"Терапевтическое сообщество" Книга Татьяны Чурсиной Жизнь Человеческая

Что такое терапевтическое сообщество?

Наше терапевтическое сообщество было организовано не волевым решением сверху. Организационные, психологические и этические принципы, объединенные в излагаемой концепции, складывались эмпирически и, будучи выверенными самой жизнью, они являются идейным фундаментом, на котором построен весь психотерапевтический процесс.

 

Психологические принципы терапевтического сообщества.

 

1. Принцип взаимной помощи ("Человек человеку - терапевт"; каждый член терапевтического сообщества имеет право просить и давать помощь; отражает групповую ценность - помогающие отношения, взаимное исцеление).

2. Принцип правдивости и честности (принцип "стопроцентности", т. е. максимальной отдачи и включенности в терапевтический процесс; отражает групповую ценность - проявление душевного мужества).

3. Принцип открытости (отражает групповые ценности - умение быть открытым и нетерпимость к психологическим защитам).

4. Принцип безоценочности и безусловности в принятии другого (отражает групповую ценность - неосуждение друг друга).

5. Принцип ответственности (принцип "Три Что"; отражает групповую ценность - ответственность каждого за свою жизнь и судьбу; каждый должен приучаться отвечать себе на три вопроса:

- Что сейчас происходит?

- Что я хочу, чтобы происходило?

- Что я буду для этого делать?).

  1. Принцип преемственности (передача друг другу и накопление опыта личностных изменений и навыков помогающих отношений).

 

 

Этические принципы терапевтического сообщества.

 

 

1. Принцип добровольности.

2. Принцип конфиденциальности.

3. Принцип позитивного самоутверждения (принцип "Четыре Нельзя"; отражает групповую норму осуждения самоутверждения за счет людей и, в частности, за счет коллег по терапевтическому сообществу:

- Нельзя решать за счет других проблему своего личного и социального статуса.

- Нельзя решать за счет других проблему собственной сексуальной неудовлетворенности.

- Нельзя решать за счет других свои эмоциональные личностные проблемы (правило "красной кнопки").

- Нельзя решать за счет других свои материальные проблемы.

.

 

 Разрушение любого участка фундамента (нарушение любого принципа) ставит под угрозу существование всей терапевтической системы, поэтому она выработала защитные механизмы, в чем проявила признаки субкультуры, а это говорит о ее зрелости и стабильности. Каковы же эти защитные механизмы?

Первое. Концептуальные (организационные, психологические и этические) принципы терапевтического сообщества непротиворечивы и гармонично увязаны друг с другом, поэтому их соблюдение является необходимым и достаточным условием существования системы, ее устойчивого равновесного состояния. Несоблюдение одного принципа вступает в противоречие с остальными, выводит систему из равновесия. Благодаря отрицательной обратной связи (стремлению системы к самосохранению), она стремится вернуться к равновесию и пресечь нарушение принципов. Далее система встает перед необходимостью выбора адекватных средств пресечения, чтобы вместе с водой не выплеснуть и младенца.

Необходимо отметить еще три важных момента:

- Более популярные инструкторы имеют больше практики и, соответственно, являются наиболее сильными профессионально, поэтому молодым инструкторам и стажерам хочется учиться именно у них.

- Так как в нашем терапевтическом сообществе инструкторы работают парами, каждый раз обмениваясь партнерами, то молодые инструкторы стремятся попасть в пару с наиболее опытными коллегами. Так работает механизм преемственности наиболее ценного опыта.

- Между инструкторами в профессиональном плане имеет место конкуренция за право самостоятельно вести группу (стать действующим инструктором), за возможность работать, за шанс оказаться в паре с наиболее сильным партнером..

Как выглядит участие члена нашего терапевтического сообщества в его деятельности? Сначала человек, обычно по совету знакомых, попадает на курс "Мир начинается с тебя", представляющий собой психотерапевтическую группу закрытого типа, собирающуюся на один уикэнд. Группа - марафонская. Методика курса включает в себя методы гуманистической психотерапии, бихевиоральной терапии и психодрамы, и несет в себе традиции адлерианской психотерапии. Из отечественных методов психотерапии наиболее близкой по духу является эмоционально-стрессовая терапия Рожнова. После прохождения курса люди, в подавляющем большинстве, "заражаются" идеями Курса и желают участвовать в совместной деятельности дальше. Такая возможность у них есть. Они могут участвовать в работе групп последующих наборов в качестве ассистентов. Наиболее успешные ассистенты имеют возможность посещать школу ведущих (инструкторов) курса "Мир начинается с тебя". Они имеют возможность общаться друг с другом, получать помощь от более опытных членов сообщества, личностно расти, они могут получить работу в сообществе и заниматься организационной деятельностью, могут участвовать в проведении групп встреч выпускников курса и т. д. Таким образом, система обладает способностью воспроизводства психотерапевтического процесса, так как одновременно с ростом членов сообщества воспитываются и кадры. Замечательным свойством деятельности сообщества является преемственность опыта: все инструкторы - это бывшие клиенты (студенты) и ассистенты. Поэтому инструкторы не выступают в роли "светил", "гуру", мессий, а являются просто более опытными членами сообщества. Это является гарантией от подмены идей взаимной помощи другими, несоответствующими первоначальной концепции терапевтического сообщества. Наиболее успешные инструкторы, переживающие интенсивный профессиональный рост, рано или поздно начинают испытывать недостаток специальных знаний и поэтому стремятся получить образование.

Что же привлекает людей к участию в деятельности нашего терапевтического сообщества? Атмосфера искренних, подлинных отношений между людьми и видимые, ощутимые результаты психотерапии, в которой участвуют члены терапевтического сообщества. Одновременно на этом фоне культивируются и ставятся более частные задачи, адресованные каждому конкретному члену терапевтического сообщества. Они индивидуальны и весьма разнообразны, но общая цель едина - на высоком эмоциональном уровне вызвать заинтересованность, увлеченность, веру в возможность осуществления личных желаний, веру в действенность помогающих отношений между людьми и возможность сформировать навыки привлечения в свою жизнь желаемых событий.

Однажды на Курсе для работы рядом со мной села женщина, которая рассказала мне историю и попросила помощи. Пять лет назад она родила сына. Беременность для нее была желанная, все остальные родственники, включая маму, отговаривали ее от нее. Но она все же родила. С отцом ребенка они поженились, и только через год она узнала, что у них в семье (в семье ее мужа) есть болезнь, передающаяся по наследству. Узнала она об этом потому, что ею заболел их сын. Еще через год муж ее оставил, и теперь она живет одна с сыном очень замкнуто, т.к. сын не ходит в садик, да и няне она его оставить не может, т.к. она себе не простит, если та не уследит, а скорая не успеет приехать. Мама и прочие родственники до сих пор ей напоминают, что мол не стоило рожать, мы ведь тебе говорили. С деньгами очень сложно, т. к. работать удается урывками. А другого места для общения нет совсем.

Конечно, на душе у нее много обиды и за то, что не сказали, и за то, что бросили, и за то, что поддержки никакой, а следствие всего этого - одиночество. А самое главное, иногда она срывается на сына за жизнь свою беспросветную, и что опять не послушался, и что опять скорая в доме. Перспективы в жизни своей и сына она не видела никакой, т.к. болезнь неизлечимая и поэтому так будет всегда. «Помогите…» - плакала рядом со мной женщина.

После Курса, как побочный эффект самого Курса, круг общения у нее появится, но сейчас для женщины это только ничем не подкрепленные обещания и не более. У меня у самой здоровые дети (двое) и поделиться своим опытом невозможно.

Обычно я довольно хорошо знаю состав ассистентов и их жизненные истории, т.к. у многих сама в разное время вела Курс, но это было не в Санкт – Петербурге, и из группы я была хорошо знакома с немногими и реально могла рассчитывать на хорошую «дележку» по данной теме только на одну женщину. Но глубоко доверяя самому Курсу и его исцеляющей силе людских душ, я тихо спросила: «Кто хочет поделиться? У кого есть что сказать на эту тему?» Женщины в ряду ассистентов блеснули слезами в глазах, и в круг вышла совсем не знакомая мне женщина, взяла за руку мою студентку, заглянула ей в глаза и спокойно сказала: «Знаешь что, мать, я расскажу тебе о своем сыне, надеюсь тебе это поможет…» Ее рассказ был очень поучителен, и в конце она добавила: «Это мы, взрослые, считаем их жизнь несчастной, а им в своем мире хорошо, и мы многому можем научиться у наших детей.»

Круг расступился, и прямо не вставая со стула (у женщины была только что прооперированна нога), еще одна мать рассказала историю о своей дочери, коляску с которой в ее младенчестве сбил велосипедист, и теперь это имеет непоправимые последствия. Это очень жизнерадостная женщина, оптимизму которой может позавидовать каждый. Она много важного сказала нашей студентке от всей души, она была лет на 10 старше ее, и еще и поэтому это звучало убедительно.

За ней заговорила третья мама на ту же тему, поделилась своим вариантом жизни с больным ребенком. Звучало это не трагично и не вызывало чувства жалости, скорее восхищение мужеством и силой этих с виду вполне обычных женщин.

В зале присутствовала одна из моих коллег, она легонько подтолкнула в круг девочку и с гордостью сказала: «Вот она, моя дочь, а врачи говорили, что не выживет, и что я никогда ее не рожу…»

Перед самым Курсом ко мне подошла одна моя давнишняя выпускница и попросила меня побеседовать с другой мой выпускницей, т.к. та стесняется обратиться сама, тем более она беременна и ей сейчас это очень важно. Я пообещала найти время, т.к. она была в зале, ассистировала на этом Курсе. А в душе я порадовалась за нее, т.к. врачи уже вынесли ей вердикт: «Детей не будет…» Из этого разговора я поняла, что она очень боится по понятной причине, что ребенка она не доносит.

Во время этой работы я нашла ее глазами в зале, конечно, она сидела и тихо плакала. Когда женщины закончили делиться своим опытом, создав тем самым идеальную атмосферу для работы и сняв у студентки ощущение исключенности из общества, т.к. она реально оказалась в похожей ситуации не одна, я прошла через круг, и взяв нашу будущую маму за руку, пригласила ее в круг. Я подвела ее к нашей студентке, соединила их руки и тихо сказала ассистентке: «Ты знаешь, что нужно говорить…» По глазам мне было ясно, что она поняла и бесконечно мне доверяет. Тема материнства для нее на данный момент была самой важной, и она заговорила о том, что она всем своим существом стремится стать матерью, но с той же силой боится, что опять ничего не получится или ребенок родится больной. По лицу ее катились крупные слезы и, глядя в глаза студентке, она спросила: «Что мне делать?» И та от всего сердца стала помогать ей, говоря очень простые, но так нужные им обоим в тот момент слова: «Верь: однажды он скажет тебе «мама» и для тебя, как и для меня, ничего на свете с этим сравниться не сможет - ни радости, ни беды!» Она сказала это как будто для себя, и сама, замолчав, улыбнулась этим словам и оглянулась вокруг на людей, и они захлопали. Женщины, утопая в овациях, обнялись, и комнате зазвучала «Аве Мария».

Позже я узнала, что наша ассистентка родила девочку, и все у нее в порядке.

Терапевтическая способность такого сообщества определяется тем, что поднятый на принципиальную высоту гуманистический альтруизм есть мощное терапевтическое средство работы с нарушениями личности и судьбы.

Работа с людьми в рамках терапевтического сообщества дает возможность пользоваться в терапевтических целях не только информацией о студенте, полученной в процессе психотерапии, но и материалом из деятельности и взаимоотношений членов терапевтического сообщества друг с другом, анализом событий "здесь и сейчас", а также непосредственно курировать его. Совершенно естественным образом, благодаря комфортной атмосфере, в общении с коллегами по сообществу, человек ведет себя примерно так же, как он ведет себя в обычной жизни (семья, работа, учеба). Обнажаются тенденции, желания, проявляются черты личности, способы поведения, межличностные отношения. Поскольку возрастной, половой, образовательный состав членов сообщества репрезентативен, то коллектив терапевтического сообщества служит моделью среды, в которой живет человек. Поэтому свои отношения, проблемы, конфликты из обычной жизни член сообщества сознательно или бессознательно приносит в коллектив терапевтического сообщества. В интенсивном взаимодействии с другими, чаще всего более опытными коллегами, во время участия в групповой психотерапии и после нее, благодаря соблюдению принципов терапевтического сообщества, человек получает психологическую помощь, обратную связь разной интенсивности от разных людей в разных формах, на личностно значимые  темы. У человека развивается рефлексивная культура, притупляются защитные реакции, и на каждую новую психотерапевтическую сессию он выходит более подготовленным, что незамедлительно сказывается на силе терапевтического эффекта. Особенно это касается самостоятельности, самооценки и способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это является аргументом в пользу того, что реализация идеи взаимного исцеления, осуществляемая в рамках терапевтического сообщества, является основным терапевтическим фактором.

Идеологической основой концепции нашего терапевтического сообщества являются принципы гуманистической психологии Абрахама Маслоу, Карла Роджерса и принципы индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Мы культивируем идеи удовлетворения экзистенциальных потребностей, самоактуализации и помогающих отношений между людьми. Основной критерий при этом - душевное самочувствие. Поэтому в нашем терапевтическом сообществе является нормой интересоваться душевным состоянием другого, и человек, спрашивающий: "Как ты себя чувствуешь по этому поводу?" - обычно получает прямой и искренний ответ.

Члены сообщества, как правило, имеют близкие, теплые, дружеские отношения друг с другом. Они посвящены в вопросы, касающиеся личной жизни своих коллег по сообществу, дружат семьями, помогают друг другу решать личные и жизненные проблемы. У каждого выпускника курса "Мир начинается с тебя" есть списки членов сообщества с номерами телефонов, адресами, датами дней рождения. Если у члена общества возникает потребность в помощи, то он может обратиться к коллегам с различными просьбами. Если член сообщества нуждается в помощи в решении какой-нибудь личной или семейной проблемы, то он имеет возможность:

- посещать регулярные групповые мероприятия сообщества, где члены сообщества свободно общаются друг с другом (например, баня с прорубью),

- обратиться к любому коллеге с просьбой о встрече,

- встретиться и побеседовать с инструктором,

- проявить инициативу в организации группы встреч выпускников,

- пройти ассистирование на курсе,

- пройти курс повторно в качестве студента,

- участвовать в работе инструкторской школы,

- принять участие в организации и проведении праздников.

Все это рождает между членами сообщества особые, серьезные, доверительные и изумительно искренние, по-настоящему красивые человеческие отношения, атмосферу единения и взаимопомощи. Относительно длительное пребывание человека в этой атмосфере создает привычку к душевному комфорту, а личностные и событийные изменения, наступающие в жизни после терапии, способствуют закреплению навыка создания душевного комфорта, что субъективно часто воспринимается как чудо. У человека повышается жизненный тонус, возникает желание помогать другим. Если это желание достаточно велико, то оно приводит человека в инструкторское кресло. Люди, переживающие такое состояние, как правило, наиболее "плодовиты" в плане привлечения новичков. Изменения, происходящие в жизни активных членов сообщества, оказываются настолько привлекательными для окружающих, что они начинают хотеть того же и для себя. Люди, успешно прошедшие терапию, почувствовавшие вкус к личностному росту, своим эмоциональным состоянием заражают окружающих. Особая атмосфера отношений в терапевтическом сообществе имеет сильную проникающую способность в среде людей, никогда не сталкивавшихся с психотерапией, благодаря своему соответствию потребности в любви и признании, восполняя дефицит возможностей для удовлетворения этой потребности, испытываемой практически каждым человеком. Это во многом обусловливает сильную тягу людей к нашему терапевтическому сообществу, создает условия для концентрации энергии и усилий людей.

Чрезвычайно интересным и, в подавляющем большинстве случаев, полезным оказалось привлечение членами терапевтического сообщества своих близких родственников к участию в психотерапии и дальнейшей деятельности. Обычно групповые психотерапевты отмечают нежелательность одновременного  участия людей, связанных родственными и другими связями до попадания в группу, так как это часто сильно препятствует терапевтическому процессу. В опыте практической деятельности нашего терапевтического сообщества эта проблема практически отсутствует, благодаря следующим факторам:

- до того, как привести на курс, например супруга, приводящий консультируется с опытными ассистентами или с инструктором,

- консультант, прояснив  картину взаимоотношений между приводящим и будущим студентом, определяет целесообразность одновременного участия в группе этих людей, выдает консультации и передает всю информацию инструктору, ведущему данный курс,

- решение о включении или невключении ассистента или студента в группу принимает инструктор при формировании группы, он же несет ответственность за это решение,

- на курсе участникам группы, связанным родственными или любовными отношениями, инструктор в мягкой форме сообщает о том, что в любой момент, если возникнет необходимость, один из них может попросить другого покинуть комнату на время или до конца курса,

- решение о совместном ассистировании принимается самостоятельно после консультации (если они необходимы) с более опытными коллегами.

После одновременного (что в некоторых случаях дает поразительный терапевтический эффект) или поочередного прохождения курса, члены семьи, находясь в новом, "очищенном" состоянии души, развивают свои отношения на качественно новом  уровне, начинают "говорить на одном языке", имеют в лице других членов сообщества, испытавших это раньше, заинтересованных помощников и консультантов.

Вот один из случаев, произошедших  на Курсе с супружеской парой. В этот раз работала пара моих учеников, уже достаточно опытных инструкторов.

Одна из ассистенток пригласила своего мужа посетить Курс, и во время работы с ним, он попросил выйти из комнаты жену. Такая норма давно существует на Курсе, любой студент может попросить любого ассистента покинуть курсовую комнату в случае необходимости для более эффективной его работы, это бывает связано с наличием  семейных, дружеских или родственных отношений с одним из присутствующих на тренинге.

 Студент рассказал, что видит основной проблемой в своих отношениях с женой то, что он очень ревнив и испытывает жгучую боль даже от мысли потерять эту женщину. И любой ее более или менее продолжительный уход из дома, даже если он знал, куда она пошла и с кем, приносит ему настоящие страдания. В связи с этим он стал меньше работать, поскольку его работа связана с командировками и, как следствие, с отсутствием дома. Оставляя ее без присмотра, он изматывался за командировку до истощения. Поэтому он практически перестал работать, что, конечно, не сказалось положительно на отношениях в семье. В процессе коррекции ведущий инструктор и студент пришли к мысли,  для него отпустить и потерять являются одинаково болезненными вещами. Это просто одно и то же. На рациональном уровне он понял, что все это не так, и надо как-то с этим быть. Так как в каждом новом случае все повторяется, он срывается на бурные выяснения отношений, что приносит в их семью тревогу, обиду и разрушает близость.

Инструктор предложила ему научиться такому простому действию, как отпускать, по логике вещей, это должно изменить климат в их семье. И, поскольку у нас где-то у всех записано, что «отпустить» - это выпустить что-то из рук, то учиться этому, было предложено, через тело. Для работы потребуются только руки, а глаза было предложено завязать. Он согласился.

Мужчине завязали глаза, в комнате в круг встали все женщины и тихонько в комнату завели его жену. Перед студентом стояла задача выбрать из круга те руки, которые наиболее похожи на руки его жены. Обойдя только часть круга, он выбрал ЕЕ руки, хотя он не знал, что она уже в комнате.

Они встали в центр круга, и группа обступила их. Ведущая предложила смоделировать через руки и положение тел те отношения, которые существуют у них сейчас. Он встал достаточно близко к ней и очень крепко сжал ее руки. Женщина, закусив губы от боли, немного зло смотрела на него. Это была очень реальная модель существующей ситуации в их семье, даже эмоциональный фон был передан.

  Инструктор на фоне красивой музыки стала говорить текст: «Сегодня просто один из дней твоей жизни. Есть ты, и есть эта женщина. Ты очень крепко держишь ее. Она не может жить в полную силу: ты держишь ее. Она не может совершать свои поступки, легко двигаться по жизни: ты держишь ее. Она не может давать тебе тепло своих рук, любить тебя, быть нежной с тобой, ты ведь держишь ее за руки. Ей больно: ты ее очень сильно держишь! Но, может быть, если ты ее отпустишь, она уйдет из твоей жизни и, может  быть, она будет счастлива. Может быть, она останется рядом с тобой и тоже будет счастлива. Она будет свободна. Тебе надо сделать выбор: отпустить ее с мыслью: «Пусть она будет счастлива!» или оставить все как есть сейчас. Выбор за тобой».

В комнате повисла тишина, казалось, все перестали дышать. Мы ждали его решения, его выбора. Он тихо заплакал, разжал пальцы, уронил руки вдоль тела и вдруг заговорил: «Я люблю тебя и хочу, чтобы ты была счастлива». А после паузы добавил: «Я хочу прожить с тобой жизнь и хочу, чтобы ты родила мне сына…»

 Жена, стоящая напротив него, улыбнулась сквозь слезы  и тихо сказала: «Я люблю тебя, и   мы обязательно будем счастливы, родной мой». Он от звука ее голоса вздрогнул всем телом и просиял от счастья. Она обняла его и развязала ему повязку, которая до сих пор была у него на глазах. Они долго стояли вместе обнявшись, комната ликовала, от всей души желая им счастья.

Благодаря такой деятельности терапевтического сообщества на Курсе и вне его, нам удалось внести весьма серьезные позитивные изменения в психологический климат многих семей (в том числе семей, находившихся в момент начала участия в психотерапии на грани распада), удалось создать в этих семьях помогающие отношения. Более того, эти семьи имеют тенденцию к установлению помогающих отношений между собой (между семьями). Таким образом, формируется целая разветвленная сеть устойчивых терапевтических связей между людьми, что заметно сказывается на психологической атмосфере совокупного круга знакомых этих людей. Все это говорит о большом терапевтическом потенциале и жизненности (актуальности) идеи взаимного исцеления.

В Санкт-Петербурге, Иркутске, Ангарске, Петрозаводске есть организации, фирмы, персонал которых практически в полном составе прошел курс психотерапии в нашем терапевтическом сообществе. Систематический анализ влияния этого факта на успешность деятельности этих организаций и фирм не проводился, но отмечается тенденция к оздоровлению отношений между людьми, что в большинстве случаев благоприятно влияет на деятельность коллективов, а в некоторых случаях ускоряет распад психологически нездоровых коллективов. По этой причине мы неоднократно получали предложения от многих частных фирм и государственных учреждений о проведении психотерапевтической работы среди персонала.

"Ядром" нашего терапевтического сообщества являются действующие инструкторы, "старики" - стажеры (будущие инструкторы), и наиболее опытные и активные ассистенты, регулярно участвующие в работе инструкторской школы. Оказаться в их числе - почетно для каждого члена сообщества. Они пользуются большим уважением, у них учатся, перенимают опыт, советуются, обращаются к ним за помощью. На них лежит основная нагрузка в работе терапевтического сообщества. Они всегда на виду, их душевное состояние, отношения с людьми задают тон общей атмосферы в сообществе. Они - живое воплощение принципа "исповедуй то, что проповедуешь", и если это нарушается, то тяга и интерес людей к сообществу ослабевает, наблюдается утечка членов, снижается количество желающих пройти курс, учащаются конфликты между коллегами.

Каждый  инструктор, без исключения, однажды проходил Курс «Мир начинается с тебя!» Это важно по двум причинам. Во-первых, потому, что инструктор, как и любой человек, имеет в своей личностной структуре «слепые пятна»: непознанные, неосознаваемые аспекты самости, внутренние конфликты, более глубокое познание и разрешение которых способствует становлению эффективного инструктора. Тем не менее, было бы слишком крайним утверждать, что, приступая к работе на Курсе, следует избавиться от всех внутренних конфликтов. Важно, чтобы инструктор понимал суть конфликтов и как они сказываются  на работе со студентом. Ведь если инструктор в своей личной жизни с трудом сдерживает злость и обиду или не понимает, почему постоянно испытывает вину, то велика вероятность аналогичных реакций и в процессе Курса. Если инструктора гнетет груз прошлых событий и заблуждений или насущные заботы, разве сможет он помочь студенту избавиться от подобных проблем? В действительности мы не можем продвинуться со студентом дальше пройденного нами пути.

Другое важное преимущество личного прохождения инструктором Курса заключается в том, что он, пожив однажды роль студента, приобретает соответствующий опыт. О врачах говорят, что они приближаются к совершенству, если они тоже были пациентами. В известной степени это касается и нашей деятельности. Побывав в этой роли, инструктор значительно лучше представляет себе весь спектр душевных переживаний, возникающий во время работы на тренинге.

 Для достижения этих же целей инструкторам нашего Центра рекомендуется иногда ассистировать на Курсах своих коллег, так как столкновение с разнообразными проблемами студентов нередко вскрывает наши старые конфликты, вытесненные чувства.

Начинающего инструктора часто беспокоит уровень собственной компетентности, нередко мучает чувство профессионального бессилия. Это тоже требует определенной помощи коллег.

Каждый раз, приходя на Курс, все его участники, включая инструкторов, дают себе труд внимательно пересмотреть свой жизненный опыт, подчистить в нем замусоренные места, пересмотреть те ситуации из него, когда были допущены ошибки или затрачено слишком много сил. Как бы хорошо эта работа не была сделана однажды, у нас всегда найдется место для совершенствования себя.

Ведь жизнь человеческая имеет продолжительность и проходит определенные периоды. Их легко различить, обозначить начало и конец каждого. Они имеют названия или можно дать им свои имена. По сути, это не важно. Они для яркости и ясности  могут носить названия, отражающие те события, которыми завершались или наоборот начинались. Поиск этих событий в своей жизненной истории – есть задача полезная и нужная. Очень может случиться, что тем событиям в своей жизни, которые Вы до сих пор без боли вспоминать не можете, Вы сможете быть благодарны. За то, что они открыли для вас новую страницу, подняли на новую ступень, показали вам, что в предыдущем периоде вашей жизни Вы засиделись, и как бы прекрасен он ни был, пора двигаться дальше.

Пройдитесь по своей жизни, озаглавьте  самые важные в ней страницы и определите, в каком ее месте Вы находитесь и где хотели бы быть.

Каждый период жизни человеческой имеет свои задачи, свой вкус и цвет. Каким цветом мы окрасим сегодняшний день? А может ли он сиять всеми цветами радуги? А надо ли?

Звучит красиво, но ведь под каждым цветом скрываются те цели и смыслы, которыми обозначен каждый период жизни человеческой. И, я думаю, хорошо, когда вас не тянет назад, нет ностальгии  по прошлому. Те задачи, которые необходимо было тогда решить решены и те события, которые должны были там случиться, произошли тогда. И приглашать их в сегодняшний день, вздыхая о них, мы не будем, осознавая ненужность всего этого сегодня. А если это почему-нибудь сложно принять и это периодически посещает вас, то пора произвести ревизию сегодняшних дел, все ли на своих местах, на тех, для которых в этот период жизни человеческой выделены списком свои задачи, решать которые у вас давно настал час. После этого взгляда в жизненный план, а он точно существует, и Вы - его автор, не остается времени  на охи и вздохи по чему бы – то ни было, так как в жизненном плане не выделено место для этого.

Пересмотр прошлого полезен только лишь для поиска знаний там имеющихся и по какой–то причине не дополученных, забытых вами в прошлом. А все остальное время расписано по секундам. Нам надо успеть принять все необходимые решения и реализовать их. И если мы пренебрегаем этим простым пониманием, что времени на это нет, то в обозначенный период, который Вы сейчас живете, начинают не помещаться те вещи, которые ему предназначены. Вот здесь и поселилась в этих кусках, временных пузырях неудовлетворенность жизнью и ее результатами.

Счастье в жизни человеческой потому и редкая птица, что организовать для нее пространство и время оптимальным образом хотят и берутся немногие и ненадолго. Может быть, поэтому мы привыкли к тому, что счастье быстротечно. А кто пробовал продлить его на вечность? Задача достойная, и я приглашаю тебя, читатель, ее решить.

Вместе мы можем многое!!!

 



Просмотров: 705
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Представители бухгалтерского профессионального сообщества как субъекты исполнительской деятельности
  • Терапевтические сообщества (ТС) - эффективная модель реабилитации людей, злоупотребляющих наркотиками.
  • Алгоритм консультирования клиента сообщества ЛГБТ
  • Влияние профессионального сообщества на становление экзистенциального терапевта: ВЕАЭТ
  • Собрание гештальт-сообщества. Смоленск. 28 марта 2015
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Безопасность терапевтического пространства или "что такое хорошая терапия?"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • "Если бы я была другой, меня бы любили". Терапевтический рассказ.
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Чтобы женщина не сказала тебе "Нет!" в тот самый момент...
  • "Ловушки" любви: «Ты - самый/самая лучший/лучшая, поэтому я должен/должна быть с тобой!»
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Дефицит родительской любви. Незаметные (или очень заметные) последствия во взрослой жизни".
  • Жизнь есть любовь… Любовь – есть жизнь…Видео "Искусство отношений между мужчиной и женщиной"
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Анализ сна: "На следующий день, после этого сна, меня предал близкий друг"
  • "Разницы нет никакой между правдой и ложью, если, конечно, и ту и другую раздеть"?
  • Возьмите свою жизнь в свои руки! Как правильно выстроить личные границы, учимся слову "нет"!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь