Дезадаптация

Воспитание ребенка это не простой процесс, ведь кроме того что ребенка надо в процессе жизни кормить, одевать, его еще надо подготовить к жизни в социуме. И вот как раз умение человека приспособиться к социальной среде называется адаптацией. Соответственно, дезадаптация это неумение приспосабливаться к новым условиям и к новым ситуациям.

Дезадаптация это психическое состояние, при котором психосоциальный статус человека не соответствует той обстановке, в которой он оказывается, что и является трудностью приспособления. Дезадаптация является барьером на пути развития личности. Термин дезадаптация  все чаще стал употребляться психологами и психотерапевтами, давайте попытаемся разобраться, почему это происходит.

Виды дезадаптации

Дезадаптацию делят на три вида:

  • Патогенная. К ней относятся  нервно-психические заболевания;
  • Психосоциальная. Неумение приспособиться к новой обстановке, как правило, в период формирования личности;
  • Социальная. Проявляется в нарушении процесса социализации.

Границы психосоциальной и социальной дезадаптациий весьма условны и разница лишь в особенностях ее проявления. К этой же категории можно отнести и школьную дезадаптацию или учебную. Поскольку нас интересует адаптация индивида в социальной среде, то сегодня мы поговорим о социальной дезадаптации.

Чаще всего проблема дезадаптации проявляется в младшем школьном возрасте, как правило в первом классе. Это возникает потому, что ребенок, попав в школу, не может выстроить отношения в социуме, не может влиться в учебный процесс, не может адаптироваться к новым условиям. Происходит это по разным причинам. Одной из главных причин, по нашему мнению, является конфликт с окружающей средой, в свою очередь причиной которого является несоответствие потребностей личности, которые ограничиваются требованиями социальной среды. Конфликт порождает психическое напряжение то есть стресс, который проявляется повышенной тревожностью. При таком состоянии система «тело-интеллект» на бессознательном уровне включает защитные механизмы ребенка, а именно блокирует в первую очередь каналы восприятия как бы «выключая» доступ информации, оберегая таким образом систему от дальнейших стрессов. В таком состоянии ребенок не способен адекватно реагировать на психотравмирующие ситуации, на информацию и ее усвоение.

О признаках дезадаптации

Симптомы дезадаптации многочисленны. Это тревожность, фантазирование, упрямство, страхи, неспособность сосредоточиться на чем-либо, неуверенность, повышенная возбудимость, агрессия, конфликтность, чувство неполноценности, лживость, низкий показатель школьных достижений, неадекватная самооценка. Так же к дезадаптации относятся тики различного проявления, психосоматические расстройства.

К первым признакам школьной дезадаптации можно отнести нарушение норм поведения и трудности в учебе. Нарушение норм поведения влекут за собой, в большинстве своем, затруднения в усвоении учебного материала. Еще одним признаком дезадаптации является неспособность ребенка «работать на уроках в нормальном темпе. Темп, как правило, у каждого возраста свой. Младшие школьники с дезадаптацией эмоционально неустойчивы, они могут легко переходить от активности к пассивности и наоборот. Такие дети быстро утомляются, часто жалуются на плохое самочувствие и усталость. Неумение ребенка приспосабливаться к новым условиям является причиной снижения успеваемости даже у детей с высоким интеллектом.

Родителям младших школьников надо быть особенно внимательными к эмоциональному состоянию ребенка, для этого надо знать какие признаки проявления в поведении ребенка должны вас насторожить.

К таким признакам следует отнести;

  • не усвоение программного материала;
  • негативное или безразличное отношение к учебе, к сверстникам, к учителям, к проявлению себя в социуме;
  • повышенная тревожность, проявляющаяся в отказных реакциях, в нарушении  поведения.

Если один из  выше названных признаков проявился у вашего ребенка, следует обратиться к специалистам-врачам, психологам или психоневрологам для диагностики и выявить причины дезадаптации для того, чтобы целенаправленно скорректировать имеющуюся проблему.

Одной из форм коррекции является индивидуальная форма работы в области Образовательной кинесиологии, которая направлена на снижение тревожности, освобождение тела от блоков, формирование воли и коммуникативных навыков. Современная коррекция позволяет стабилизировать эмоциональную сферу ребенка. Будьте внимательны к своим детям и во взрослой жизни они справятся с любыми трудностями самостоятельно. Успехов вам в воспитании!



Просмотров: 243
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Коррекция социальной дезадаптации
  • Последствия социальной дезадаптации
  • Эмиграционный синдром как проявление социальной дезадаптации.
  • Идеальное материнство как предпосылка социальной дезадаптации ребёнка
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Школьная адаптация и первые признаки школьной дезадаптации
  • Кто является автором того, что с нами происходит?
  • Является ли стресс причиной панических атак?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • То, что люди называют любовью, чаще всего является любовной зависимостью
  • Что является причиной гнева?
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Как адаптировать ребенка к учебе в первом классе?
  • Ребёнок является причиной наших скандалов
  • Что является самой частой причиной увольнения?
  • 5 причин того, почему этот вид предательства является самый худшим из возможных
  • Научные публикации. Статья 2. Коррекция дезадаптации школьников методом биологической обратной связи
  • Психологическая безопасность ребенка. Что надо знать родителям.
  • Признаки дезадаптации
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Бактерия Хеликобактер не является причиной болезней желудка. Новое мнение в науке
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Как познакомить ребенка с новым «папой»
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Консультативная работа педагога-психолога с родителями по проблемам школьной дезадаптации
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Психологическая поддержка и помощь пожилым людям по профилактике дезадаптации в посттрудовой период
  • Какой ресурс в жизни является главным?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь