их ребенка. К сожалению, это не так. Это проблема всей семьи как некой сложившейся системы взаимоотношений. Эта система взаимоотношений была выстроена так, что она способствовала возникновению этой зависимости у одного из членов семьи и продолжает её поддерживать. Почему и для чего она была выстроена именно так, а не иначе – с этим можно разобраться с помощью психолога. Выход. Поскольку это болезнь всей семьи, а точнее, данной системы взаимоотношений, большим начальным шагом на пути избавления от этой проблемы будет готовность родителей принять мысль, что помощь нужна не только ребенку, но и им самим. Попытаться справиться с проблемой зависимости самостоятельно, без психолога - наверное, это возможно. Но важно понимать, что это будет очень непросто. И дело не в том, что не будет желания решить проблему, а в том, что на каком-то этапе семье может не хватить определенных знаний и навыков для её решения.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|