Дело в том, что свой будний день мы с Аленой решили провести на "общей территории", где дети поиграют, а мы сможем обсудить стратегию развития нашего проекта.
Алена в декрете, я тоже в "свободном плавании" частной практики, а у детей в садике отключали горячую воду из-за испытания теплосетей, поэтому все обстоятельства были за то, чтобы провести день вместе.
Свои ожидания насчет "кучи времени", которая у нас освободится благодаря игровой комнате, мы заранее сделали реалистичными. Сразу было понятно, что двухлетняя Милана не даст маме посидеть спокойно и за ней нужно будет ходить. Соответственно, и мне надо будет ходить, чтобы поговорить с Аленой.
С этим сложностей не возникло, я была к этому готова, и действительно, ходила за Аленой по пятам, предусмотрительно приготовив тетрадку с твердой обложкой для записей.
Также запаслась большой бутылкой воды (на сайте было написано, что можно со своей), запасом денег на вкусняшки и аттракционы (куда-ж без них). Морально приготовилась к нудёжу сына, который не любит далеко ездить.
Шесть часов прошли гладко, ко все сложностям были готовы. Препятствие возникло там, где его меньше всего ожидала:
- Мама, пойдем я тебе что-то покажу! - сказала дочка. - Смотри, там наш трамвай, пойдем быстрее, - ответила я. - Аааааааа, - завопила дочка, - "пойдем туда!", - тянула она меня к киоску на выходе из метро.
Мое твердое "нет", подкрепленное видом приближающегося трамвая, неминуемо вызвало у дочки желание поорать и добиться своего всеми доступными способами.
Она знает несколько: просто громко орать "ааааааа", орать со слезами, не двигаться с места и, наконец, спокойно сказать мне, чего хочет. Она начала с самого простого. Но я хотела успеть на трамвай и решила, что когда сядем, пожалею-приголублю, а сейчас некогда.
Я взяла ее на руки, обняла, и пока мы торопились к остановке, я успела спросить, что она хотела показать. Оказалось, в киоске был какой-то пингвинчик, который светился лампочками, и она его очень захотела получить. Окей, желание понятно, будет о чем поговорить.
В трамвай успели, заняли свободные места. Началась вторая часть "марлезонского балета". Надуть губки, отвернуться, поплакать со словами "хочу пингвинчика", при этом любопытно подглядывая за мной и отслеживая произведенный эффект...И чем больше людей вокруг, тем лучше.
Но меня на крючок "я плохая мать" не поймаешь. Уже два года, как я научилась простым и понятным шагам поведения при детских истериках.
Честно скажу, времени уходит не меньше, чем привычное "делание-что-нибудь-с-этим-ребенком", шикание и "успокойся-перестань", но после ссор между нами сохраняется теплая эмоциональная связь. Плюс приятный бонус - дети учатся адекватным для социума способом сообщать о своих хотелках вместо ора.
- Ты хотела показать мне пингвинчика? - Угу - Он так интересно сверкал лампочками? - Угу - А у тебя такого нет? - Да - Ты хотела мне его показать и купить? - Ага - А я не пошла и не купила? - Даааааа, хочу пингвинчика-а-а-а!!! - Маленькая моя, давай я тебя пожалею... - Нет!
Отворачивается, дуется. Жду. Даю время выразить страдание (без кавычек) по поводу пингвинчика, ведь правда же, хотел ребенок и не дали. Имеет право переживать.
Поворачивается, снова проверяет произведенный эффект. Делаю добро-жалостливое сочувствующее лицо. Протягиваю руки. Всем видом приглашаю ко мне на ручки. Дочка прямо кидается ко мне в руки, садится на коленки, утыкается носом грудь и плачет, приговаривая "я хотела пингвинчика-а-а-а-а".
- Как тебя пожалеть?, - спрашиваю я. - Погладить по головке, - ответила дочка.
Ей 3,5 года. И она знает, что ей нужно. Она умеет об этом сказать, если создать условия. И это моя заслуга.
Глажу по головке. До конца поездки сидим вместе.
Выходим из трамвая. Огонь и воду прошли, остались медные трубы - начался третий, заключительный этап сочувственного жаления и принятия страдания (снова без кавычек).
- Хочу на ручки!
Я на секунду задумалась. Оценила обстановку.
Какая у меня цель на ближайшие полчаса? Добраться до дома или отстоять границы, прочитав мораль на тему "ты уже большая"?
Оценила свои физические и эмоциональные ресурсы донести ребенка от остановки до дома. Объективно оценила психо-эмоциональные и физические возможности трехлетнего ребенка "быть послушным" после насыщенного игрового дня и длинной дороги домой.
И приняла решение, что сейчас в нашей конкретной ситуации будет полезно взять ее на руки. Я опиралась на себя и свое видение ситуации. И это было ответом на вопрос "как реагировать", "как себя вести" и "как лучше поступить".
Вот такая небольшая зарисовка из будней двух мам-психологов. Надеюсь, что эта картинка подскажет кому-то в сложной ситуации, как можно по-другому реагировать на истерику и непослушание ребенка.
-- С любовью к своему Делу и заботой о Вас, Анна Колесова психолог-консультант, онлайн консультант (Спб, скайп, whatsapp)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.