О любимой работе, о том, что я на ней делаю и зачем это надо.
Я часто слышу от клиентов, что они не пошли бы к детскому психологу, ели бы ситуация с ребенком не стала тупиковой. Другими словами, не пошли бы пока совсем не приперло. Многим кажется, что пойти на консультацию к детскому психологу – это все равно, что расписаться в собственном бессилии и признать свою несостоятельность как родителя. Да, это все тот пресловутый перфекционизм, заложенный в нас системой (но это отдельная тема).
К детскому психологу не обязательно идти, когда ситуация стала тупиковой. Он может помочь прокачать родительские навыки и стать родителем более высокого уровня, даже если или пока еще нет ситуации "ужас-ужас".
Физически мы становимся родителями с момента зачатия ребенка, но стать успешным родителем получается далеко не у всех и не сразу.
Интересно наблюдать за беременными женщинами. Они в ожидании чуда, в ожидании появления на свет своего ребенка, которому уже придумали имя и представили, как будут держать его на ручках, а позже, когда он подрастет, будут вместе с ним гулять, играть, радоваться его успехам в школе и спорте и вырастет он самым умным, успешным и чудесным. Но порой, уже даже на первом году жизни ребенка, родители сталкиваются с расхождением действительности и их ожиданий относительно ребенка.
Родители не понимают почему ребенок часто капризничает, упрямится, плохо спит, впадает в истерики, дерется, убегает, протестует, в общем «плохо» себя ведет, а также не знают, как вести себя в этой ситуации, как справляться не только с эмоциями ребенка, но и со своими, с напряжением, которое возникает в таких ситуациях. Чаще всего все поступают так, как с ними поступали их родители и, зачастую, эти шаблоны поведения несут вред ребенку, т.к. в их основе лежит потребность выжить, не особо задумываясь о психологическом комфорте ребенка и о его эмоциональных потребностях.
Проблемы в поведении детей – это симптом. Поведение ребенка – это отражение всего, что происходит в семье: напряжения, конфликтов, недопониманий, размытых или отсутствующих границ и много другого. Если работать только с симптомом, то проблема будет проявляться снова и снова, возможно, в другой форме. В ходе консультаций мы выясняем причину проблем в поведении ребенка, и, далее работаем на устранение этой причины.
Зачастую получается, что работать надо не с ребенком, а с родителями, т.к. их глубинные убеждения, паттерны поведения, неосознанные мотивы и многое другое очень влияет на поведение ребенка и формируют отношения с ним. Приходя к психологу на консультацию из-за поведения ребенка, у родителя есть прекрасная возможность разобраться в себе, что позитивно скажется на поведении ребенка. Также, по мере надобности, психолог проводит родителям «инструктаж», что конкретно делать в случаях «плохого» поведения ребенка и как с ним эффективно справляться так, чтобы не навредить ребенку.
Эрика Лойтерштейн-Савельева