|
Развитие стрессоустойчивости ребенкаАвтор статьи: Ковалёнок-Глуховская Екатерина Геннадьевна
Согласно данным офиса национальной статистики прошлого года, у каждого четвертого ребенка нашей страны в раннем детском возрасте уже имеется опыт переживания негативного стресса (дистресса) и повышен уровень тревожности. Другими словами, каждый четвертый ребенок знаком со страхами, которые мешают ему быть активным и любознательным в повседневной жизни и получать удовольствие от своих успехов и окружающей среды. 1. ТРЕНИРОВАТЬ КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Чем больше натренирован мозг человека, чем больше мы привыкаем использовать ответственные за творчество и нестандартные решения зоны мозга, чем больше устанавливается нейронных связей, тем сложнее стрессу блокировать доступ к ним. И тем больше остается в запасе готовых и разнообразных идей, которыми можно воспользоваться, даже если от неожиданности цепенеешь и не можешь быстро придумать что-то новое. 2. ДАВАТЬ ОПОРУ НА ПОЗИТИВНЫЕ ЭМОЦИИ. Это особенно важный пункт для развития детей. Потребность в безопасности – одна из базовых потребностей человека. И если ребенок постоянно сталкивается с неудачами и при этом не ощущает поддержки (не чувствует, что он остается любим, принят и защищен даже тогда, когда у него что-то не получается), это быстро убивает его мотивацию делать хоть что-нибудь. Страх ошибок, мотивация избегания неудач прививается очень быстро, ведь не зря говорят: «Не ошибается только тот, кто и не пробует». Двадцатилетние исследования доктора Барбары Фредриксон показывают, что для психологического баланса между позитивом и негативом человеку на каждую негативную эмоцию нужно около трех позитивных переживаний. Такое уравновешивание позволяет личности не закрыться в страхе и продолжать расти в гармонии с собой и окружающим миром. Если ваш ребенок долгое время пребывал в расстроенных чувствах, переживал нечто очень для него неприятное, лучшими способами вернуть его в бодрое состояние будет поддержка, принятие его как личности и ориентация на новые виды деятельности, новые впечатления, которые смогут изгладить следы от пережитого негатива. 3. НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОНИМАТЬ САМОГО СЕБЯ. Без этого шага предыдущий описанный будет почти невозможен. Увы, если ребенок не может отследить, какие эмоции он испытывает, в каких чувствах пребывает сейчас, как относится к той или иной ситуации, ни он, ни взрослые вокруг него не смогут помочь вернуть баланс. Для того, чтобы ребенок мог понимать самого себя, первое, что нужно развить у него – это внимание. Внимание к ощущениям в теле, внимание к настроению. И, безусловно, важны знания о том, какие эмоции, какие состояния может вообще переживать человек, в чем их проявления, отличительные черты. Взрослому важно пояснять ребенку, что его желание улыбаться, прыгать, хохотать и размахивать руками, как крыльями или хлопать в ладоши, блестящие глаза и раскрасневшиеся щеки после какого-то приятного события – это, скорее всего, один из видов радости, может быть, даже эйфория. А вот желание смеяться, размахивать руками и кричать, когда тебя отчитывают за что-то, может быть попыткой защититься, уйти от переживания других чувств, менее приятных – можно спросить еще у ребенка, в чем он чувствует разницу между искренней радостью и похожей по поведению защитой от негатива. 4. ПОДАРИТЬ РЕБЕНКУ ОПЫТ БЕЗУСЛОВНОЙ ЛЮБВИ. Этот пункт – особо важный для родителя. Опыт безусловной любови – это то, что позволяет ребенку никогда не терять опору под своими ногами, вставать после любого падения. Опыт безусловной любви – это база для здоровой самооценки, которая не требует постоянной подпитки со стороны. Опыт безусловной любви – это уверенность в том, что в мире есть для тебя место, ты принят и нужен здесь. Три ключевые фразы, три основных чувства, которые ребенку важно получить от своих родителей: «Ты уникальный и особенный, тебя нельзя заменить. Каждая жизнь уникальна и незаменима. И твоя нам очень ценна, мы принимаем то, в чем ты похож на нас и то, в чем ты отличаешься от нас, как дар»; «Твоя личность не зависит всецело от твоих действий. Ты можешь ошибаться и делать что-то не так, но ты сам не становишься ошибкой. Если мы говорим, что ты сделал что-то плохо, это не значит, что ты плохой, это значит, что нужно исправить ошибки и в следующий раз поступать иначе. Наши эмоции могут зависеть от твоего поведения, но мы все равно любим тебя»; «Мы любим тебя. Ты можешь обращаться к нам за поддержкой и помощью, мы будем делать то, что в наших силах, чтобы тебе помочь». Ни одно из этих посланий, поданное грамотным образом, не приведет ребенка к баловству и лени, потому что эти негативные состояния имеют совершенно иной механизм возникновения. Но о том, как поддерживать мотивацию ребенка к развитию и творчеству мы поговорим в следующей статье. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|