Как бороться с заниженной самооценкой?

Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой (Альберт Эйнштейн).

Клиенты часто говорят мне, что им сильно мешает их заниженная самооценка. Но что скрывается за этими словами?

Обычно человек имеет ввиду, что он думает о себе хуже, чем он есть на самом деле. Предполагается, что Вы сравниваете себя «реального» и свое мнение о себе, и если мнение хуже, чем «реальный Вы», то у Вас заниженная самооценка. 

На самом деле все несколько сложнее. Как правило, люди довольно точно представляют, насколько они в действительности умны/красивы/талантливы в чем-либо. И встроенные в психику защитные механизмы не позволяют человеку всерьез (т.е. и на сознательном, и на подсознательном уровнях) думать про себя гораздо хуже, чем есть на самом деле (таким образом психика защищает сама себя от распада). Человек может даже говорить, что он(а) глупый/некрасивый/неудачник, но при этом в глубине души (читай: на подсознательном уровне) знать, что это на самом деле не так. В таком случае можно говорить о неуверенности в себе и попытках компенсировать ее, «подбивая» окружающих разубеждать себя в том, что говорится. 

Если же по какой-то причине человек думает о себе плохо на всех уровнях (и сознательном, и подсознательном), то чаще всего это значит, что защитные механизмы почему-то не сработали, и целостность психики находится под угрозой. Это может привести к очень серьезным последствиям. К счастью, сталкиваются с этим лишь немногие. 

Как бороться с заниженной самооценкой

В остальных случаях все происходит несколько иначе: существует некий эталон, с которым человек себя реального сравнивает — некое представление о том, каким он должен быть. Откуда же берутся эти представления?

 

Чаще всего эти идеи закладываются еще в детстве (иногда — в подростковом возрасте). А если сказать точнее, человек внутренне соглашается и принимает некое представление о том, каким он должен быть.


Например, умным(ой) или красивой(ым) и т.п. Также обычно в это представление входит и идея о том, что значит быть умным(ой) или красивой(ым). Ребенок может «вытащить» эту идею из обращенных к нему слов (и поведения) значимых взрослых — родителей, наставников, учителей; реже — сверстников. 


Проблемы начинаются тогда, когда это представление является/становится неадекватным реальной жизни. Например, если Вы считаете, что умный — это:

  • тот, кто никогда не ошибается, 
  • или тот, кто может решить любую задачу быстро/с первой попытки,
  • или вовсе тот, кто знает ОЧЕНЬ много (а то и почти все обо всем),


а иногда и все это вместе — то Вам будет очень сложно заниматься любой интеллектуальной деятельностью, т.к. Ваше мышление будет постоянно блокироваться страхом сделать ошибку или не преуспеть с первого раза (а это кстати — прямой путь к прокрастинации).

 

Другой пример (реальный случай из практики): человек считает себя «недостаточно общительным» (интересно, кто и когда отмерил, сколько будет «достаточно»?), или просто говорит про себя: «Я плохо умею общаться с людьми». Начинаем разбираться, и оказывается, что «человек, который хорошо умеет общаться с людьми», это:

  • тот, кто всегда приятен в общении всем другим людям,
  • или тот, кто в любом состоянии и с любым собеседником может найти общий язык/интересную тему для разговора и т.п. 
    То есть получается образ «идеального» партнера по коммуникации, которого не существует в природе. 

Легко заметить, что такие неадекватные реальности представления чаще всего характеризуются «тотальностью» — в них присутствуют такие слова, как: всегда/никогда, все/любой/никто и т.д. 

 

А иногда эти представления могут быть более реалистичными, но не имеющими никакого отношения к истинной природе данного конкретного человека.

Например, отец тихого спокойного мальчика отправляет его на занятия борьбой (опционально: сам ребенок хотел пойти заниматься бальными танцами).

 

Успехов на занятиях нет, отец укрепляется в мысли, что его сын «не вырастет настоящим мужчиной» и транслирует это ребенку (иногда говорит прямым текстом). Мальчик вырастает в мужчину, уверенного в том, что он «недостаточно мужественный» (а то и что похуже).

Или человек сам ввязывается во что-то, что ему(ей) очевидно не подходит. При хорошем раскладе удается преодолеть все препятствия за счет силы воли. Если же разрыв между реальными ресурсами и уровнем притязаний оказывается слишком велик, человек терпит неудачу и может в результате приобрести убеждение, что он(она) недостаточно хорош (причем редко ограничиваясь только той конкретной областью, в которой не удалось преуспеть).

 Как же можно решить эту проблему и сделать свою самооценку адекватной?

 Во-первых, необходимо понять, какое представление лежит в ее основе. Если Вы считаете себя недостаточно умным/красивым/общительным, спросите себя: а каков тот, кто им является? Какие у него черты или особенности? Так Вы сможете выявить, какое убеждение нужно проработать.

 Во-вторых, нужно вспомнить, когда оно у Вас появилось. Сколько Вам было лет? Какая ситуация проступает в памяти наиболее ярко, когда Вы думаете об этом? Так Вы поймете, от кого Вам пришла эта идея (иногда может оказаться, что ее автор — Вы сами).

 В-третьих, и это самое главное: необходимо осознать, что только Вы управляете своими представлениями. И также, как когда-то давно Вы согласились с этой конкретной идеей, точно также теперь, в настоящем, Вы можете передумать и сделать другой выбор, а именно: отказаться признавать ее истинной. И если Вы искренне примете это решение, изменения не заставят себя ждать.





Просмотров: 474
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Иногда любимый человек может сделать вам больно
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Когда человек теряет себя
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Почему я боюсь пойти к психологу? Кто же на самом деле психолог и чем он может быть полезен?
  • Что делать, если близкий человек находится в депрессивном состоянии, и как с ним общаться?
  • Если человек не знает чем заниматься
  • Почему человек не принимает себя?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Каждый человек должен любить себя
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Уважающий себя человек никогда не сделает этого
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Чувство несостоятельности. Когда мы недостаточно хороши сами для себя
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Может ли быть правым, человек ходящий «на лево», с правой!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь