|
«Простуды» как психосоматический симптомАвтор статьи: Виктория Аркадьевна Надеина
С наступлением холодов учащаются случаи простудных заболеваний, обостряются хронические тонзиллиты, фарингиты и прочие проблемы носоглотки. Хрипы и боль в горле, заложенный нос и пропадающий осиплый голос не дают полноценно жить и высасывают жизненную энергию. Порой болезненный процесс затягивается, что явно свидетельствует о снижении защитных сил организма. Уже давно для многих не секрет, что снижение иммунитета обусловлено стрессовыми нагрузками и психологическими причинами. И если смена сезонов с переменчивой погодой – всеобщий регулярный стресс, к которому можно подготовиться – принимать витамины, утепляться и т.п., психологические причины обычно не лежат на поверхности, они разговаривают с нами на своем языке, в том числе, используя тело, напоминая о чем-то, что должно быть включено в целостную картину жизни человека. В расстановочной практике мне приходилось неоднократно сталкиваться с запросами о затянувшихся или внезапно возникающих простудах на ровном месте вне сезона – например, летом. Практически во всех этих случаях присутствовали актуализированные в подсознании эпизоды детского возраста, нередко как слоеный пирог связанные друг с другом. Неоднократно - пребывание дошколенком в больнице в одиночестве. И дефицит материнского внимания, любви – в силу самых разных причин. Хочу сразу обратить внимание, что речь никоим образом не о том, что мать "виновата" во всех возможных проблемах человека, раз не додала ему чего-то, нет. Иногда мать вынуждена была оставлять ребенка одного, иногда поручать воспитание родственникам на какой-то более-менее длительный период – ситуации бывают очень разные – болезнь, необходимость отъезда и т.п. А вспомнить хотя бы детские ясли советского периода, куда детей грудного возраста принимали, как только у матери заканчивался декретный отпуск. Да что там ясли и разлуки… Мать, воспитывающая ребенка одна, много работающая мать, вымотанная и выжатая как лимон, внутренне поглощенная своими жизненными проблемами, бывала эмоционально недоступна, - она сама выживала, у нее было столько энергии и сил, сколько хватало только на самое необходимое, и она давала то, что у нее было и что она могла. Сталкиваясь с этой недоступностью раз от раза, ребенок учился обходиться с этим дефицитом. С помощью подручных средств: фантазий, проигрывая в играх – с другими детьми или с игрушками, глядя в телевизор, просто терпел одиночество и дискомфорт, и учился жить ожиданием того, что мама увидит его и придет, - как в мультике про Мамонтенка. Проходит много времени, человек взрослеет, и уже имеет опоры для самостоятельной жизни, и все подобные «мелкие» жизненные детали забываются и отправляются на склад подсознания и просто там хранятся. Внутреннее чувство одиночества, пустоты чем-то объясняется, заменяется фантазиями, какими-то занятиями, пристрастиями. А тот или те нуждающиеся кусочки души продолжают ждать. И при удобном случае – например, стрессовой нагрузке в виде переохлаждения, резких климатических изменений при смене места обитания и т.п, могут напоминать о себе через простуды. Этот внутренний дефицит еще может проявляться неудовлетворенностью в настоящем и каким-то внутренним ожиданием лучших времен. Он не компенсируется нынешними внешними ресурсами в виде лекарств, денег, других людей, пусть и помогающих. Он не компенсируется созданными собственными внутренними ресурсами - профессиональными и личными успехами, образованием, способностью много работать и учиться, его не восполняют друзья, партнеры. Все эти ресурсы привносят свои краски в жизнь, но не восполняют ту детскую нужду. И даже мама, которая жива - здорова здесь и сейчас - не восполняет, ведь тогда, в прошлом была нужна та мама, в тот момент нужды занятая чем-то своим, иногда весьма трудными. Этот дефицит – результат так называемого прерванного движения любви – когда ребенок отчаянно требует внимания мамы, которая чем -то поглощена, безучастна и/или ее раздражают и злят требования ребенка. Тогда он, не находя поддержки, разочаровывается, а его душа закрывается. В дальнейшем этот ребенок отказывается идти к матери и брать у нее любовь, у него теряется доверие и он избегает вновь пережить боль. Таким образом, поток любви прерывается. В расстановках часто пытаются установить контакт ребенка с матерью, и восстановить его движение к ней, через проживание и отказ от своих страхов, упрямства, злости, претензий и других тягостных состояний. Если это движение удается, - не потому, что "надо", а само, спонтанно, когда чувствуется притяжение и хочется идти - то клиент получает ресурс, - наполняется энергией Но случается и так, что движение не появляется, мать остается безучастной и хорошо, если удается установить честный контакт глазами. В таком случае помогает признание, что этот имеющийся внутренний дефицит невосполним. Это как достать до самого дна печали и одиночества... Прожив тщетность ожидания, приходит желание оттолкнуться от этого дна. И еще - можно установить контакт с той маленькой ждущей частью самого себя, стать для нее взрослой опорой из имеющихся уже своих ресурсов, своего состояния взрослости, своего состояния родительства, и тогда она привносит в душу что-то очень важное, закрывая какую-то из душевных дыр, происходит восполнение. Становясь внутренне, душевно взрослыми, мы становимся способны признать ту самую материнскую занятость, повлекшую наш внутренний дефицит, и уважать тот ее выбор не в пользу тех давних потребностей ребенка в близости. Но кроме таких эпизодов, встречается нечто еще, очень раннее. Ранняя травма, в контексте которой немецкий расстановщик и ученый Франц Рупперт описывает, наряду с другими последствиями, раннюю потерю контакта со своей жизненной энергией. И восстановление этого контакта оказывается ведущим. Когда заместитель клиента регрессирует до периода рождения, воспроизводя картину, в которой будучи рождаемым и новорожденным ребенком он активно требует внимания матери, видя ее в симптоме, указывающем на процесс рождения. Клиент же в этом процессе получает доступ к заблокированным чувствам. Проходя сквозь их проживание, и может показаться, утрачивая веру в то, что его единственный глобальный (на тот момент) ресурс в виде матери может быть ему доступным, впервые наверное, приняв ситуацию своей теперь уже отдельности от матери, и увидев (в своей душе, ведь расстановка – это образ души) ее отдельно от симптома, выбирает идти к ней, очень постепенно идет, и получает самый универсальный ресурс - жизненную силу. Медленно – сколько ему нужно, насыщаясь каждой клеткой, проживая внутренне не один последующий жизненный эпизод, в поддержке этой силы, стараясь запечатлеть в себе этот опыт. Бывает, дающая материнская фигура трансформируется в большую, вмещая в себя ту силу, которая привела человека в его жизнь. Тем временем симптом, теряя актуальность и энергию, выходит из поля. Клиенту, проживающему этот опыт, требуется около 15 минут - проживать, наполняться, интегрировать его, а всем присутствующим - просто быть включенным и открытым своим сердцем этому опыту – он оказывается целителен для всех. После подобных работ повышается общий энергетический уровень - жизненный тонус. Он не гарантирует сиюминутного исчезновения «простудной» симптоматики, но придает силы справляться с ней, сохранять работоспособность, и обращать свое внимание на заботу о самом себе. Благодарю за внимание! Автор - Виктория Надеина. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|