|
Способы введения в гипноз и его стадии. Классический гипноз.Автор статьи: Рассохин Дмитрий Александрович
Способы введения в гипноз и его стадии В специальной литературе описано более ста способов введения в гипнотическое состояние, но на самом деле их гораздо больше, так как почти каждый гипнотизёр на основе этих методов создаёт свой, индивидуальный способ погружения человека в гипноз. Эти методы можно разделить на две группы. К первой группе относятся способы, основанные на монотонном воздействии на различные каналы восприятия человека. К этой группе относится и вышеописанный способ Брейда, широко использующийся до сих пор. К данному выше описанию следует добавить, что кроме фиксации взгляда на блестящем предмете Брейд предлагал также гипнотизируемому полностью расслабиться и сосредоточить свои мысли о сне. В качестве монотонного раздражителя на зрительный анализатор также могут использоваться движущиеся стрелки часов, ритмические вспышки света и др. Наиболее распространенным способом воздействия на слуховой канал восприятия является тихий голос гипнотизёра, предлагающий расслабиться и сосредоточиться на ощущениях в теле или на раздражителях зрительного или тактильного каналов восприятия. Также для воздействия на слуховой анализатор могут использоваться звук метронома, тиканье часов, звуки дождя, морского прибоя и др. С целью монотонного воздействия на тактильный канал восприятия гипнотизёры чаще всего используют пассы - проведение ладонью руки вдоль лица и туловища пациента на расстоянии 2 - 3 сантиметра от тела. Как правило, для введения в гипноз используется сочетание воздействия на зрительный и слуховой анализатор, значительно реже используется сочетание воздействия на слуховой и тактильный анализаторы или задействуют все три канала восприятия. Ко второй группе способов введения в гипноз относятся способы, использующие шоковые методы воздействия на гипнотизируемого. При этом гипноз вызывается действием сильного внезапного раздражителя, такого как громкий звук, резкая вспышка яркого света, фарадический ток в сочетании с категорическим приказом: «Спать!». Автором шоковой методики считается Шарко, который нередко гипнотизировал своих пациентов, сопровождая приказ «Спать!» ударом гонга. Шоковые способы гипнотизёры используют значительно реже, т.к. для того, чтобы погрузить в гипноз с их помощью, пациент должен либо обладать повышенной гипнабельностью, как больные истерией в клинике Шарко, либо гипнотизёр должен иметь невероятный авторитет у пациента. Известно, что таким способом введения в гипноз пользовался классик советской психиатрии Довженко, автор широко известного в советское время метода лечения алкоголизма. Каждый сеанс гипноза у Довженко был тщательно подготовленным и срежиссированным спектаклем, на котором пациент мгновенно погружался в гипноз на глазах других пациентов, благодаря чему, когда доходило дело до них, у них даже не возникало мысли, что приказу Довженко «Спать!» можно не подчиниться.[1] Выделяют три стадии, характеризующиеся глубиной погружения в состояние гипноза, по Каткову: Первая стадия. 1 степень. Снижается тонус коры головного мозга. Процессы торможения и возбуждения изменяются. Пациент пребывает в приятном покое, испытывает состояние легкости при этом всё слышит и контролирует мысли, чувствует, может легко выйти из состояния. 2 степень. Ещё больше снижается тонус, тормозится двигательный анализатор, глаза начинают закрываться, ощущение тяжести в теле, чувствительность присутствует, может быть легко возвращён. 3 степень. Пациент ощущает дремоту и сонливость, мысли вялые, расслабление, не может открыть глаза, пошевелиться, слышит звуки, после выхода из состояния уверен, что мог бы это сделать самостоятельно. При дальнейшем углублении состояния у большинства пациентов наступает вторая стадия: Вторая стадия: 1 степень. Пациент испытывает сонливость, движения отсутствуют, дыхание спокойное, начинает проявляться каталепсия, звуки слышит. 2 степень. Каталепсия проявляется в полной мере, появляется восковая пластичность, наступает частичная анальгезия. 3 степень. Проявляется уравнительная фаза - все слова воспринимаются дословно, без учёта интонации, громкости, тембра и переносных, двойных значений. Внушаемые иллюзии воспринимаются реалистично, собственные мысли исчезают, угнетаются ольфакторный и густаторный анализаторы - пробы с нашатырём и лимонным соком отрицательные. В третью стадию, без подготовки, способны попасть только 30% популяции. Как показывает практика, пациенты, для которых трансовые состояния привычны из духовных или физических практик, входят в состояние глубокого гипноза гораздо быстрей и глубже, а от глубины погружения зависит степень проработки проблемы и глубина доступа к бессознательному. Третья стадия - сомнамбулизм: 1 степень. Прекращается каталепсия, реализуются кинестетические, ольфакторные и густаторные, амнезия отсутствует. 2 степень. Реализуются все положительные галлюцинации с закрытыми глазами, при открытии галлюцинации исчезают, частичная амнезия. 3 степень. Полное изолирование раппорта. Вторая сигнальная система выключена, кроме пункта раппорта. Амнезия после пробуждения. Слово гипнотизера сильнее реального раздражителя.[2] Реализуются все положительные и отрицательные галлюцинации, возможно проявление физиологического регресса (рассинхронизированное движение глаз, сосательный рефлекс, поза эмбриона, гуление ит.д.), полная амнезия после пробуждения Гипнабельность – это способность человека к погружению в состояние гипноза. По опыту гипнотизёров, в состояние лёгкого гипноза могут быть погружены почти все люди. Лишь незначительное количество людей не гипнабельны, т.е. не могут быть загипнотизированы ни при каких условиях, их около 1 - 3%. Не гипнабельность не следует путать с сознательно выработанной устойчивостью к гипнозу, т.к. не гипнабельный человек не может войти в гипнотическое состояние даже тогда, когда сам этого хочет и сотрудничает с гипнотизёром. На вторую стадию можно погрузить примерно четверых из пяти, а вот полностью гипнабельны, т.е. могут быть погружены в глубокий гипнотический транс примерно 20-30% человечества. Для наведения транса могут использоваться любые каналы передачи информации: текст, звук, изображения, причем, используя специфичные для каждого канала средства, гипнотизер может существенно усилить вызываемый эффект.[3]
[1]Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование. – М.: Юнити-Дана, 2009. [2]Ермошин А.А. Вещи в теле. - М.: Класс, 1998. [3]Васильева И.П. Телесная терапия. // Новые известия. – 2012. - №7. Автор РассохинДА Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|