Творческая работа Ирины. Ирина использовала для шкалы образы сказочных героев.
Шкала «эгоист-альтруист» на примере сказочных персонажей.
Начнем с суперэгоиста лорда Воландеморта из Гарри Поттера . Он представляется убийцей, садистом, террористом, психологическим вампиром всемирного значения, влияет на массы людей, очень жесток.
Далее следует Снежная королева из одноименной сказки. Она - тиран, поработитель, психологический вампир. Легко ломает волю людей.
Следующий персонаж по мере убывания эгоизма- Царица из сказки Пушкина "Сказка о мертвой царевне". Ее цель - быть первой. Крайне амбициозна, она нацелена на устранение конкурентов любой ценой, победить любой ценой.
Лиса из сказки "Заюшкина избушка"- "Захватчик". Захотела владеть чужим имуществом и выгнала прежнего владельца. "Захватчик" отнимет у другого, приберет к рукам желаемое.
Далее следует старуха Шапокляк. Она - хулиган, любит повредничать и поехидничать. Помните: "кто людям помогает, тот тратит время зря..."
Мачеха из сказки "Золушка" или "Морозко"- домашний эксплуататор. Относится как к прислуге к падчерице, управляет мужем, но любит свою дочь и многое для нее готова сделать сама.
Последний эгоист в шкале - Лиса из басни "Ворона и лисица". Она "манипулятор".
Граница эгоист-альтруист, золотая середина, гармонично развитые люди - два персонажа:
Пример первый - это Солдат из сказки "Каша из топора". Он – «предприниматель", человек, который умеет договариваться.
Второй- Крокодил Гена. Символизирует доброго человека, но с кулаками: если заденешь - может показать и зубы.
Самая "легкая" степень альтруиста - Золотая рыбка из сказки Пушкина. В жизни это отзывчивый, доброжелательный человек, "спонсор". Пожалеет и поможет, если не наглеть.
Далее Кот Леопольд. Он демонстрирует еще одну грань доброты - великодушие. Его" сильная" сторона- прощение.
По мере повышения градуса альтруизма следует Илья Муромец. Он - "защитник" (слабых, отечества и т.д.)
Далее - Доктор Айболит. Он "миссионер". По собственной воле уехал работать в далекое опасное место, не получает зарплаты, не имеет никаких условий труда. Трудится за идею.
Завершает шкалу крайний вариант альтруизма и его сказочный персонаж - Данко из рассказа Горького. Он - герой – альтруист, способен расстаться со своей жизнью ради других людей.
Мне всегда хотелось быть лучше всех, но так как это, конечно же, невозможно, в те моменты, когда я была не «королевой бала», я ощущала себя полнейшим лузером. На лицо полярность мышления – либо ты лучше всех, либо хуже, третьего никак не дано. Таким образом, данная особенность несколько мешала мне в жизни и требовала срочной проработки, о чем и пойдет речь ниже. На сеансе психотерапии было предложено расположить фигурки в порядке возрастания их «звездности», охарактеризовать персонажа и написать, почему я их поставила на то или иное место. Среди отобранных мною фигурок были абсолютно разные: безрукая негритянка и ангелок, монашка и первоклашка и т.д. и т.п. Хотя в порядке описания некоторых я переставила, после окончания работы я чётко знала: почему каждому отвела данное место. Итак, преступим. Правда тут я расположила в порядке убывания «звездности», от этого суть не меняется.
Негритянка – хотя была безрукой, она знала себе цену. Зачем ей смотреть или слушать кого-то? Она сама лучше всех знает, что ей нужно, поэтому добивается всего легко и непринужденно. При этом она уважает других, трудяга, упорно идет к своей цели. Ах, да, она легко привлекает к себе внимание в любой компании. Любые ее поступки, даже нелепые, воспринимаются как яркие и экстравагантные.
Ангелок – приятная девочка, всеобщая любимица. Она тоже знает чего хочет, однако, отличается некоторой ленью, а также нередко бывает эгоистичной.
Монстр – он большой пакостник, злой гений. У него есть как и поклонники его «таланта», так и враги, но равнодушным к нему никто не останется.
Первоклашка – хулиганистая девчонка, иногда ей приходится слушать папу, маму и учительницу, но частенько она делает то, что на самом деле хочет.
Мальчик - послушный мальчик, всегда слушает маму и папу, порой у него нет своего мнения, но от этого он еще лучше в глазах окружающих. Но так как он еще маленький, то не все потеряно.
Лошадка - всю свою жизнь она безропотно возит других людей, иногда ей все надоедает, она может захотеть скинуть всех, но все-равно этого не делает. В тайне мечтает о свободе.
Мяч – мячик странное существо, вроде бы мяч, но с руками и ногами. Куда его кинут - туда и летит, сам он давно уже не выбирает направление своей жизни. Сначала он хотел что-то изменить, сейчас он понял, что все бесполезно.
Безногий маленький дракон – его никто не замечает, его как будто нет, да и сам он давно уже не знает: существует ли он на самом деле…
Монашка – вся она растворилась в других людях, ее как будто нет, она живет чужими мыслями и мечтами, она существует лишь для того, чтобы помогать окружающим, без этого смысл ее жизни был бы потерян.
Проанализировав все то, что я написала, я поняла, что к понятию так называемой «звездности» я отнесла внутреннюю уверенность в себе, в своих действиях, самодостаточность. Этим на 100% обладала безрукая негритянка, и на 0% монашка.
Интересно, что описывая всех этих героев, я оставила в центре промежуток и мне страшно захотелось написать туда слово Я. Так я еще добавила свою фигурку. Почему посередине? На тот момент я решила, что раз меня «колбасит» по этому поводу, и я никак не могу определиться: кто я – «лузер» или «звезда», место мое ровно посередине.
А дальше? А дальше мне предложили написать в каких ситуациях я -негритянка, а в каких монашка, в каких ангелок, а в каких первоклашка…
Вообщем, написать в каких ситуациях я каждая из этих фигурок. Как? Ведь внутри я думала, что место мое ровно посередине.
Было нелегко, но я вроде бы справилась.
Я – негритянка. Бывают моменты, когда я на самом деле лучшая. Иногда я все-таки выигрываю в каких-то соревнованиях, бываю настоящей «королевой бала» на вечеринках и окружена большим вниманием людей.
Я – ангелок. Сразу вспомнилась моя бабушка. Мне кажется, что при общении с ней я становлюсь вот таким вот милым ангелком, при чем до сих пор. Желания, которого мигом исполняются.
Я – монстр. От ангела сразу переходим к монстру. Иногда, когда меня заставляют что-то делать, я этого непросто не делаю… я еще могу и напакостить. А специально, чтобы неповадно было.
Я – первоклашка. При общении с родителями, я вот именно такая. С одной стороны часто слушаюсь, но с другой стороны, про себя тоже не забываю.
Я – мальчик. При общении с вышестоящими людьми, преподавателями.
Я – лошадка. Долгое время я была такой с сокурсниками. Когда я просто никому не могла отказать в помощи: давала списывать, делала за них задания, не писала пропуски в журнал.
Я – мяч. Порой, я попадаю в среду людей, которые напрочь на слышат мое мнение. Тогда я просто перестаю его озвучивать, и приходится соглашаться со «звездами».
Я – Дракон. Бывали случаи, особенно в каком-то новом обществе, я оставалась незамеченной. Меня как будто не было там, среди тех людей, настолько они были заняты собой и другими персонами.
Я – монашка. Настроение у меня разное. Порой наплывает настоящая тоска и мысли о бесполезности своего существования. Вот тогда мне хочется помогать людям, раствориться в них, чтобы хоть как-то забыть о бессмысленности своей жизни.
Таким образом, я нашла ситуацию под каждого персонажа. Получилось.И как оказалось, я могу быть в ситуации любой фигурки. Больше меня не бросало из крайности в крайность. Я могу быть любой, и это прекрасно!"
Вы можете поисследовать свои полярности подобным образом. Можно использовать для себя данные работы, если подойдут. Я думаю, вы узнаете много интересного о себе, появится большая осознанность и большая свобода быть самим собой.