|
Эмоции – область, где рождается успехАвтор статьи: Жебит Владимир Александрович
«Народ мудр, его не обманешь».«Народ можно дурачить до бесконечности». «Народ желает быть обманутым». Массу примеров, подтверждающих каждое из этих противоречивых утверждений, можно найти в человеческой истории, но ни одно из них не может претендовать на истину. То, что принято называть «общественным мнением» или «общественным сознанием», является функцией, зависящей от причин особого свойства. Рубикон rus-img.com Социальные технологи, изучающие механизмы управления людьми, не знают сомнений: людьми можно манипулировать, людьми нужно манипулировать в их же собственных интересах. Проблема лишь в том – кто будет манипулировать. Социальные психологи, не разделяя взглядов технологов, исследуют эти механизмы с точки зрения психологии и рассматривают отдельно психологию личности и психологию групп. Однако существует позиция, утверждающая – механизм поведения групп людей напоминает механизм поведения отдельной личности. Многие находят такое утверждение спорным, но уже одно это делает концепцию достойной внимания. Итак, человек имеет предположительно два механизма мышления, которые условно можно назвать логическим и рефлекторным. Логическое мышление преобладает в нормальных условиях существования, попросту говоря, в штатных ситуациях. Рефлекторное включается в критические моменты, когда нет времени на раздумья или нет возможности оценить ситуацию. В критических, или нештатных ситуациях человек оперирует узким набором программ действия, напоминающих рефлексы типа «отдернуть руку от горячего», «схватиться за любое, чтобы не утонуть», «схватиться за любое оружие», «бросить все и убежать»и т.п. Оба механизма мышления имеют собственные банки информации. Логическое мышление опирается на жизненный опыт и приобретенные знания, рефлекторное – на небольшой набор врождённых программ и драматический опыт прошлого. В бизнесе, в условиях нормальной деловой среды, управленческие решения в корпорации подчинены определённой логике, как, впрочем, и особой интуиции. При ухудшении делового климата или возникновении различных кризисов, когда трудно предсказать ход развития событий, наступает время рефлекторного мышления. Это – период наиболее рискованных операций на рынках, структурных перестроек, внутрикорпоративной борьбы, кадровых перемещений и чисток. Это – период конфликтов в советах директоров, когда сложные интриги и многоходовки соседствуют с примитивными, часто ошибочными управленческими решениями, которые могут привести к неожиданной потере бизнеса. В государстве рефлекторное мышление особенно проявляет себя в эпоху смутного времени, сильного ослабления государственной власти или войн. Оно проявляется, когда к власти приходят диктаторы, когда на принятие решений оказывают влияние реакционные партии и группировки. В таких случаях государственное мышление все больше ориентируется на банки информации, которые содержат исторический опыт невзгод, потерь, гибели, идеи насилия, разрушения, национальной и социальной нетерпимости. С активизацией рефлекторного государственного мышления возрастает вероятность военного решения политических конфликтов, репрессивных мер в решении внутрисоциальных проблем – тотальной цензуры, преследования инакомыслия, убийств политических оппонентов и т.п. Знание механизма мышления, или механизма принятия решений, является ключом к разгадке проблем, связанных с прогнозированием событий, поведением значимых личностей, поворотами в корпоративной и государственной политике. Мышление и поведение личности, корпорации или государства определяется не столько внешними факторами, сколько эмоциональным состоянием людей. Здесь мы подходим к самому интересному – значению и роли эмоционального состояния в существовании личности и группы. Бытуют разнообразные критерии оценки общественного настроения и разнообразные способы выражения таких оценок. Возьмем один из них. Имеется 4-уровневая шкала эмоциональных состояний, единая как для отдельной личности, так и для общества в целом. Вот как выглядят основные ее уровни: 4,0 – энтузиазм 3,5 – приподнятость 3,0 – консерватизм 2,5 – потеря интереса 2,0 – непримиримость 1,5 – гнев 1,0 – страх 0,5 – горе 0,3 – потеря достоинства 0,05 – апатия 0,00 – смерть Верхний уровень (4,0) соответствует оптимальной жизненной позиции и наибольшей продолжительности жизненного цикла. Нижний (0,00) – соответствует прекращению жизненного цикла - коллапсу. На уровне 3.0 человек благодушен, его трудно вывести из себя. На уровне 2,0 он будет охотно ввязываться в конфликты. На уровне 1,0 человек перестает ощущать границы допустимого, он способен на все. Уровень 0,3 соответствует той ситуации, когда говорят, что человек сломлен окончательно. На уровне 0,05 наступает полное безразличие к своей судьбе, из которого вывести очень трудно, чаще всего происходит дальнейшее скатывание на уровень 0,00 – «смерть». По мере снижения эмоционального уровня, до 1,0 («страх»), в человеке нарастает влияние инстинкта разрушения вплоть до желания убивать. Сравнительный анализ показывает, что эмоциональное состояние общества способно меняться в тех же рамках, что и отдельная личность. Подобно личности, социальная группа в зависимости от эмоционального состояния способна принимать соответствующие схемы поведения. При этом меняется способность воспринимать идеи, призывы, команды. Социальная группа на уровне «консерватизм» хорошо воспримет гуманитарные, экологические идеи и проекты. Часть общества, находящаяся на уровне «непримиримость», будет тяготеть к националистическим идеям. Ниже по шкале начнут усиливаться симпатии к коммунистическим лозунгам. Ближе к уровню «страх» люди готовы принять ультрареакционные, экстремистские идеи. И на более низких уровнях – готовы принять хоть дьявола, лишь бы что-то изменить. Общество на уровне «апатия» уже не хочет ничего, оно ждет конца. Шесть граней нашей жизни nyaski.ru Подобные закономерности легко прослеживаются на примере истории Советского Союза – государства, которое познало «энтузиазм» первых трудовых пятилеток, но руководство которого так и не смогло удержать общество на уровне «консерватизма». Страна, управлявшаяся на основе рефлекторного государственного мышления, быстро скатилась к уровню «страх», постепенно сменившемуся глубокой «апатией». Непродолжительный всплеск либерализма середины 80-х не смог остановить процесса падения – уже шел обратный отсчет времени, сверхдержава была обречена. (Все предположения о том, что Советский Союз можно было сохранить, являются спекулятивными). Характерно, что в СССР общество в своем прозябании было почти монолитным. Эмоциональный настрой (апатия) был единым как для верхов, так и для низов, поэтому государственный колосс рухнул исторически мгновенно, вызвав в народе подобие облегчения. Республики, получившие самостоятельность, испытали взлет эмоционального состояния до уровня «энтузиазм» (4,0), что позволило некоторым из них быстро осуществить реформы до того, как ситуация вернется на реальный – более низкий уровень эмоционального состояния. Быстрое имущественное расслоение общества распределило его, соответственно, и по эмоциональным уровням. Можно было наблюдать любопытный процесс – как меняются социальные воззрения людей при изменении их экономического положения. Граждане, потерявшие былое преимущество в доходах, резко «левели», демонстрируя спад эмоционального настроя. И, наоборот, те, кто сумел приспособиться и реализовать свои амбиции, проявляли эмоциональный взлёт, близкий к энтузиазму. Удивительно, но при гораздо более тяжелом экономическом положении постсоветской России средний эмоциональный уровень народа гораздо выше, чем был в последние застойные годы в СССР. Если взглянуть на сегодняшний политический срез общества, можно увидеть, как распределяются разнообразные политические течения по его слоям. Чем толще слой, приближающийся к уровню «консерватизм», тем более аполитичным и стабильным является общество, и тем тоньше слои, питающие националистические и экстремистские течения. Именно с этим к нам приходит понимание значения социального слоя, именуемого «средний класс». А загадка о том, «чем народ голосует – кошельком или настроением», давно уже разгадана. *** Политика современных корпораций, как правило, учитывает влияние различных психологических факторов на потребителя их продукта и факторов, влияющих на мотивацию персонала. Эмоциональное состояние же принято считать слишком «тонкой материей» для маркетинга. Но именно эмоциональный настрой определяет действия и алгоритмы принятия решений, в том числе и в сфере потребления. Эмоциональный настрой является ключевым фактором для отдельной личности, коллектива и социума в целом. Полоса от «консерватизма» (3,0) до «энтузиазма» (4,0) - вот сфера существования благополучных и успешных людей. Это – область свободных личностей и раскрепощённого мышления. Именно здесь рождается успех. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|