|
Нарциссы в истории России.Автор статьи: Заева Любовь Владимировна
Патологический нарцисс всегда направлен на разрушение. Он то невозможно жалок, то грандиозно велик, то снова жалок. Вверх-вниз. Внизу ужас, пустота, потому вверх любой ценой. Хотеть быть лучше всех, правильнее всех - и почему-то то и дело скатываться в своими же руками созданные ловушки. Отрицая реальность, он смотрит только в одну сторону. И разрушает то, что не хочет видеть. Читаем у классика психоанализа Отто Кернберга: " В самых тяжелых случаях такой пациент чувствует безопасность и испытывает торжество только тогда, когда разрушил всех окружающих и, в частности, вызвал фрустрацию у тех, кто его любит". Такой человек у руля власти - обычное дело в мировой истории. В российской, в частности. Каждый вспомнит массу примеров. Но сейчас - о делах давно минувших дней. О нарциссических процессах в России середины 18 века. Сразу с казуса. В то время в России два человека подписывались как царь. Собственно, сам Алексей Михайлович Тишайший Романов и патриарх Никон, который в документах величал себя синонимично - "великий государь". Тот самый Никон, который зарядил в России религиозную реформу и раскол. Два Отца. Царь-Батюшка и Святой Отец. Никон долго был царю как родитель, царь не мыслил себя без его советов. Когда Алексей Михайлович уезжал в походы (тогда очень доставали турки, поляки и скандинавы), то Москвой, вообще всем правил Никон. На нарциссической идее они и сошлись. Но по порядку. Мать Никона (по рождению Никиты) рано умерла, а мачеха била и не кормила ребенка. История очень похожа на детство Ломоносова. Оба убегали в соседний монастырь прятать слезы, где научились грамоте. Один местный гадатель, увидев мальчонку, предрек: "Ты будешь над всеми государем". Тот запомнил. В 20 лет Никита стал сельским священником, женился. Но все дети у него умирали. Тогда Никита решил уйти из мира за более сильной молитвой, уговорил жену, и оба они приняли постриг. Дальше монах Никон сменил несколько монастырей. Он умудрялся и конфликтовать с монастырским начальством, и двигаться по карьерной монашеской лестнице. Идеи, которые его занимали, были просто волшебные. В то время уже больше ста лет как почила Византия - Второй Рим, некогда восточные римские земли. Величайшая в истории христианская империя, где говорили по-гречески, была завоевана османами. Но дело ее, как говорится, было живо. И наследниками Византии уже мечтали быть сербы и болгары, весьма сильные в то время. Московия же несколько столетий подбиралась к этой теме. То Софью Палеолог, византийскую принцессу, замуж в Россию возьмут. То шапку Мономаха объявят византийским даром. И как раз Европа была занята своими делами: голландцы в расцвете, Англия воюет, Борджиа в Италии - ну у тех много чего случалось постоянно. Самое время взять, поднапрячься, и объединить весь восточный христианский мир. Весь! Под Москвой! И новым Папой, православным государем смог бы стать тогда... В общем, с этими идеями Никон и отправился к царю. И они сошлись. Алексей Тишайший уже тогда бредил морскими амбициями (он начал много, но воплотил идеи, превзойдя отца, его младший 16-й ребенок Петр Первый). Сначала царь перевел Никона поближе к себе, сделал из игумена архимандритом в монастыре, где была усыпальница Романовых. Потом тот стал патриархом, обойдя "в конкурсе", по иронии судьбы, того самого иеромонаха, который когда-то учил его читать. Царь Алексей, кстати, вовсе не был тишайшего нрава, наоборот, как многие Романовы, он был весьма непредсказуем, с перепадами настроения. Но восстания стремился усмирять "до тишины", призывая в стране к тиши ( то Соляной бунт, то Стенька Разин, то бунты непослушания). А в гневе Алексей Михайлович однажды, например, при всех оттаскал за бороду своего тестя-боярина. Начали они прощупывать союзников - и предводитель христиан в Иерусалиме Паисий даже приехал в Москву переговорить, дал понять, что идея ладная, заграница поддержит, только надо идеологией заняться, то есть греческими ритуалами и книгами. Стали думать, как воплощать планы. Нужен был свой человек, по особым поручениям на западе и востоке, речь ведь шла о зарубежных командировках. Выбор пал на авантюриста Арсения Грека, который сидел как раз в остроге Соловков. До этого он пытался с какими-то делами ездить по миру, то принимал католичество, то мусульманство, то православие - везде как дома. В общем, патриарх Никон и царь решили стать самой настоящей греческо-византийской страной, начав с религиозных деталей. Изначально первые отцы церкви крестились одним перстом (символ единобожия), потом стали двумя (у одних это означало отец и сын, у других - телесную и духовную двуединость Христа). Но с 12 века Византия перешла на три пальца, добавив идею о Троице. Россия оставалась с прежними правилами. Византия, а значит и Греция, греческая церковь, давно испытывала турецкое влияние. Так в обиход там постепенно вошли головные уборы для священнослужителей на основе фески, на Руси же оставались " покрывала". Были на тот момент и общие святые, и свои, русские. Активатором изменений стало и присоединение к России Малороссии, где уже по-западному крестились и писали имя Христа. Чтобы стать во главе всех, нужно было сначала стать, как все. Так началась религиозная реформа. Несколько лет с 1750 года Никон воевал с высшим руководством церкви. Никто не мог взять в толк, зачем Арсений Грек привез из Венеции и Парижа новые греческие книги, и всех заставляют старые жечь, а эти переписывать? (Потом за несколько лет сжигания старых книг и Библий на особых дворах было собрано 650 кг медных застежек с изданий. В лучшем случае в книгах вымарывали старое и вносили исправления.) Зачем жечь свои старые иконы и писать новые с современных греческих? Зачем писать не Исус, а Иисус? Почему отныне нельзя молиться на коленях, а можно только " без метаний" поклоны делать? Почему крестный ход не по часовой стрелке, то есть по солнцу, как за Христом- Солнцем, а против часов? Зачем носить новую одежду священникам? Все зашушукались о какой-то новой вере. Закончилось все тем, что Никон на одном Синоде избил одного участника, сорвал с него одежду, всех несогласных выслал. Многие потом прошли земляные тюрьмы, пытки, как протопоп Аввакум, и были, как и он, сожжены. Во всех церквях страны объясняли новые правила, но и бояре, и простые люди поначалу решили, что власть захватила тьма и отказались подчиняться. Началась инквизиция. Почти сто лет геноцида. Непокорившихся Никону стали называть раскольниками (только с 19 века - старообрядцами и староверами). В 2000 году РПЦ за рубежом предприняла очень мужественный шаг - попросила прощения у староверов. До этого с 19 века они уже признавались единоверцами, как ветвь православия. Первым когда-то опомнился царь Петр и отменил указы своей сестры Софьи, которая была на царстве после отца и в своих "12 законах" приказала тихих староверов просто лишать всего имущества и высылать, а упертых жечь и рубить. Действительно жгли, целыми поселками. Но часто были и "гари": когда стрельцы подходили к населенному пункту, жители запирались в большой избе. Не уйдут стрельцы - подожжем себя. И сжигались. Восемь (!) лет войска осаждали Соловецкий монастырь, после чего всех оборонявшихся казнили. Во времена Петра староверам уже надлежало просто зарегистрироваться, жить открыто, но за веру платить двойной налог. Не было б счастья, да несчастье помогло. Старообрядцам пришлось работать вдвойне, многие разбогатели. Третьяков, Мамонтов были из староверов. Ну и без старообрядцев Петр бы не выиграл войну со шведами - официально на заводах Демидова на Урале работало 43% староверов. А неофициально? А поморы - северные староверы-беспоповники? Без них бы не было флота. Староверов-поморов хорошо изобразили в сериале про Петра Первого "Русь изначальная". Так что, может быть, и с подачи Никона Россия двинулась так вперед при Петре. Но вернемся к Никону. Несмотря на реформу, стать во главе христианской церкви ему так и не удалось. Хотя документы как "великий государь Никон" он подписывал. Бояре все же выбрали момент, когда зависимость Алексея Михайловича от него снизилась, открыли глаза на реальность. Были слухи, что в период разногласий с царем как раз и начался бунт Разина, к которому, якобы, Никон человека присылал благословлять. Плюс Никон в гневе написал царю письмо, в котором проклял его и пожелал участи сирот царским детям. Заграница не только не помогла Никону, но и разбирала его конфликтные отношения с царем, по сути, одобрив его падение. В итоге патриарх отказался от сана. Потом Никона лишили всего (он был одним из самых богатых людей России по землям), понизили до инока, и царь выслал его под стражей в келью удаленного монастыря, где тот заболел цингой и сошел с ума. "...на самом деле они не способны быть в положении зависимости от кого бы то ни было, поскольку в глубине никому не доверяют и обесценивают всех людей, а также бессознательно "портят" то, что получили от других, и это связано с бессознательными конфликтами зависти", - читаем о патологических нарциссах у Кернберга. Зависть к чужой власти, к статусу византийских патриархов побудила разрушить отношения с царем, который его любил, родную исконную культуру как родительскую семью, как Мать, как Мачеху, ради более хорошей соседской Матери - греческой церкви. Такое вот мощное нарциссическое обесценивание, закономерный итог идеализации. И у царя, и у Никона. Сам Алексей очень переживал разрыв с Никоном. Буквально заедал горе. Он был единственным тучным русским царем и умер от сердечного приступа в 48 лет. А в современной народной жизни, фольклоре, религиозных и культурных традициях когда-то запрещенные элементы так и остались. Старое и новое сосуществует. При Николае Втором стали возвращать деканонизированных реформой старорусских святых. После раскола мощи многих местночтимых святых закапывали, могилы ровняли с землей, как было, например, с Анной Кашинской (Тверской), а имена вычеркивались. Остались пословицы и поговорки о временах до реформы. "Научи дурака богу молиться - он весь лоб расшибет" - о правилах молитвы на коленях, как было принято в старой традиции. И сейчас огромное количество икон в домах и церквях - с "хитринкой". Иконописцы рисовали два пальца с третьим, как бы немного приподнятым к ним. То ли два, то ли три. Отсюда пошла детская привычка скрещивать пальцы за спиной, когда врут. На иконах писали имя Христа по-старому Iс вместо нового Iис - кто там разберет. Традиции староверов на домашние иконы повсеместно осталась и укрепилась в советское время. И такие, и такие кресты, иконы, книги, ритуалы. И именно иконы дореформенные, а также написанные в изгнании в удаленных уголках России после раскола известны на весь мир как хранители и продолжатели традиций Рублева, как самые аутентичные, самобытные по технике и сюжетам, самые яркие. Изоляция помогла сохранить уникальные культурные и художественные традиции до наших дней. И это не псевдонародные кокошники фольклорных ансамблей ДК. Правда, раскол в двух церквях, в двух ветвях православия, так и остался, несмотря на мир. Нарциссические войны и раны - вещи серьезные... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|