|
Красавица и Чудовище. Исцеление принца.Автор статьи: Ли Юлия Афанасьевна
Мы продолжаем разбор темы отношений в рубрике «Вопрос-Ответ». Письмо от моего подписчика: «Здравствуйте. Мне 23 года. Меня не интересуют чувства других, от слова совсем. Большие проблемы с личной жизнью, хотя я никогда не был обделен вниманием парней/девушек, да и проблема не в них, а во мне – я абсолютно не умею любить. Я жестокий, эгоистичный, меркантильный человек и, что страшно, замечать начал это совсем недавно, хотя мне говорят об этом сколько себя помню. Как избавиться от этих черт? Возможно ли?» *** Здравствуйте. Начнем с того, что жестокие эгоисты, равнодушные к чувствам других, как правило, не задумываются о своих неприглядных чертах и не пытаются стать сердечнее. Ваш запрос рисует совсем другую картину – в нем видна забота о других, сочувствие, желание иметь теплые отношения. Это говорит о том, что у Вас много противоположных чувств. Но, возможно, как раз они и являются местом Вашей уязвимости. Возможно, не Вы, а с Вами обращались жестоко и равнодушно. Вас не умели любить и не интересовались Вашими чувствами. И с подобным отношением Вы сталкивались на протяжении жизни. Тогда жестокость, эгоизм и меркантильность стали Вашей защитой. Но прежде, чем это произошло, Вам самому пришлось переживать все то, что, по Вашим словам, Вы делаете с другими. Предполагаю, что на самом деле под внешней жестокостью и неумением любить скрывается сильная потребность в любви, лежат глубокие чувства. Именно поэтому Вы обращаетесь за помощью к психологу, а не оставляете все, как есть. Если обратиться к символам и попытаться увидеть нарратив за Вашей ситуацией, то мне приходит на ум сказка о Красавице и Чудовище. Все мы знаем ее с детства. Однако мало кому известен самый ранний, оригинальный вариант, впервые записанной Габриэль-Сюзанной де Вильнёв. Позже сказка переписывалась и была упрощена, а также появились различные ее прочтения. К примеру, «Аленький цветочек» Аксакова, «Щелкунчик» Гофмана. Версия мадам де Вильнёв отличается от прочих тем, что она открывает предысторию заколдованного принца. Сказка начинается с того, что у королевы погибает в сражениях муж. Вынужденная занять его место, она становится воительницей и всю жизнь проводит на войне. Единственного сына же оставляет на попечение знакомой феи, которая пытается соблазнить мальчика. Получив отказ от юного принца, фея превращается его в зверя. И так мы получаем наше Чудовище, живущее в своем чудовищном облике до прихода Белль. Опираясь на юнгианскую интерпретацию этого мифа, мы можем рассматривать Чудовище как образ детской травмы, наносимой ребенку взрослыми. И эта «чудовищность» становится для принца одновременно и маской, защищающей от боли в отношениях, и внутренней реальностью. Потому что принц считает себя Чудовищем, так же, как и Вы видите в себе холодного расчетливого монстра. Каким образом наносится травма, и что это такое? Сказка отвечает на этот вопрос по-своему – она дает нам описание матери в двух лицах. Мы видим королеву и фею – бросающую и соблазняющую фигуры. Это две стороны одной расщепленной матери. В реальной жизни королевский военный поход может символизировать бросание ребенка, и не важно, какое – действительное или эмоциональное. Мать может просто проявлять холодность, жестокость, равнодушие к ребенку. И таким образом эмоционально его бросать. Она ведь – воинствующая королева, женщина-муж. В ней много холодного расчета и мало чувств. Потому что «на войне, как на войне». Но воинствующая королева не может дать тепло ребенку. Это и есть начало травматизации. Другой материнский аспект – соблазняющая фея. Соблазнение здесь, скорее, нужно рассматривать не как инцестуозный импульс, а как символ материнской любви. Если мы говорим о сказке как о символе, то здесь акт соблазнения несет в себе ту же смысловую нагрузку, что и гравюры из старинных философских трактатов, изображающих эротические картины, но лишенных порнографического смысла. Глубинное содержание этих картин иное, поскольку любовные действия на гравюрах являются символами алхимических процессов, а не порнографическими картинками. Любовь матери к своему ребенку – это тоже алхимия. Мать «соблазняет» ребенка на жизнь, любовь, радость тем, что дает ему много любви. И также мать наделяет ребенка способностью строить близкие отношения, «соблазняя» его на близость в отношениях с ней. Действия феи подобны материнским попыткам восстановить доверие ребенка после нанесенной ему травмы. Это попытка «соблазнить» его на близость и теплоту. И в ответ ребенок отвечает агрессией, что вполне закономерно. Перенеся сильную боль, дети всегда сначала причиняют ответную боль. Мама, которая долго отсутствовала, вернувшись, наткнется на отсутствующий взгляд сына или дочери. Мама, которая долго унижала и обесценивала, получит зверька, выпускающего иголки. И здесь перед мамой встает самая сложная задача – выдержать это. Сколько времени нужно выдерживать – никто не знает. Это зависит от глубины детской боли. Иногда на это уходят годы. Именно поэтому мы имеем такие длительные сроки в анализе. Прежде чем ребенок (или ребенок внутри клиента) начнет снова доверять, он должен «удостовериться» в том, что мама способна выдерживать его агрессию, контейнировать его боль. Т.е. мама будто должна доказать, что она крепка и стабильна в своей любви. Однако не все мамы на это способны. Часто мама даже не понимает, откуда берется в ребенке агрессия или почему он стал закрытым и колючим. И тогда, как злая фея из сказки, она объявляет свое дитя чудовищем – т.е. начинает считать его плохим. Так происходит РЕтравматизация, и ребенок начинает верить в то, что он Чудовище. Злость на маму трансформируется в злость на себя. Возможно, нечто подобное происходило и в Вашей жизни. Вы пишите, Вас всегда называли жестоким, эгоистичным, меркантильным человеком. Вероятно, первыми этой «чудовищной» сутью Вас наделили значимые взрослые – Ваши родители или кто-то из них. Они Вас стали считать таким. Хотя эти Ваши проявления были всего лишь реакцией на причиняемую Вам боль. Можно ли избавиться от этих черт? Думаю, первый и самый важный шаг к избавлению – это принятие их. Принять – это значит понять природу этих проявлений и оправдать себя перед внутренним критиком, который считает Вас плохим. Потому что, пытаясь их просто искоренить, Вы отрицаете свою боль. Вы будто говорите себе: «я просто плохой, и так было всегда». Но это не так. Принц изначально был принцем. Чудовищем он стал, подчиняясь материнским установкам. И, если помните, именно это понимание помогло Белль исцелить принца. Веры Вам в себя. Ваш психолог Юлия Ли. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|