|
Комплексный подход в работе с гиперактивными детьмиАвтор статьи: 404
«... Мы никогда не можем, не сможем поставить крест на ребёнке, который в данный момент кажется совсем испорченным; детская душа может неожиданно и незаметно перемениться и совсем отойти от всего, что угнетало нас в нем». В.В. Зеньковский
Современные условия жизни (социальные, экологические) всё чаще и чаще приводят к нарушению состояния здоровья детей. Кто-то из них ещё в утробе матери приобретает неизлечимые заболевания и в последствии становится инвалидом, кто-то борется со вспышками хронических заболеваний в течении всей жизни не приобретая инвалидности. Но, и те и другие, стараются адаптироваться в окружающем их социуме. На сегодняшний день мы всё чаще сталкиваемся с такими диагнозами как ММД (СДВГ), различные невротические состояния (например после переживания психологической травмы), энурезы, бронхиальная астма, ВЧД, ПЭП и многие другие. Наряду с «обычными детьми» такие ребята посещают общеобразовательные школы, кружки, секции, творческие мастерские. Обычная школа имеет дело с усреднённой массой усреднённых учеников, и вместе с тем любому педагогу приходится сталкиваться в своей практике с такими «особенными детьми», трудными, нестандартными - успеваемость и поведение которых не укладывается в общественные рамки и внушает озабоченность и беспокойство. Мы не говорим уже о том, что каждый человек в классе — это целый мир со своими проблемами, эмоциональными реакциями, особенностями психики. Неслучайно в последние годы намечается тенденция более бережного и внимательного отношения к физичекому и психологическому здоровью ребёнка. Значительная часть нарушений детского поведения не имеет качественного отличия от нормы, хотя по симптоматике, то есть по совокупности проявлений, может напоминать заболевание. Такие проявления как гиперактивность, импульсивность, дефицитарность внимания, агрессивность, тревожность, депрессивное состояние, неусидчивость, замкнутость, могут быть как следствием эмоциональной напряженности школьника, так и одним из симптомов органической патологии. Помимо трудностей обучения возникают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и отношениях с окружающими в целом[1]. Таким образом необходимым становится создание благоприятной окружающей социальной среды для этих детей. Часто мы встречаемся с такими проблемами у ребят посещающих группы дневного пребывания несовершеннолетних в социальных центрах и группы продленного дня в школах. В работе с этой категорией необходимо подобрать индивидуальный подход к проблеме каждого ребёнка. Становится целесообразным проведение глубокой диагностической работы для выявления не только психологических, но и возможных интеллектуальных отклонений в развитии ребенка. Так же с целью получения наиболее полной информации необходимо провести консультирование родителей (как педагогическое, так и психологическое). Следующим этапом становится проведение коррекционной работы. Сюда могут входить как групповые, так и индивидуальные формы взаимодействия. К тому же, на каждом этапе необходимым становится постоянное отслеживание динамики результатов работы. Ведь даже незначительные изменения в эмоционально-волевой, коммуникативной или когнитивной сферах могут оказать положительной влияние на дальнейшее развитие и социализацию ребёнка. Очень важным является постоянное взаимодействие педагогов и психологов с родителями. Проведение консультаций, рекомендательный и раздаточный материал, направление к специалистам (психотерапевтам, неврологам, психиатрам, клиническим психологам), постоянная рефлексия текущей ситуации и отслеживание динамики — необходимыми для ведения комплексной работы с ребёнком. В процессе реабилитации детей с нарушениями здоровья, по мнению Л.А. Ясюковой [2] необходимо учитывать множество факторов, оказывающих влияние на благоприятное развитие. Взрослые должны полностью взять на себя организацию деятельности, не просто указывая, что делать, а проделывать всё совместно с ребёнком. Необходимо создание спокойной обстановки и налаживание активного, доверительного диалога с терпеливым взрослым. Следует предварять любую работу рассуждениями, переводя контроль её выполнения на сознательный уровень, развивать мышление ребёнка и заменить визуальный контроль интеллектуальным, при котором снижаются нагрузки на внимание ребёнка, функции которого часто бывают нарушенными при отклонениях в здоровье. Часто бывает необходим предварительный речевой анализ любой предстоящей работы и поэлементное сочленение правильности выполнения. Следует интеллектуальную деятельность ребёнка согласовывать с циклами активности, пережидая 3-5 минут, пока мозг отдыхает и восстанавливает работоспособность. Так же важно учитывать желание ребёнка, его стремления, интересы и склонности. Не стоит заставлять что-то делать, следует доходчиво, на языке ребёнка, объяснить важность предстоящего действия. Достаточно эффективными в работе с детьми имеющими нарушения здоровья являются занятия направленные на психологическую разгрузку, релаксационно-медитативные техники, элементы сказкотерапии, прорисовка эмоциональных состояний посредством арт-терапевтических приёмов. Только комплексный подход в работе с «особыми детьми» является эффективным. Часто за консультацией обращаются семьи дети в которых «совершенно неуправляемые» по мнению родителей и педагогов. В школе учителя с ними не справляются, учебную программу, в силу своей импульсивности, гиперактивности, неусидчивости, агрессивности они не усваивают. Дома возникают проблемы с послушанием и ответственностью. Одним из примеров является работа с мальчиком из младшей группы, которая длится около полугода. Ребёнок первоклассник, мотивация к школьному обучению в начале года была высокой, интеллектуальных нарушений выявлено не было. По результатам диагностики обозначается высокая импульсивность, возможность агрессивных реакций, низкий уровень внимания. При беседе с мамой установлено, что у ребёнка была родовая травма со смещением шейных позвонков. Отсюда сделано предположение о наличии нарушения мозгового кровоснабжения. Мальчик был направлен на консультацию психотерапевта, где предполагаемый диагноз подтвердился, ребёнок прошёл лечение в стационаре областной больницы. Наметилась положительная динамика. Но в школе ситуация по прежнему оставалась тревожной. Мальчик посещал группы дневного пребывания повторно. Велась постоянная коррекционно-развивающая работа на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Еженедельно проводились беседы и консультации с мамой и бабушкой, давались рекомендации по оптимизации «рабочего графика» ребёнка, распределении времени, показаны приёмы массажа. Для большей эффективности работы мальчик был направлен на консультацию специалистов в г. Санкт-Петербург и побывал на приёме у Б.Р. Ярёменко. Результатом посещения специалистов стало подтверждение диагноза, комплексное обследование мальчика и получение рекомендаций для домашнего обучения. Таким образом в настоящий установилась стойкая положительная динамика: повысилась успеваемость, ребёнок стал более спокойным, легче идёт на контакт со сверстниками и взрослыми. Необходимо так же отметить высокую заинтересованность родителей в решении сложившейся ситуации, что так же оказало влияние га положительный результат. Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод о необходимости комплексного подхода в работе с гиперактивными детьми. Причём, эта работа должна быть комплексной, активной и направленной на положительный результат заинтересованы в котором должны быть все окружающие ребёнка. Ведь каждый ребёнок — это целый мир, целостны и постоянно развивающийся. И это развитие, в первую очередь, зависит от окружения, его понимания и поддержки.
[1] Пасечкин Л.В. Коррекция тревожности и гипперактивности в детском возрасте. - М.:ТЦ Сфера, 2007. - 112 с. (Библиотека практического психолога). [2] Ясюкова Л.А. Две модели помощи детям с нарушениями в созревании мозга. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|