Творчество, как свойство мозга

В Новый год принято дарить подарки! 
Это такая приятная, во всех отношениях миссия. 
Мне подумалось, что нет лучшего подарка в сети, чем встреча с идеями и размышлениями интересного профессионального человека. 

Знакомьтесь, Татьяна Владимировна Черниговская — российский биолог, лингвист, семиотик и психолог, специализируется в вопросах нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, Заслуженный деятель науки.
Именно интернет позволил мне побывать на лекции этого интересного человека, получив ответы на свои давние вопросы. 

Чем характеризуется современная действительность, в чём особенности сложившейся ситуации, связанной с новыми технологии и виртуальностью?

Татьяна Черниговская:
 Все, кто чувствителен к миру и происходящему вокруг понимают, что слом цивилизации не впереди, а уже случился. Мы оказались в другом типе цивилизации. Мы не очень понимаем, как в нём жить. Остановить происходящее невозможно. Мир становится «жидким», этот термин, который сегодня появился в научном обиходе.
Виртуальная жизнь, можно сказать, «зачеркнула» географию, время, пространство, индивидуальность. Разрушены базовые топологические и даже физические характеристики мира, в котором человечество жило тысячелетия. Мы перешагнули в другой мир. И в этом мире сплошные опасности, неизвестности и что с этим делать.

Мы подошли к таким сложным и неоднозначным вещам, как мне хочется вторить Т.В. Черниговской, которые невозможно решить просто по известным алгоритмам. Мне представляется очень важным работать с подростками, предлагая им задачи не имеющими, априори, правильного решения. Например, поздравление с Новым годом может включать не только позитивиские нотки, но и искреннюю рефлексию по поводу этого праздника. Мне кажется это чрезвычайно важным включать в образовательные практики индивидуальности и своеобразности.

Как можно охарактеризовать такое понятие, как мозг?

Татьяна Черниговская: Наш мозг часть вселенной. «Мозг находится в мире, а мир находится в мозге» — такая вот дилемма. 
Парадокс в том, что мы сами изучаем свой мозг. И никакая техника не сможет ответить на этот вопрос, что такое мозг и как он устроен.
Ничего нет сопоставимого по сложности с мозгом. Кроме самой вселенной. Это запредельно сложные системы.

Действительно, я смотрю вокруг, и вижу, как меняются обстоятельства, и мы вместе с ними. Нам больше не интересны чьи-то пережёванные ссылки и новости. Мы жаждем самостоятельно уметь находить и формировать свой контент, стекающийся в наши аккаунты и пк. Нам важны возможности делать авторское и аутентичное, а не шаблонное и вторичное. Возможность стать автором – это невероятное достижение современных технологий.

Как мозг обучается? И насколько хорошо система образования справляется с этой функцией?

Татьяна Черниговская: Учение происходит всегда, не только в учебном классе. Нельзя есть плохую пищу и общаться с плохими людьми, читать плохие книги и музыку. Мозг не решето. Всё что в него попало, там и остаётся. 
Система образования давно не справляется с новыми задачами.
Открытия не делаются компьютером. А все эти тесты ориентируют человека становиться компьютером. Это такая удобная модель и только.
Творческие люди учатся сами, они испытатели и авантюристы. Они лезут туда, где могут расшибить себе голову. Но на них держится наша цивилизация.
Известно точно, что обучение меняет мозг физически. То есть учиться нужно не потому, что хорошо быть умным, это совсем не плохо, но главное это то, что вы прямым образом воздействуете на мозг, развивая его, а это очень важно. Сам факт нагрузки на мозг влияет самым материальным образом на интеллект человека. При обучении мозг изменяется физически.
Мы не должны заблуждаться в том, что учение происходит только за партой, мозг учится каждую секунду, ничем другим, по сути дела, он и не занимается.

Ой как права Т.В. Черниговская. Как это всё ответственно, и чем мы сами занимаемся, и чем занимаются дети. И что все эти занятия, как бы для отдыха, на самом деле продолжают формировать наш мозг и наше мировоззрение. Поэтому важно всё. И это прекрасно, с моей точки зрения. Это делает нас творцами в самом высоком смысле этого слова. 

И что же выходит на первый план развития человеческой личности?

Татьяна Черниговская:
 Если мы хотим, чтобы все хорошо себя вели, правильно сидели и быстро считали, тогда никаких Леонардо, Шекспиров. Ничего этого не будет, потому что это люди, которые нарушают всё время правила. Они неудобны для всякой сложившейся системы, так как представляют то, чего ещё не было.
Творческие люди оценивают свои идеи и прорывы как очевидные. Они сами даже не подозревают, что говорят какую-то невероятную вещь, которая цивилизацию переворачивает. Для них это естественно и понятно. Это особые люди не в рамках: этот научный, а этот ненаучный, этот учёный, а этот артист. Это про другое.
Для этого человеку необходимо снять когнитивный контроль и не бояться творить новое. Бессмысленно говорить, что другие так не делают, конечно нет, ведь этого ещё не было.

А как часто нас оценивают и мы оцениваем других с этой точки зрения? Не задумывались? Размышляю я. Как это «он» мог и посмел? Сидят в нас эти контролёр и цензор. Знаете, условия действительно поменялись. И быть в рамках, и соответствовать становится неправильным и тормозящим. Такая вот история. 

Может ли человек улучшить свой мозг?

Татьяна Черниговская: Мозг нуждается в тренировке, как и тело человека для собственного здоровья и развития.
Мозг должен быть занят тяжёлой работой. Необходима работа с напряжением для этого конкретного мозга.
Работа мозга может быть сравнима с джазовой импровизацией. Нет партитуры, нет дирижёра, это совместное творчество нейронной сети.
Музыкальное образование делает с мозгом то, чего невозможно добиться ничем иным. Музыка является такой же частью нашей когнитивной жизни. Это абсолютно другой тип обработки информации и тренировки мозга. Поэтому походы в филармонию необходимы для развития интеллекта, так же, как и другая обучающая деятельность. Это развитие мозга в другом духе.
Знание того, как люди творческие умудряются, по сути дела, создавать все наши цивилизации – это вопрос, стоящий сегодня на повестке дня.
«Если бы мозг был так прост, что мы могли его понять, мы были бы так просты, что не смогли бы» — физик Emerson Pugh.

И здесь с автором соглашусь вновь. Есть понимание, что узконаправленная деятельность не приводит к эффективным результатам ни в чём. Нужна ширина и многообразие, глубина и разносторонность. «Я занимаюсь только тем, чем занимаюсь, и больше ничем не занимаюсь» - такой постулат вновь потерпел поражение на новом витке цивилизации. 

Ваши размышления в комментариях к этому посту. 
С Новым годом!!!! Празднуем, думаем, развиваемся)))

Источники:
https://www.youtube.com/watch?v=8uZWgRzmp2s&spfreload=10

Блог автора в «Живом журнале»

 



Просмотров: 462
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • И, именно поэтому, так и происходит! Мозг оправданий без чувств.
  • Мозг человека - судить нельзя помиловать
  • Мозг – социальный орган. Или зачем нужны другие люди?
  • Что, если перепрошить свой Мозг?
  • Чем отличается мозг человека от компьютера
  • Татьяна Черниговская в Нижнем Новгороде
  • Мозг - это биокомпьютер. Какую программу в него поместить, то и будет в вашей жизни.
  • Психофизиология здоровья: мозг, ресурсы и функциональные системы организма.
  • Есть ли мозг у гендера?
  • Как приучить свой мозг завершать начатое
  • Как перестроить свой мозг или почему вы не меняетесь
  • Как настроить свой мозг на нужную волну.
  • 12 способов отключить свой мозг перед сном.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство . «Обмани свой мозг»
  • Как перепрограммировать свой мозг за один день и вырваться из привычного шаблона жизни
  • Мозг и расстановки. Точки пересечений.
  • Мозг и позвоночник или мощный процессор это хорошо, но без рабочей проводки он неэффективен…
  • Мозг ребенка: что важно о нем знать
  • Почему женщина может истерить и «выносить» мужчине мозг
  • Мозг – это такой орган, с помощью которого...
  • Игры Разума: что делает мозг без вашего ведома
  • Можно ли подключить мозг к батарейке?
  • Как образ жизни влияет на мозг
  • Стресс меняет мозг
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Что делать, если у вас заблокировался мозг? Как повысить свою осознанность, и выйти из сложностей?
  • Мозг, интеллект его подсознания.
  • Как стресс влияет на ваш мозг.
  • Как взорвать себе мозг и начать жить!
  • Позитивное обучение: мозг в помощь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь