|
Публичная лекция как фрейм коммуникацииАвтор статьи: Остривная Елена Анатольевна
«Фрейм (социальные науки) - определённого рода целостность, в рамках которой люди осмысливают себя в мире». ВикипедиЯ
Я заметила в последнее время очень интересную тенденцию – появились неакадемические/неуниверситетские площадки для публичных лекций на вполне серьёзные научные темы для самой широкой аудитории. И если раньше посетить такие мероприятия удавалось только в столицах, сегодня это пространство значительно расширилось. Сегодня это открытые площадки парков, «Анти-кафе» и библиотек. Темы лекций на любой вкус, публика собирается разная. Тем интереснее показалось разобраться в этом феномене современного коммуникационного ландшафта городской среды. Конечно, по-прежнему самой богатой содержательной площадкой остаётся интернет. Именно здесь размещена лекция социолога Виктора Вахштайна о залоге успеха публичной лекции, типах коммуникативных ситуаций и четырех иллюзиях взаимоотношений лектора с аудиторией.
Отлично, подумала я. Это прекрасная возможность не только разобраться в феномене публичных выступлений, но и почерпнуть полезные навыки взаимодействия с широкой публикой в формате лекции. Боязнь публичных выступлений для многих часто связана именно с непониманием правил, которые необходимо соблюдать для успеха в этом деле. Итак, давайте разбираться. Что такое академическая лекция, думаю, представляют все, кто хоть раз оказывался на студенческой скамье. А вот публичные выступления научной общественности вне академической среды появились не так давно. «За последние 10 лет формат публичных лекций радикально изменил интеллектуальный ландшафт, изменив пространство интеллектуальной коммуникации в крупных городах России и не только. Интересно почему возник этот тренд медиатизации науки, которая приобретает формы публичных лекций? К публичным лекциям можно относиться по-разному. Но то, что это вошло в нашу жизнь, очевидно». Кстати, аудитория, всё более охотно собирается на такие выступления. И не только лично, но и в телевизионном формате. Здесь лидером выступает ACADEMIA. «Публичная лекция представляет собой речевое событие, содержание и тот формат, в который это речевое событие помещено (это так называемая фрейм-коммуникация). Существуют две основные среды существования интеллектуального контента в обществе: это пространство для специалистов, говорящих на одном языке терминов (гомогенная коммуникация) и площадка, где специалист транслирует на широкую публику, во время чего рождаются новые понятия и термины для этой конкретной аудитории (гетерогенная коммуникация). Можно сказать, публичная лекция – это неотъемлемая часть гетерогенной коммуникации, публики, у которой нет общего языка терминов и понятий. Сегодня науке необходимы такие открытые площадки для расширения пространства и просвещения». Мне нравится посещать публичные лекции. Это особенная атмосфера, в которой слушатель приобретает более активную роль и доверие лектора. Вспомним хотя бы опыты Александра Гордона на НТВ, когда зрителю предлагались темы весьма узкие и подчас очень сложные для восприятия. Пожалуй, эти опыты были первыми попытками в стране вывести научный контент в широкое зрительское пространство. Программы стали событием в телевизионном эфире и получили дальнейшее развитие и своих последователей.
«Посмотрим, как изменялись публичные лекции за эти годы. Начиналось всё в ситуации, когда никто точно не понимал чем лекция публичная отличается от академической. Каждый лектор принимал решение самостоятельно, читать привычную академическую лекцию или экспериментировать в новом пространстве. Событие перемещалось от игнорирования особенностей собравшейся публики до полного подстраивания к обывательской речевой ситуации. С течением времени форматы определились, и стало понятно, как работать в этой новой среде». Все знают, что чтение вслух в публичном пространстве делает непереносимым даже самые интересные для аудитории темы. А вот почему это происходит, задумывались, наверное, не все. Любой хороший лектор опирается на три «я»: 1. «текстуальное я» - это центральная повествовательная фигура (опора на прочитанное, представление авторитетного экспертного мнения и анализа заявленной темы), 2. «экзистенциальное я» - представление себя другим, это очень ненадёжная опора лектора (рефлексия и презентация своих наблюдений и переживаний по заявленной теме), 3. «ситуативное я» - смена опоры на изменяющуюся ситуацию в реальном времени (оперативная работа с «живой площадкой», реакция на внештатные ситуации, зашумления и т.д.)». Эти правила универсальны для любого лектора, заботящегося о своей аудитории, и, о том, как будет ей усвоен материал. «В публичной лекции именно «ситуативное я» лектора часто является решающим, а для речевого события цитирование по памяти и импровизированная речь основным умением». Необходимо отметить, что публичное выступление отчасти является и неким театрализованным условным действием. Поэтому здесь становятся важными соблюдения некоторых правил и допущений, принятие лектором и публикой условностей и готовность поддерживать некие иллюзии действа. Без чего событие не состоится, а публика разбредётся по своим неотложным делам. «Публичная лекция многого не прощает и требует воссоздание иллюзий публичного выступления: 1. Авторитет лектора (представитель особого мира значений, где происходит много сложных процессов в поисках истины). 2. Спонтанность изложения (работа с ситуацией, имитация только что пришедших в голову шуток и высказываний). 3. Иллюзия уникальности происходящего (создание ощущения у аудитории совершенной уникальности события). 4. Превалирование «текстуального я» лектора (отсылка на пласты прочитанного и изложенного авторитетами и разносторонность предложенной информации). Для публичной лекции, в отличие от академической, недостаточно приводить аргументы, они ещё должны быть и поданы перформативным образом». Перформативным – это значит, согласно Википедии, что любая ситуация, включает четыре базовых элемента: время, место, модератора и отношение модератора и зрителя. «Обзор публичных лекций позволяет сделать выводы: Таким образом, контент, разные типы «я говорящего», фреймы, структуры, пространство, время, материальные объекты, конвенции – это сформированный на сегодня формат публичных лекций и взаимодействия с широкой публикой. Можно говорить о тренде широкой медиатизации науки и вовлечение в разговор широкой аудитории. 1. Быть хорошо осведомлённым в теме выступления. 2. Представление лекционного материала в виде цитирования по памяти и в формате свободного выступления. 3. Взаимодействие с аудиторией, предлагая ей доверительную атмосферу уникального события, которое создаётся совместно с ней. 4. Живая реакция на ситуативные изменения в аудитории, перформативность высказываний, переключение различных опор лектора. Что для вас показалось интересным и новым в изложенной информации? Как вы проводите свои публичные выступления? Посещаете ли вы публичные лекции? Представляется ли вам интересным явление медиатизация науки?
Статья опубликована на сайте https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=16533&showentry=8302 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|