Публичная лекция как фрейм коммуникации

«Фрейм (социальные науки) -

определённого рода целостность, в рамках которой

люди осмысливают себя в мире».

ВикипедиЯ

 

Я заметила в последнее время очень интересную тенденцию – появились неакадемические/неуниверситетские площадки для публичных лекций на вполне серьёзные научные темы для самой широкой аудитории. И если раньше посетить такие мероприятия удавалось только в столицах, сегодня это пространство значительно расширилось. Сегодня это открытые площадки парков, «Анти-кафе» и библиотек.

Темы лекций на любой вкус, публика собирается разная. 

Тем интереснее показалось разобраться в этом феномене современного коммуникационного ландшафта городской среды.

Конечно, по-прежнему самой богатой содержательной площадкой остаётся интернет. Именно здесь размещена лекция социолога Виктора Вахштайна о залоге успеха публичной лекции, типах коммуникативных ситуаций и четырех иллюзиях взаимоотношений лектора с аудиторией.

 Публичная лекция как фрейм коммуникации

Отлично, подумала я. Это прекрасная возможность не только разобраться в феномене публичных выступлений, но и почерпнуть полезные навыки взаимодействия с широкой публикой в формате лекции.

Боязнь публичных выступлений для многих часто связана именно с непониманием правил, которые необходимо соблюдать для успеха в этом деле.

Итак, давайте разбираться. 

Что такое академическая лекция, думаю, представляют все, кто хоть раз оказывался на студенческой скамье. А вот публичные выступления научной общественности вне академической среды появились не так давно.

«За последние 10 лет формат публичных лекций радикально изменил интеллектуальный ландшафт, изменив пространство интеллектуальной коммуникации в крупных городах России и не только.

Интересно почему возник этот тренд медиатизации науки, которая приобретает формы публичных лекций? К публичным лекциям можно относиться по-разному. Но то, что это вошло в нашу жизнь, очевидно». Кстати, аудитория, всё более охотно собирается на такие выступления. И не только лично, но и в телевизионном формате. Здесь лидером выступает ACADEMIA.

«Публичная лекция представляет собой речевое событие, содержание и тот формат, в который это речевое событие помещено (это так называемая фрейм-коммуникация).
Так почему же публичная лекция сегодня оказывается одним из самых востребованных форматов трансляции коммуникации, в публичном пространстве?

Существуют две основные среды существования интеллектуального контента в обществе: это пространство для специалистов, говорящих на одном языке терминов (гомогенная коммуникация) и площадка, где специалист транслирует на широкую публику, во время чего рождаются новые понятия и термины для этой конкретной аудитории (гетерогенная коммуникация). Можно сказать, публичная лекция – это неотъемлемая часть гетерогенной коммуникации, публики, у которой нет общего языка терминов и понятий. Сегодня науке необходимы такие открытые площадки для расширения пространства и просвещения».

Мне нравится посещать публичные лекции. Это особенная атмосфера, в которой слушатель приобретает более активную роль и доверие лектора. Вспомним хотя бы опыты Александра Гордона на НТВ, когда зрителю предлагались темы весьма узкие и подчас очень сложные для восприятия. 

Пожалуй, эти опыты были первыми попытками в стране вывести научный контент в широкое зрительское пространство. 

Программы стали событием в телевизионном эфире и получили дальнейшее развитие и своих последователей.

 

«Посмотрим, как изменялись публичные лекции за эти годы.

Начиналось всё в ситуации, когда никто точно не понимал чем лекция публичная отличается от академической. Каждый лектор принимал решение самостоятельно, читать привычную академическую лекцию или экспериментировать в новом пространстве. Событие перемещалось от игнорирования особенностей собравшейся публики до полного подстраивания к обывательской речевой ситуации. С течением времени форматы определились, и стало понятно, как работать в этой новой среде».

Все знают, что чтение вслух в публичном пространстве делает непереносимым даже самые интересные для аудитории темы. А вот почему это происходит, задумывались, наверное, не все.
«Существуют три основных режима речевого события в академическом понимании лекции: «чтение по бумажке», цитирование по памяти (декламирование), неподготовленная речь (так называемая, на самом деле требует подготовки). Для публичной лекции свойственно освоение темы в рамках от декламирования до неподготовленной речи.

Любой хороший лектор опирается на три «я»

1. «текстуальное я» - это центральная повествовательная фигура (опора на прочитанное, представление авторитетного экспертного мнения и анализа заявленной темы), 

2. «экзистенциальное я» - представление себя другим, это очень ненадёжная опора лектора (рефлексия и презентация своих наблюдений и переживаний по заявленной теме), 

3. «ситуативное я» - смена опоры на изменяющуюся ситуацию в реальном времени (оперативная работа с «живой площадкой», реакция на внештатные ситуации, зашумления и т.д.)». 

Эти правила универсальны для любого лектора, заботящегося о своей аудитории, и, о том, как будет ей усвоен материал.

«В публичной лекции именно «ситуативное я» лектора часто является решающим, а для речевого события цитирование по памяти и импровизированная речь основным умением». 

Необходимо отметить, что публичное выступление отчасти является и неким театрализованным условным действием. Поэтому здесь становятся важными соблюдения некоторых правил и допущений, принятие лектором и публикой условностей и готовность поддерживать некие иллюзии действа. Без чего событие не состоится, а публика разбредётся по своим неотложным делам.

«Публичная лекция многого не прощает и требует воссоздание иллюзий публичного выступления:

1. Авторитет лектора (представитель особого мира значений, где происходит много сложных процессов в поисках истины).

2. Спонтанность изложения (работа с ситуацией, имитация только что пришедших в голову шуток и высказываний).

3. Иллюзия уникальности происходящего (создание ощущения у аудитории совершенной уникальности события).

4. Превалирование «текстуального я» лектора (отсылка на пласты прочитанного и изложенного авторитетами и разносторонность предложенной информации).

Для публичной лекции, в отличие от академической, недостаточно приводить аргументы, они ещё должны быть и поданы перформативным образом».

Перформативным – это значит, согласно Википедии, что любая ситуация, включает четыре базовых элемента: время, место, модератора и отношение модератора и зрителя. 

«Обзор публичных лекций позволяет сделать выводы:
1. Контент публичных лекций не отличается от академических.
2. Язык изложения действительно другой. Больше перформативных высказываний. 
3. Частая смена трёх «я» лектора в зависимости от ситуации.
4. Жёсткое фреймирование. Формирование языка для взаимодействия с аудиторией, гласные и негласные правила поведения и форматы».

Таким образом, контент, разные типы «я говорящего», фреймы, структуры, пространство, время, материальные объекты, конвенции – это сформированный на сегодня формат публичных лекций и взаимодействия с широкой публикой. Можно говорить о тренде широкой медиатизации науки и вовлечение в разговор широкой аудитории. 
И советы для успешного выступления перед публикой на основании полученной информации:

1. Быть хорошо осведомлённым в теме выступления.

2. Представление лекционного материала в виде цитирования по памяти и в формате свободного выступления.

3. Взаимодействие с аудиторией, предлагая ей доверительную атмосферу уникального события, которое создаётся совместно с ней.

4. Живая реакция на ситуативные изменения в аудитории, перформативность высказываний, переключение различных опор лектора.

Что для вас показалось интересным и новым в изложенной информации?

Как вы проводите свои публичные выступления?

Посещаете ли вы публичные лекции?

Представляется ли вам интересным явление медиатизация науки?

 

Статья опубликована на сайте

https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=16533&showentry=8302



Просмотров: 359
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зачем Вам все это, или Почему мы проводим образовательные лекции и курсы для широкой аудитории
  • Сегодня я это сделаю!(или полезные советы для себя самой)№2
  • Сегодня я это сделаю!(или полезные советы для себя самой)№3
  • Сегодня я это сделаю!(или полезные советы для себе самой)
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • « Для неё существует только муж – разве это не любовь». Созависимость это не только жены алкоголиков.
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Три приема удержания внимания аудитории. Только для ораторов!
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Лекция о пограничном расстройстве. публичная лекция А. Ленгле
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Это место для траура и оплакивания, а не для успеха, денег и отношений.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Сложные для объяснения и еще более тяжелые для понимания темы
  • Подготовка презентации для публичного выступления: при чем здесь психология?
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Что такое чувствовать опору и для чего это нужно
  • Обида - что это и для чего?
  • метод наблюдения за младенцами. Что это такое и для чего нужно?
  • Деньги? Это только для взрослых!
  • Подростковый возраст это время для поиска себя.
  • Вдохновлять - это любовь или манипуляция? Только для женщин!
  • Для чего Все это?
  • Что такое Анализ Четырёх Столпов судьбы и для чего это надо занать
  • Где черпать вдохновение для публичного выступления
  • Мечта - что это и для чего? (отличия от фантазии и цели)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь