|
Три мифа о воспитании детейАвтор статьи: Лина Романова
ТРИ МИФА О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ (в каком возрасте мы закладываем основу будущих успехов и неудач) Нас не учат воспитывать детей. Все знания, полученные из СМИ находятся на уровне "важно перетерпеть несколько кризисов", "главное любить ребенка и он вырастет счастливым", "контроль - всему основа!" или "это гены (судьба), ничего с этим не поделать". То, что наши слова и действия с ребенком на каждом возрастном этапе напрямую закладывают его будущие успехи и неудачи в учебе, работе и личной жизни для большинства родителей сакральная тайна. Приведу лишь несколько родительских мифов для разных возрастов. Миф 1. До года ребенок ничего не понимает, достаточно его любить и правильно за ним ухаживать. Ведь сознания еще нет. Что там воспитывать? Действительно пока рано говорить о сознательном усвоении, но ощущения и восприятие работают как нельзя активнее. Упустив воспитание в этом возрасте можно многое потерять. Пример из жизни. Восьмимесячный малыш у мамы на руках встречает нечаянно нагрянувших гостей. Все хотят его потискать. Самая активная мамина подружка уже схватила малыша и мило с ним сюсюкается. Через пару минут ребенок, обнаружив себя в чужих руках начинает громко плакать. Все умилительно щебечут ласковые слова, а активистка заверяет: "Ничего, сейчас привыкнет и успокоится". Неправда ли частая картина? И мамина реакция в данном случае очень важна для закрепления у ребенка уверенности в себе. Вариант 1. Мама оставляет ребенка у незнакомки и через несколько минут он действительно успокаивается, адаптируясь. Что действительно произошло? Закрепилась тенденция "мир большой и сильный, а я маленький и беззащитный, проще плыть по течению, а там как получится". Неправда ли нас окружает немало взрослых людей с такой жизненной позицией: "Если б я в богатой стране родился, да в другой семье и в меня вложили родители, педагоги, государство, вот тогда бы я.....А так, эх....". Вариант 2. Мама реагирует на плач малыша, забирает его у чужой тети. Под защитой мамы на ее руках малыш осваивается с обстановкой, изучает людей. Получив внутренне ощущение "все хорошо", он может снова пойти на ручки в активистке, но уже с другим закреплением "мир большой, но не страшный, всегда можно уйти он некомфорта в комфорт и , наконец , Я контролирую ситуацию". Знакомая позиция? Встречали таких людей? Такой женщине не важно длинные у нее ноги или нет, она всех мужчин притягивает внутренним шармом и не бывает одинокой или тоскующей. Такой мужчина не жалуется на кризисы или судьбу, он даже в самый трудный момент выберет самый смелый и выгодный путь и уверенно пойдет по нему. Миф 2. Школа - это лотерея. Кому-то повезло и он хорошо и успешно учится, а у кого-то со школой не срослось и нужно просто пережить этот ненужный десяток лет вместе с ребенком как неизбежную кабалу. Важно лишь ругать за плохие отметки, чтоб неучем не вырос. С таким отношением можно потерять 11 плодотворных лет детской активности, когда мозг особенно продуктивен и гибок, когда формируются основные знания и закрепляются умения и навыки. И школьная успешность стоит на втором месте, как ни странно, после общего психологического состояния. Пример из жизни. Ко второму классу стало понятно, что Андрюше не нравится ходить в школу. Ясность внес психоневролог: "Тики глаз не появляются на пустом месте. Я конечно выпишу успокоительное, но по опыту советую найти хорошего детского психолога и искать причину". Вариант 1. Родители приняли "болезнь" как данность, ведь менять обстановку в начальной школе такой стресс для малыша. "Просто он не особо контактный, мальчики в классе пошустрее", - таков был вердикт учительницы. Таблетки не помогали, а лишь закрепляли его поведение как изгоя в классе. На просьбу перевести в параллельный класс, где дети поспокойнее директор отреагировал агрессивно: "У нас все классы хорошие. И не вздумайте жаловаться, мне с вашим ребенком еще на физике в старших классах работать". Так Андрей получил статут "странного" и через 10 лет выпустился из школы в очках, с ботанской прической и тоскливым взглядом. Больше его в школе, где каждый год собирались ребята похвастаться своими успехами, никто не видел. Вариант 2. На семейном совете родители приняли решение добиться перевода в параллельный класс, поскольку переходить в другую школу Андрею было страшновато. Пришлось подключить инспектора ГОРОНО, писать заявления, выслушивать директорские недовольства, но результат был получен - мальчика перевели. Через 2 недели мучительные тики глаз исчезли сами, ребенок повеселел и подружился с новыми одноклассниками. Через несколько лет о ситуации все забыли, а директор-физик и вовсе ушел на пенсию. Новая молодая учительница физики обнаружила неплохие способности у Андрея и покидал он школу с увесистой папкой грамот за победы на физико-математических олимпиадах. Миф 3. Влиять на взрослых детей невозможно. Нужно принимать их действия как подарок судьбы или кару небесную иначе можно утратить контакт с ними навсегда и обречь себя на одиночество в старости. Пример из жизни. Сергей давно ждал своего совершеннолетия. Из ЗАГСа они с Аленой вышли героями с пометками в паспортах. "Мама, Алена будет жить теперь у нас", - буркнул он, проходя в свою комнату. Через минуту громкая музыка заглушила мамины похоронные мысли о том, что ее личная жизнь закончилась и где взять денег на еще одного взрослого ребенка в доме, если оплата за институт и за одного сына казалась тяжелой ношей. Заглянувшая на огонек соседка подбадривала: "Да, ладно тебе, Анна Михайловна. Большие детки - большие бедки. Скоро внуки пойдут, веселее будет. Ничего не изменишь - это жизнь". Вариант 1. Через неделю героиня уже осваивала вторую дополнительную работу. Отношения с приятным другом расстроились, на себя теперь не хватало времени. Через год в семье появился малыш. Сын бросил институт. Но, недоспециалист мало кому был интересен из работодателей. Выход он начал искать в алкоголе, убегал к друзьям. Родительские разборки кто виноват в раннем браке только подливали масла в огонь молодой пары. Брак трещал по швам. Вариант 2. Анна Михайловна прогулялась в магазин за пирожными чтобы выдохнуть новость. Созвонилась с родителями Алены. Через пару часов, когда молодая пара выбралась проголодавшись на кухню, родители в полном составе встретили их чаем, тортом и улыбкой. "Поздравляем вас, ребята. Очень рады. Вы такие смелые". А дальше пошли взрослые житейские вопросы: "Где жить будете и на что?". И реальные предложения: "Мы первый год аренду квартиры оплатим, а дальше и сами адаптируетесь. Ничего все так начинали - с нуля". Ближайшую сессию Сергей и Алена встретили заочниками. Оба надумали пойти работать чтобы себя прокормить. С детьми решили повременить до окончания института. К ним с удовольствием приезжали на чай родители. Теперь уже вчетвером. Друг Анны Михайловны, наконец-то решился ей предложить жить вместе. Это лишь три простых примера правильного и неверного взаимодействия с детьми разного возраста. Но и они дают понять как необходимы знания психологии ребенка на каждом возрастном этапе развития от рождения до совершеннолетия. Как важно, учитывая эти знания сформировать у ребенка достаточный уровень самостоятельности и жизненной активности, которые способны любого сделать счастливым. Невозможно эффективно воспитывать ребенка, зная лишь об 1-2 детских кризисах развития из 6, имея примерное представление на каком этапе сегодня находится ребенок и каковы его особенности, а также жизненные навыки и умения, и к чему стремиться дальше. Автор: детский и семейный психолог Лина Романова
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|