|
Транзактный Анализ и когнитивное развитиеАвтор статьи: Соковнина Марина Соломоновна
Являясь наукой о личности человека и законах коммуникации, может ли транзактный анализ способствовать когнитивному развитию ? Или, используя транзактный анализ, его законы, можем ли мы, родители, учителя, психологи, помогать ребенку развиваться и высвобождать когнитивный потенциал? Безусловно, да. Что же для этого нужно и какие концепции ТА будут подходящими для использования.? И в первую очередь, это концепция об эго-состояниях. Посмотрим, как Эго-состояния влияют на когнитивные процессы. Заглянем с вами для этого и посмотрим, что происходит в детском саду. Способ проверки - по рисункам на занятиях изобразительного творчества. Рисунки в садике - что ни возьмешь в руки - маленькое произведение искусства. Подобно примитивным наскальным рисункам, они восхищают своей простотой и гармонией. Цвета - яркие, насыщенные, свободно выражающее чувства и отношения автора. И это..... Позитивный Свободный Ребенок. Теперь заглянем на выставку детских рисунков в школу..... Вот уже пол года прошло как дети учатся в первом классе... На листках бумаги шаблонные зайцы из мультфильма, Несчастный тупой волк, страдающий от заячьих шуток... И это Негативный Адаптивный Ребенок. И это значит, что дети в этот момент чрезмерно стремиться следовать образцу. Но в мышлении нет образца, невозможно мыслить в голове чужими словами, чужими фразами. Можно мыслить только свои собственные мысли, а иначе, в голове происходит "стопор", и ребенок, вызванный для устного ответа к доске, либо молчит, либо рассказывает урок как выученное наизусть стихотворение. Таким образом, нам далее будет важным определить, чем определяется активность того или иного Эго-состояния. Один из важных факторов внешней среды здесь будет эмоциональная безопасность. Эмоциональная безопасность - это отсутствие безусловных негативных поглаживаний, ("я тебя ненавижу"), атрибуций, пластиковых поглаживаний, поглаживаний с жалом, Негативных Посланий (проклятий Родителя-Ведьмака). Концепция Разрешений, или Позитивных Посланий, следующая концепция, которая пригодится для управления развитием когнитивного потенциала. Разрешениями здесь называются специфические психотерапевтические интервенции, направленные на высвобождение каких-либо позитивных личностных потенциалов, способствующих также их последующему развитию соответственно стадиям развития человека. Разрешения помогают "справиться" с приказаниями, с негативными сценарными решениями, ограничивающими личностное развитие и выборы в поведении. Какие из приказаний будут негативно влиять на когнитивные способности и развитие ? Как ни странно, все 12 ! Только каждое из них будет иметь свой механизм влияния, и свое место в "Цикле опыта" и в постадийной структуре развития. 1. Так, приказание "Не делай", ограничивающее двигательную активность ребенка, ограничивает развитие мышления на самой его первой стадии - стадии формирования наглядно-действенного мышления, когда ребенок "мыслит" через действие с предметом. 2. Приказание "Не чувствуй" отделяет ребенка от его чувственного опыта, получаемого благодаря действию с предметом, опыта, который должен впоследствии стать материалом для рефлексии. 3. На 1 и 2 ступеньках процесса обработки информации может также оказывать влияние приказание "Не будь ребенком", так как оно ограничивает непосредственность любознательности и креативность (Свойственные Свободному Ребенку), важные при поиске взаимосвязей между изучаемыми свойствами, явлениями, событиями. 4. Приказание "Не доверяй себе" препятствует пониманию полученного опыта новым способом, препятствует выводам о его полезности или бесполезности. 5. Приказание "Не думай" = затрудняет рефлексию, анализ, выявление причинно-следственных связей, обобщение, выводы, концептуализацию. - то есть противостоит способности понятийного мышления 6. 7 8и 9 - "Не будь здоровым ментально" - и "Не расти" "Не будь самим собой" и "Не будь важным". -препятствуют адекватной концептуализации, и также связаны с понятийным мышлением . Каким образом здесь задействовано приказание "не будь собой?" - Быть собой это означает в числе прочего думать свои собственные мысли, вместо того, чтобы пользоваться чужими образцами. 10 и 11 . Далее, завершая свое влияние на цикл опыта, следуют приказания "не будь", "не будь важным" и "не будь первым" Поскольку процесс двигается далее к разработке нового плана действий на основе уточненного представления об окружающем мире, а новый план должен быть реализован , открыт миру в действиях, Противоядием, или антигеном приказаниям, или точнее сценарным решениям являются разрешения - психотерапевтические интервенции, расширяющие диапазон возможных выборов в решениях и поведении. Вот разрешения, которые могут оказаться полезными для когнитивного развития: Ты можешь спрашивать любые вещи. Тебе не обязательно следовать мне (образцам) буквально, но ты можешь быть точным и ясным в том, как ты думаешь. Твое мнение важно для меня. Ты можешь думать свои собственные мысли. Ты можешь думать и чувствовать одновременно. Ты можешь научиться различать поступки и мысли. Ты способен понимать, что хотят от тебя и что ты хочешь сам для себя. Ты можешь брать время на размышление, прежде, чем дать ответ. Ты можешь делать правильные выводы относительно того, какой ты и каков мир. Следующая важная к для когнитивного развития концепция - это концепция поглаживаний. Согласно этой концепции, мы развиваем то в детях, что поглаживаем, независимо от того позитивные ли это поглаживания или же негативные...... Но в таком случае, нужно знать, что все-таки и как поглаживать., и иметь в педагогическом наборе не только "Молодец" и "Умница" , но и много еще всяких-яких разностей. Знать, что именно из этих "разностей! вы хотите развивать и тогда давать поглаживания за: -правильное понимание задачи, вопроса -нестандартность и оригинальность (нестандартные решения) - аналитические способности, - широкий кругозор, - умение обобщать, делать выводы, заключения, - умения сравнивать и анализировать, - осведомленность и компетентность, -создавать в своем воображении различные модели реальности и многое, многое другое. И, в противовес, с помощью негативных условных поглаживаний, можно формировать - неуверенность в себе и результатах собственного мышления, - глупость и леность к точным наукам, - равнодушие к собственным достижениям, и многое-многое другое. Обращаясь к личностным ресурсам мы можем таким образом способствовать когнитивному развитию и взрослых, и детей. Конкретные подходы, часть из которых описана выше, сформулированы в образовательном транзактном анализе, рассматривающем как вопросы воспитания, так и вопросы обучения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|