|
Сегментирование клиентов по эмоциямАвтор статьи: 404
Один великий человек говорил: «Начиная работу, представьте себе лицо клиента, когда его задача уже будет решена». Перефразируем для целей маркетинга. Когда начинаете продвижение, представьте себе лицо клиента, когда у него возникает потребность в вашем продукте. Мы в разном настроении думаем о разных продуктах. Мороженое ищут с одним выражением лица, валидол с другим, коробку конфет и презервативы – с третьим… Железобетонные конструкции – с 291-м… Поэтому очередную статью серии про сегментацию рынка я посвящаю сегментации по эмоциям. Если критерий сегментации «задачи» для многих банален, а «психотипы» закономерен, то «эмоции» как критерий сегментации у большинства вызовет удивление. На то и расчёт, ведь с эмоцией удивления люди лучше всего учатся… Что же, вытяните физиономию подлиннее, поднимите брови повыше и улыбнитесь в веб-камеру. Продолжаем. Если вы точно знаете, что переживает ваш клиент в момент поиска, вам необязательно знать его психотип, а решаемая задача прямо выражена в эмоции. Кстати, своя «любимая» эмоция есть у каждого психотипа (какая именно, зависит от того, как классифицировать, но точно есть). Тривиальная мысль: есть ограниченный набор эмоциональных состояний, в которых человек может стать вашим клиентом. Остальные не годятся. Ну, какой вам толк с парня, с глупым смехом заходящего в ваше похоронное бюро? Он, должно быть, ошибся дверью. Или так: зачем вам унылое загнанное существо, если ваш продукт – техники эффективных продаж? Дорого… Да он в жизни не заплатит, даже если ему позарез надо научиться продавать! Всё замечательно, пока вы видите человека на пороге своего салона / магазина / кабинета. Ваша интуиция неплохо прогнозирует, получится ли на нём заработать. Но что делать, если дело происходит в интернете? Не видно лиц, не слышно смеха, всё тихо и безветренно… NB: Не все клиенты одинаково печальны. (Народная мудрость) Выход один: продумать, какие лица вам нужны, и сориентировать на них своё рекламное обращение / офер / фирменный стиль и т.д. Встаёт вопрос: какой классификацией эмоций воспользоваться? Классификаций существует множество. Идеального выбора нет, но сам факт выбора важен для определённости. Я воспользуюсь старой доброй градацией Пола Экмана. В ней 7 базовых эмоций, не считая восьмой эмоции удовлетворения – но она редко связана с поиском продукта;)). Суть исследований Экмана – выявить эмоции, которые максимально похоже выражаются людьми разных культур и национальностей. Его 7 базовых эмоций – это выражения лица, которые наиболее верно считываются, откуда бы ни были родом смотрящий и выражающий. Помимо базовых эмоций, Экман описал с десяток дополнительных. Подробнее об эмоциях и микровыражениях можно почитать, а также потренироваться в их распознавании на сайте Пола Экмана https://www.paulekman.com/ Для наших целей хватит 7 базовых. Вы для своей работы можете выбрать любые эмоции, подходящие вам. Слева направо: презрение (игра), гнев, печаль, радость, отвращение, удивление, тревога. Для практического применения чужих эмоций будем помнить, что с биологической точки зрения эмоция – это механизм адаптации. В ответ на условия, предложенные реальностью здесь и сейчас, эндокринная система моментально приводит организм в состояние, оптимальное для достижения его целей (выживание или удовольствие). Так, унюхав испорченную еду, организм отпрянет от источника с отвращением (сокращение ноздрей), потому что эта еда может быть вредна. Почуяв опасность, организм ускорит кровоток (сердцебиение) и повысит расход кислорода (расширенные ноздри), чтобы эффективно спасаться. Завидев любопытное, организм расширит глаза, готовясь внимательнее изучить предмет. Параллельно с физической реакцией в коре головного мозга запускается механизм анализа и управления сложным поведением. Если нужно драться, мозг может ввести в поиске Яндекса «бейсбольная бита». Если нужно оплакать потерю, мозг может ввести «водка». В какой ситуации мозг клиента введёт в поиске ваш продукт? Ниже я кратко описываю ситуации, которые вызывают каждую из 7 базовых эмоций. Добавляю по паре слов о поведенческой реакции и программах мышления, работающих в этот момент. Первая строчка в каждом блоке поможет вам выбрать ситуацию, наиболее похожую на вашего клиента, и соответствующую эмоцию. Гнев – ситуация угрозы, которую можно и нужно отвратить. Тревога – ситуация угрозы, которой нечего противопоставить. Печаль – ситуация утраты, которую не восполнить. Отвращение – ситуация «не нравится», переживаемая всем существом. Презрение – ситуация сравнения между «нравится» и «не нравится». Радость – ситуация «нравится» больше, чем можно было ожидать. Удивление – ситуация, необъяснимая в рамках привычной модели мира с учётом контекста. Зная перечисленные особенности эмоций, вы не совершите дурацких ошибок. Теперь вам должно быть понятно, что гневному бесполезно рассказывать инновационные идеи, ему надо дать в руки подходящую дубинку. Тревожному бесполезно рассказывать о том, как было нестрашно в прошлый раз: будьте с ним здесь и потом. И т.д. Отдельный интерес представляет кубическая модель Лёвхайма. Она увязывает 8 базовых эмоций (не экмановских) с высокими и низкими уровнями трёх нейромедиаторов: серотонина, дофамина и норадреналина. Модель спорная, т.к. дофамин находится в линейной зависимости с норадреналином как его (и адреналина) биохимический предшественник, а определённые важные эмоции связаны с отсутствующими здесь веществами. Но ценность модели в том, что на ней можно отметить ключевые точки, кодирующие нужные вам сочетания эмоций, и для каждой из этих точек продумать свою маркетинговую коммуникацию. Чем больше шагов по каждой оси нужно проделать от одной точки до другой, тем более осложнён переход между ними, и тем больше вероятность, что они будут представлять по-настоящему разные сегменты. Учитывая нейрохимические механизмы регуляции мозга, пользователь может из-за какого-нибудь упавшего норадреналина за доли секунды переместиться из сегмента в сегмент или, что вероятнее, извне ЦА в один из её сегментов и снова вовне. Задача маркетинговой коммуникации – поймать клиента в тот короткий промежуток, когда его эмоциональное состояние сделало его вашей ЦА. Подытожим статью несколькими пунктами алгоритма.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|