Развитие стрессоустойчивости ребенка

Согласно данным офиса национальной статистики прошлого года, у каждого четвертого ребенка нашей страны в раннем детском возрасте уже имеется опыт переживания негативного стресса (дистресса) и повышен уровень тревожности. Другими словами, каждый четвертый ребенок знаком со страхами, которые мешают ему быть активным и любознательным в повседневной жизни и получать удовольствие от своих успехов и окружающей среды.
Ричард Лазарус утверждал, что стресс во многом привязан к нашему восприятию, к оценке тех трудностей и задач, с которыми мы сталкиваемся по жизни. Как взрослый, так и ребенок встречает на своем пути ряд вопросов, на которые нужно найти ответы, ряд препятствий, которые нужно преодолеть. Что же может помочь ребенку с ранних лет справляться со стрессами без негативных последствий?
Одна из гениальных идей по этому поводу таится в словах человека, никак не связанного с психологией или педагогикой, Альберта Эйнштейна: «Вы не можете решить проблему, используя то же мышление, которое ее породило». Если мы ищем ответ на вопрос: как грамотно переживать стресс, как помочь ребенку справиться со стрессом наилучшим образом, извлекая из этого только пользу, то ответом будет служить креативное мышление.
Творческое мышление – одна из наиболее сложный способностей, подаренная нам эволюцией и сохранившая человеческий род. Благодаря творческому мышлению происходят все открытия, изобретения. С его же помощью человек способен находить выходы из ситуаций, которые ему не нравятся.
Единственная проблема заключается в том, что творческое мышление привязано к тем зонам мозга, которые, во-первых, позже и сложнее развиваются, а во-вторых, проще всего блокируются в состоянии дистресса, создавая замкнутую петлю (иначе говоря, мы впадаем в ступор именно тогда, когда больше всего необходимо мыслить быстро и креативно). Что же делать? Можно ли это как-то изменить? Конечно да! Для этого нужно предпринять всего несколько шагов.

1. ТРЕНИРОВАТЬ КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Чем больше натренирован мозг человека, чем больше мы привыкаем использовать ответственные за творчество и нестандартные решения зоны мозга, чем больше устанавливается нейронных связей, тем сложнее стрессу блокировать доступ к ним. И тем больше остается в запасе готовых и разнообразных идей, которыми можно воспользоваться, даже если от неожиданности цепенеешь и не можешь быстро придумать что-то новое.

2. ДАВАТЬ ОПОРУ НА ПОЗИТИВНЫЕ ЭМОЦИИ. Это особенно важный пункт для развития детей. Потребность в безопасности – одна из базовых потребностей человека. И если ребенок постоянно сталкивается с неудачами и при этом не ощущает поддержки (не чувствует, что он остается любим, принят и защищен даже тогда, когда у него что-то не получается), это быстро убивает его мотивацию делать хоть что-нибудь. Страх ошибок, мотивация избегания неудач прививается очень быстро, ведь не зря говорят: «Не ошибается только тот, кто и не пробует». Двадцатилетние исследования доктора Барбары Фредриксон показывают, что для психологического баланса между позитивом и негативом человеку на каждую негативную эмоцию нужно около трех позитивных переживаний. Такое уравновешивание позволяет личности не закрыться в страхе и продолжать расти в гармонии с собой и окружающим миром. Если ваш ребенок долгое время пребывал в расстроенных чувствах, переживал нечто очень для него неприятное, лучшими способами вернуть его в бодрое состояние будет поддержка, принятие его как личности и ориентация на новые виды деятельности, новые впечатления, которые смогут изгладить следы от пережитого негатива.
Кроме того, чтобы переключиться с негативных эмоций на позитивные важно уметь проживать свои негативные эмоции, не подавлять их (оставляя внутри), а находить выход в конструктивное русло (сублимировать наиболее подходящим и полезным способом, вспомните для примера фильм «Укрощение строптивой» с Адриано Челентано, который свое напряжение успешно спускал на колку дров). Взрослому важно дать ребенку понять, что он, ребенок, имеет право злиться, грустить, бояться, что от переживания этих эмоций его не перестают любить и понимать.

3. НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОНИМАТЬ САМОГО СЕБЯ. Без этого шага предыдущий описанный будет почти невозможен. Увы, если ребенок не может отследить, какие эмоции он испытывает, в каких чувствах пребывает сейчас, как относится к той или иной ситуации, ни он, ни взрослые вокруг него не смогут помочь вернуть баланс. Для того, чтобы ребенок мог понимать самого себя, первое, что нужно развить у него – это внимание. Внимание к ощущениям в теле, внимание к настроению. И, безусловно, важны знания о том, какие эмоции, какие состояния может вообще переживать человек, в чем их проявления, отличительные черты. Взрослому важно пояснять ребенку, что его желание улыбаться, прыгать, хохотать и размахивать руками, как крыльями или хлопать в ладоши, блестящие глаза и раскрасневшиеся щеки после какого-то приятного события – это, скорее всего, один из видов радости, может быть, даже эйфория. А вот желание смеяться, размахивать руками и кричать, когда тебя отчитывают за что-то, может быть попыткой защититься, уйти от переживания других чувств, менее приятных – можно спросить еще у ребенка, в чем он чувствует разницу между искренней радостью и похожей по поведению защитой от негатива.
Изначально взрослому важно замечать в ребенке то, что он сам может упускать из внимания: «Смотри, вот сейчас ты услышал, что поиграешь только после того, как сделаешь домашнее задание, и у тебя опустились руки, поникли плечи, глаза стали полуприкрыты, как будто нет сил и хочется спать, а ведь еще минуту назад ты был полон энергии. Что с тобой, как считаешь?»
Пристальное внимание не нужно превращать в постоянную слежку с допросами. Ребенку важно иметь опыт внимания к своему состоянию со стороны близких, но также важно и научаться самому отслеживать свои состояния, замечать уже самостоятельно, что с ним происходит. Это похоже на обучение ходьбе или катанию на велосипеде: сперва взрослый держит и поясняет, потом только придерживает, а потом идет на шаг-два позади и выступает в качестве страховки, но не вмешивается в процесс без необходимости.

4. ПОДАРИТЬ РЕБЕНКУ ОПЫТ БЕЗУСЛОВНОЙ ЛЮБВИ. Этот пункт – особо важный для родителя. Опыт безусловной любови – это то, что позволяет ребенку никогда не терять опору под своими ногами, вставать после любого падения. Опыт безусловной любви – это база для здоровой самооценки, которая не требует постоянной подпитки со стороны. Опыт безусловной любви – это уверенность в том, что в мире есть для тебя место, ты принят и нужен здесь. Три ключевые фразы, три основных чувства, которые ребенку важно получить от своих родителей: «Ты уникальный и особенный, тебя нельзя заменить. Каждая жизнь уникальна и незаменима. И твоя нам очень ценна, мы принимаем то, в чем ты похож на нас и то, в чем ты отличаешься от нас, как дар»; «Твоя личность не зависит всецело от твоих действий. Ты можешь ошибаться и делать что-то не так, но ты сам не становишься ошибкой. Если мы говорим, что ты сделал что-то плохо, это не значит, что ты плохой, это значит, что нужно исправить ошибки и в следующий раз поступать иначе. Наши эмоции могут зависеть от твоего поведения, но мы все равно любим тебя»; «Мы любим тебя. Ты можешь обращаться к нам за поддержкой и помощью, мы будем делать то, что в наших силах, чтобы тебе помочь».

Ни одно из этих посланий, поданное грамотным образом, не приведет ребенка к баловству и лени, потому что эти негативные состояния имеют совершенно иной механизм возникновения. Но о том, как поддерживать мотивацию ребенка к развитию и творчеству мы поговорим в следующей статье.



Просмотров: 327
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Как желание быстро иметь то, чего у тебя пока нет, не позволяет пользоваться тем, что у тебя есть.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Ну почему так просто тебя мужчина не любит, а для этого нужно что-то делать?
  • Что может быть важно ребенку
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Выражать свои эмоции – это не то, что нам нужно
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Опыт дискриминации. Что мы выносим из него и что он может дать?
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Что такое чувствовать опору и для чего это нужно
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Не важно, ЧТО ты видишь, важно, КАК ты на это смотришь! (тест внутри)
  • Как показать ребенку/взрослому, что вы его любите?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь