Хорошист отличается от отличника лишь верой в себя, свои знания и навыком самоконтроля. Часто бывает, когда правильно решив задание, ученик в нем сомневается, хотя пять раз уже перепроверил; начинает сверяться с соседями по парте, видит нечто другое, в отчаянии все перечеркивает и оставляет задание без ответа.
Полагаться на другого, не на себя – это косяк родителей. Если ученик считает, что другой знает лучше и решает вернее, и вообще он умнее, - это большая проблема, которая в крайних случаях приводит к отказу от самостоятельного выполнения заданий. Зачем решать? А вдруг неправильно? Можно же списать и не испытывать непереносимого страха неудачи и не чувствовать свою навязанную мнимую ущербность.
Такому ребенку надо на кого-то опираться. Все время искать подтверждения извне, что он справился. Не найдя внешнего подтверждения, ребенок в этом не сомневается, принимает за чистую монету – ведь другому виднее. Даже если это раздолбай Петя из параллельного класса.
Важность чужого мнения и незначительность своего – руководящий мотив. Поиск старшего, даже если он таковым не является, более знающего и уверенного – поиск родителя в других. Невозможно опереться на самого себя - родитель не передал эту функцию, не научил, не взрастил.
Это большой запрос и повод для похода к психологу.
Пока же могу предложить несколько утверждений, (сознательно не буду называть их правилами) помня о которых, ученик средних классов, возможно, почувствует себя более уверенно в учебе.
Утверждения касаются специфики контроля процесса решения. Применимо для всех, но предполагается, что ученик уже имеет необходимые знания по дисциплинам. Как стопроцентная отличница, могу утверждать, что многие дети приходят к изложенному ниже самостоятельно. Но не все и не всегда. Ребенок должен обладать навыком самоанализа и самоотслеживания в процессе, происходящем автоматически и параллельно с прорешиванием бесконечного количества задач. Собственно последнее и определяет первое. Это навык, а значит, он тренируем.
Памятка 7-класснику. Решение задач по физике и математике.
Дважды проверь, правильно ли ты переписал условие задачи или пример в тетрадь. От этого зависит правильность решения.
Не пропускай промежуточные действия в решении примеров! Не ленись! Даже когда тебе кажется, что ты можешь в уме раскрыть три скобки подряд и сразу упростить выражение. Прописывая каждый шаг, ты скорее увидишь пропущенные буквы, степени и неправильные знаки. И проверять будет легче.
Каждые 2-3 слова в тексте задачи содержат условие и ценную информацию. Например, «масса стального шарика» - содержит информацию о изначально заданной плотности стали, что можно найти в соответствующих таблицах. Вероятнее всего, она потребуется для решения.
Получив ответ, сделай проверку – подставь полученный результат в выражение или формулу, через которое решал. Не ленись, тем самым ты сэкономишь себе время! Обе части выражения равны? Значит, все правильно.
Получив ответ, проверь его на правдоподобие. Например, в ответе вышло, что шнур длиной 9,6 см сгорает за 2 минуты со скоростью 0,8 см/сек. Вероятно ли это? Вероятно, если шнур толщиной с корабельный канат. Есть сомнения – вернись к п.4.
В контрольных и самостоятельных работах не обязательно за простым примером следует сложный. Не ищи сложностей там, где их нет! Задания могут находиться в произвольном порядке. Исключения составляют тесты, разбитые на блоки по уровням сложности.
Есть задачи и системы уравнений, не имеющие решения в силу своей парадоксальности, когда одно условие полностью исключает другое. Проверяй текст на здравый смысл.
Если тебе кажется, что в задаче мало данных, перечитай ее еще раз. Вернись к п.3, п.7. Если и после этого ты не нашел необходимые данные, значит, эту задачу надо решать «через буквы», заданные тобой для неизвестных величин. Ответом будет какое-то буквенно-цифровое или буквенное равенство, выведенное тобой через общеизвестные формулы, в левой части равенства – искомая величина. Правая часть может иметь любой вид – одночлена, многочлена, дроби. Она должна быть по возможности упрощена.
Какой бы ответ ты ни получил (после всех проверок), не удивляйся! И не сравнивай с ответами соседа или с ответами из подобных, на твой взгляд, задач! Нет никаких шаблонных ответов! Если решение не вызывает сомнений, значит, это именно тот ответ, какой должен быть – каким бы чудным он тебе ни казался!
10. Не сверяйся с чужими ответами! Они могут оказаться неправильными!
И в завершение...
ТОП 3 главных правила учебы:
(если учеба и знания - это именно то, за чем ты в школе!)
Самое важное, на мой взгляд, - никогда не давай списывать и не списывай сам!
Не списывай – этим ты отказываешь сам себе в уме и способности сделать все самостоятельно! Другими словами – сам себя называешь тупым. Даже если ты забыл сделать задание дома, лучше признаться в этом учителю до начала урока, чем падать в собственных глазах и глазах окружающих, списывая. Слухи распространяются быстро!
Не дари свой труд за просто так - ты приложил много усилий и потратил много времени на решение, возможно отказав себе в прогулке или просмотре ТВ, – разве справедливо, что другой получит такую же оценку, не вложив в нее ничего, кроме наглости, ничем за нее не заплатив (временем, усилиями, ограничениями)?
Особенно! Никогда не давай списывать работы по устным предметам (сочинения, эссе, рефераты, доклады, ответы на вопросы), и вообще не показывай никому! Даже если тебя убеждают, что «просто посмотрю»! Твое авторство может быть поставлено под сомнение! Доказать его невозможно! И оценку на балл выше может получить тот, кто списал! Разве это справедливо?
Эти простые правила оградят тебя от толпы желающих поживиться за счет твоего ума и усердия.
Помогать другим в учебе можно и по-другому: объяснить тему, разобрать решение. Если именно этого хочет твой одноклассник – он примет и такую помощь. В противном случае – он лентяй и живет за счет других.
Понравиться группе лиц, влиться в коллектив можно и по-другому. Если единственное, за что тебя готовы принять и признать – это учеба за других, стоит ли связывать себя отношениями с такими детьми – они тебя просто используют!
Ты – не стадо, чтобы бежать за кем-то!
Не ищи славу героя и всеобщего любимца через учебу за других! Ты в школе не за этим! Лучше быть одному или иметь одного-двух друзей твоего уровня развития, чем искать дружбы и расположения лидеров-самозванцев, выезжающих за счет своей свиты. Дружба не ограничивается стенами школы.
В большинстве случаев ты просто жертва манипуляций дружбой – ты будешь удобным и полезным до тех пор, пока не перестанешь давать списывать и решать за другого. Более того, когда это произойдет, другая сторона всенепременно выставит тебя в дурном свете, а себя жертвой плохого отношения; будет давить и шантажировать дружбой. Нужна ли такая дружба?
Имей гордость и самоуважение! Развивай навык решения задач до тех пор, пока не начнешь "чувствовать", "узнавать" решения еще до того, как записал условие. Это всего лишь навык. Он тренируем.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.