Транзактный Анализ и когнитивное развитие

      Являясь наукой о личности человека и законах коммуникации, может ли транзактный анализ способствовать когнитивному развитию ? Или, используя транзактный анализ, его законы, можем ли мы, родители, учителя, психологи, помогать ребенку развиваться и высвобождать когнитивный потенциал? Безусловно, да. Что же для этого нужно и какие концепции ТА будут подходящими для использования.?

     И в первую очередь, это концепция об эго-состояниях. Посмотрим, как Эго-состояния влияют на когнитивные процессы. Заглянем с вами  для этого  и посмотрим, что происходит в детском саду. Способ проверки - по рисункам на занятиях изобразительного творчества.  Рисунки в садике - что ни возьмешь в руки - маленькое произведение искусства. Подобно примитивным наскальным рисункам, они восхищают своей простотой и гармонией. Цвета - яркие, насыщенные, свободно выражающее чувства и  отношения автора. И это..... Позитивный Свободный Ребенок. Теперь заглянем на выставку детских рисунков в школу..... Вот уже пол года прошло как дети учатся в первом классе... На листках бумаги шаблонные зайцы из мультфильма, Несчастный тупой волк, страдающий от заячьих шуток... И это Негативный Адаптивный Ребенок. И это значит, что дети в этот момент чрезмерно стремиться следовать образцу. Но в мышлении нет образца, невозможно мыслить в голове чужими словами, чужими фразами. Можно мыслить только свои собственные мысли, а иначе, в голове происходит "стопор", и ребенок, вызванный для устного ответа к доске, либо молчит, либо рассказывает   урок как выученное наизусть стихотворение. Таким образом, нам далее будет важным определить, чем определяется активность того или иного Эго-состояния.

     Один из важных факторов внешней среды здесь будет эмоциональная безопасность. Эмоциональная  безопасность - это отсутствие безусловных негативных поглаживаний, ("я тебя ненавижу"),   атрибуций, пластиковых поглаживаний, поглаживаний с жалом, Негативных Посланий (проклятий Родителя-Ведьмака).

      Концепция Разрешений, или Позитивных Посланий, следующая концепция, которая пригодится для управления развитием когнитивного потенциала. Разрешениями здесь называются специфические психотерапевтические интервенции, направленные на высвобождение каких-либо позитивных личностных потенциалов, способствующих также  их последующему развитию соответственно стадиям развития человека. Разрешения помогают "справиться" с приказаниями, с негативными сценарными решениями, ограничивающими личностное развитие и выборы в поведении.

      Какие из приказаний будут негативно влиять на когнитивные способности и развитие ? Как ни странно, все 12 ! Только каждое из них  будет иметь свой механизм влияния, и свое место в "Цикле опыта" и в постадийной структуре развития.

1. Так, приказание "Не делай", ограничивающее двигательную активность ребенка, ограничивает развитие мышления на самой его первой стадии - стадии формирования наглядно-действенного мышления, когда ребенок "мыслит" через действие с предметом.

2. Приказание "Не чувствуй" отделяет  ребенка от его чувственного опыта, получаемого благодаря действию с предметом, опыта, который  должен впоследствии стать материалом для рефлексии.

3.  На 1 и 2 ступеньках процесса обработки информации может также оказывать влияние приказание  "Не будь ребенком", так как оно ограничивает непосредственность любознательности и  креативность (Свойственные Свободному Ребенку), важные при поиске взаимосвязей между изучаемыми свойствами, явлениями, событиями.

4. Приказание "Не доверяй себе" препятствует пониманию полученного опыта новым способом, препятствует  выводам о его полезности или бесполезности.

5. Приказание "Не думай" = затрудняет рефлексию, анализ, выявление причинно-следственных связей,  обобщение, выводы, концептуализацию. - то есть противостоит способности понятийного мышления

 6.  7 8и 9 - "Не будь здоровым ментально" - и "Не расти" "Не будь самим собой" и "Не будь важным". -препятствуют адекватной концептуализации, и также связаны с понятийным мышлением . Каким образом здесь задействовано приказание "не будь собой?" - Быть собой это означает в числе прочего думать свои собственные мысли, вместо того, чтобы пользоваться чужими образцами.

10 и 11 . Далее, завершая свое влияние на цикл опыта,  следуют приказания "не будь", "не будь важным" и "не будь первым" Поскольку процесс двигается далее к разработке нового плана действий на основе уточненного представления об окружающем мире, а новый план должен быть реализован , открыт миру в действиях,

      Противоядием, или антигеном приказаниям, или точнее сценарным решениям являются  разрешения - психотерапевтические интервенции, расширяющие диапазон возможных выборов в решениях и поведении. 

Вот разрешения, которые могут оказаться полезными для когнитивного развития:

Ты можешь спрашивать любые вещи.

Тебе не обязательно следовать мне (образцам) буквально, но ты можешь быть точным  и ясным в том, как ты думаешь.

Твое мнение важно для меня.

Ты можешь думать свои собственные мысли.

Ты можешь думать и чувствовать одновременно.

Ты можешь научиться различать поступки и мысли.

Ты способен понимать, что хотят от тебя и что  ты хочешь сам для себя.

Ты можешь брать время на размышление, прежде, чем дать ответ.

Ты можешь делать правильные выводы относительно того, какой ты и каков мир.

      Следующая важная к для  когнитивного развития концепция - это концепция поглаживаний. Согласно этой концепции, мы развиваем то в детях, что поглаживаем, независимо от того позитивные ли это поглаживания или же негативные...... Но в таком случае, нужно знать, что все-таки и как поглаживать., и иметь в педагогическом наборе не только "Молодец" и "Умница" , но и много еще всяких-яких разностей.

Знать, что именно из этих "разностей! вы хотите развивать

и тогда давать поглаживания за:

-правильное понимание задачи, вопроса

-нестандартность и оригинальность (нестандартные решения)

- аналитические способности,

- широкий кругозор,

- умение обобщать, делать выводы, заключения,

 - умения сравнивать и анализировать,

- осведомленность и компетентность,

-создавать в своем воображении различные модели реальности и многое, многое другое.

И, в противовес, с помощью негативных условных поглаживаний, можно формировать

- неуверенность в себе и результатах собственного мышления,

- глупость и леность к точным наукам,

- равнодушие к собственным достижениям, и многое-многое другое.

  Обращаясь к личностным ресурсам мы можем таким образом способствовать когнитивному развитию и взрослых, и детей. Конкретные подходы, часть из которых описана выше, сформулированы в образовательном транзактном анализе, рассматривающем как вопросы воспитания, так и вопросы обучения.



Просмотров: 285
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Установка 5. "Не делай успехов!", "Не будь успешным!"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Установка 4. "Не расти!", " Не будь маленьким!"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Когда ты больше не можешь быть "не собой".
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь