Привлекательность ИГИЛ как психолого-педагогическая проблема.

Привлекательность ИГИЛ как психолого-педагогическая проблема.

 

То, что эта запрещенная в  России организация имеет зловещую привлекательность для части молодых людей, увы, доказательств не требует. Страшно и то, что совершенно непонятно что с этим делать и чем наказывать тех, кто готов к столь страшным испытаниям, что любое наше наказание кажется шуткой. К счастью, явление это все же единичное, но очень пугает, что объемы растут.

Понятно, что факторов, которые повлияли на желание молодого человека отдать свою жизнь за некоторые странные идеи, может быть много и они могут различаться. Но важно увидеть что-то общее, лежащее в основе этого выбора, что можно понять и  объяснить с точки зрения психологии. Если это не наемник или профессиональный вояка, то присоединяясь к экстремисткой организации человек вряд ли ищет больших денег, надеется на славу и признание. Он скорее хочет служить некой привлекательной, сильной идее, посвящая ей свою жизнь.

 Откуда может быть это желание – отдать жизнь за идею? Такое желание возникает, если человек не чувствует себя достойным любви и уважения, если он не смог найти свою идентичность и потому себя не принимает, не ценит, не  любит. Потому он идентифицирует себя  с Великой идеей и так обретает источник самоуважения. То есть внутреннее, неосознаваемое самим человеком неприятие себя, своей жизни, смыслов своего существования заставляет его искать для себя ту сферу, сливаясь с которой он может обрести смысл и значимость. И такой сферой вполне может стать экстремистская  организация.  Советую прочитать книгу Э. Хофера «Истинноверующий», она есть в сети.  

Как может получиться, что у человека возникают такие проблемы? Во-первых, это проблема всех подростков и молодых людей, которые еще не обрели место в жизни, не успели выстроить образ «Я» и главное, не видят перспектив для самоосуществления.  Потому для государства и бывает важно не просто занять молодежь, но позволить им быть полезными, дать место для приложения их сил.  Особо же  уязвимы должны быть те из молодых людей, кого не научили вере себя, чье человеческое достоинство оказалось продавленным. Эта психологическая  травма может стать источником внутреннего ощущения неполноценности, которое переворачивается и заставляет индивида всем и каждому доказывать свою силу, наглость, агрессивность.  Отличный боец получается!

Если исходить из вышеизложенного,  как же бороться с этим явлением?

Что касается воспитания, обучения, то надо стремиться так выстраивать систему отношений, чтобы подростки чувствовали, что они для своих учителей и родителей интересны, их личности что-то значат. Для этого нужны хорошие педагоги, а чтоб эти педагоги в школу приходили, им нужны особые условия. И это вовсе не большие деньги, но поддерживающая, а не контролирующая среда. Просто, но почему-то в России неосуществимо!

Очень важны условия, чтобы никого не считали «вторым сортом». Если первое поколение мигрантов, оставаясь еще частью того общества, откуда они приехали, могут примириться с этой ролью, то их дети не согласятся на роль второсортных. Значит, их надо интегрировать, хотя обычно это не хотят делать ни их родители, ни окружающие.  

Но только этого все равно мало. У заканчивающих школу подростков должны быть возможности не просто куда-то поступить или как-то пристроиться, но и обрести мотивы и цели, наполняющие жизнь смыслом. Если говорить в целом, то у молодых людей должна надежда на возможность самореализации, самоактуализации.  Детям должны быть открыты пути к обретению настоящего профессионализма, а также варианты мастерством помериться, побороться,  использовать свой потенциал полностью. То, что в сфере образования сегодня правят формализм, профанация, что учащиеся стали просто приложением к этой схеме, так как ни они сами, ни полученные посредством образования компетенции никого в стране не интересуют, порождает многие  тенденции. А потом мы удивляемся, как благополучный ребенок и вдруг… А она не видит перспектив, ей скучно жить дальше,  она не верит себе.   

Сегодня подростков призывают гордиться страной. Но это не пройдет, если стране молодой человек не нужен в качестве профессионала. А проблема, что профессионалы у нас не востребованы – ну не нужны они в условиях, где контролировать важнее, чем добиваться успехов! Нет, когда собой гордиться не получается, то можно восхищаться страной и ее историей.  Про идентификацию уже упоминалось. Но если любовь к Родине имеет источником ненависть к себе, то это уже не любовь к родине, а ненависть к врагам. И в какую сторону этот багаж развернется завтра, легко предсказать!  Чтобы Родину любить и заботиться о ее процветании , надо чувствовать себя  ей нужным.   А ведь стремиться стать профессионалом  - это желание служить людям, и желание самореализоваться и быть важным, нужным своей стране! Но если профессионал не нужен, как быть?  Отнимая это у детей, мы же работаем в том числе и на ИГИЛ.

А что касается обращения к религии, то это тоже так себе решение. Вера же такой способ обретения смысла и значения, тоже служение. Если это сознательное решение зрелого индивида, все нормально. Но приобщение подростков к вере в современном мире вполне может быть сужением его поля зрения.  Сомнительно, что вера подростка  станет для него  путем к самому себе и обретением благодати. Кстати, слепая вера может быть легко заменена, примеров тому множество.

Так что стране и всем нам надо научиться доверять  и брать ответственность, бороться против унижающего достоинство человека мелочного контроля, ограничений для мысли, страхов и комплексов. С идеей, если она уже подчинила себе человека, бороться невозможно – человек будет защищать то, что для него важнее самой жизни, до конца.  Но можно предоставлять человеку возможность расширять себя на другие сферы жизни, находить себя в них, становиться нужным и полезным и через это обретать смысл жизни. Жизнь человека стоит куда больше любой идеи. 



Просмотров: 305
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Быть или не быть? Что делать если не получается принять решение
  • Если любимый эгоист и для него отстоять свою позицию важнее, чем быть с вами
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Что делать если у мужа пропало желание? Что делать если нет секса? Как стать привлекательной?
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Как быть, если отношения себя изжили?
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • «Цени свою жену – следующая может быть хуже» - или жизнь без измен
  • В отношениях все может быть просто и легко
  • Что может быть важнее собственного отношения к себе?
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Как быть, если не хочется что-то делать, а надо?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • А что если позволить себе быть уязвимой?!
  • Постоянная драма как способ почувствовать себя живым: а что если научиться просто жить?
  • Где искать поддерживающих людей, кто ими может быть.
  • Можно быть счастливым, если ты виноват? | Справедливость и любовь. Преступление и наказание.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Семь шагов вперед, а может быть направо. От самоуценки к принятию себя
  • Может ли быть внутренней опорой смысл жизни?
  • Быть родителем — одна из радостей жизни. Но это может стать и тяжелым испытанием.
  • Жить без Любви, быть может просто...или От чего «Спасает» кредит?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь