|
История про Осла, или как сделать выбор.Автор статьи: Иванова Евгения Федоровна
Многие из нас знают историю про Буриданова Осла, который затруднялся сделать выбор между двумя стогами сена. Ее рассказывали Аристотель, Жан Буридан (в честь которого и назван этот философский парадокс), а так же Вильгельм Лейбниц. История хоть и не нова, но оказалось вполне актуальна сегодня. История про Осла – это история про выбор. Совершить выбор - на самом деле – задача не из легких. Она предполагает способность разглядеть индивидуальность стогов и свою собственную, увидеть и признать ценность стогов и отказаться от одного из них в пользу другого. Последнее сделать не так-то просто. Если я еду путешествовать в одну страну – в это же время я не еду в другую, если я покупаю эту пиццу – я не могу съесть в то же время другую, если я выбираю этого мужчину, я не могу быть так же вместе с другим. Так, стоя на перекрестке, человек может провести значительную часть своей жизни, так и не сделав выбор в одну сторону. Осел в этом случае погибает от голода, но человек мудрее. И он начинает бегать от стога к стогу – пока есть силы, т.е. встречаться с обоими стогами параллельно и, как правило, тайно. Ему кажется, что он живет, но на самом деле – он стоит на перекрестке в мучительном выборе. А беготня по стогам лишь удлиняет его пытку. Перебирая партнеров или встречаясь с ними параллельно – я лишь на какое-то время могу утешить свою душевную муку от возможной утраты лучшего. "В какой-то момент мне кажется, что я имею вас обейх - я обладаю лучшим, я ничего не потерял и я счастлив! Но на самом деле я ни с одной из вас, я со своим страхом упустить лучшее. Мне важны не вы, а то, что я не утратил возможность быть с лучшей из вас". И тут появляется третий стог, история повторяется, усложняясь. «Я с тобой, но я смотрю по сторонам. Я делаю так не потому, что ты не достойная или не достаточная, а потому что я не способен отказаться от других возможностей и пережить подлинное глубокое удовлетворение от того, что я имею». Заметить этот механизм – большая победа для Осла. Это значит осознать, что все, что я имею и могу поиметь в будущем – не принесет мне удовлетворения и счастья, когда станет моим. В этот момент Осел может приостановиться в своем беге между стогами. Признаюсь вам, это невероятная победа для Осла! У Буриданова Осла есть несколько трагедий: 1. Я не могу разглядеть и признать ценность того, что имею.Но я вижу ее во всем, чем еще не обладаю. Или же я вижу ценность всего вокруг. Будто все, к чему я прикасаюсь – теряет вкус, яркость, привлекательность – то, чем обладают вещи и люди, которые пока не со мной. Этот механизм обесценивания «своего» и идеализации «чужого» способен сожрать любое ваше достижение, любую победу, удовлетворение и радость. Он оставляет только досаду и желание поскорее схватить за бок новый стог сена, который (скажу вам по секрету) через какое-то время тоже обратиться в прах, потому что есть еще лучший стог сена и еще один… 2. Когда я способен увидеть и признать неповторимую ценность 2х стогов, мне трудно отказаться от одного из них. Я хочу сразу два, три, четыре… Я не хочу отказываться ни от одного из них. Нет, я не могу отказаться, я не могу потерять ни один из них! Такие мысли крутятся, когда я на самом деле не очень знаком со своей собственной уникальностью. Со своими потребностями и со своими ограничениями. Когда я более или менее способен услышать свои глубинные нужды и потребности – я начинаю понимать, что далеко не все стога сена на самом деле мне подходят. И это вовсе не о плохости или хорошести стогов! Вы же не переживаете, что не купили туфли 45 размера, если у вас 38ой? И туфли 45го могут быть красивыми и удобными, просто не для вас. Модно, социально поощряемо – не значит лучшее для меня. Лучшее для меня – это то, что мне подходит. Главное не бренд или идеология, а главное Я и мое уникальное строение ноги, если речь идет все же о туфлях. Об ограничениях. В какой-то момент, вам придется признать то, что вы не умеете летать. Что вы не Бог, а обыкновенный человек, со своей историей, возможностями и особенностями. И вы не можете обладать всеми женщинами, деньгами, машинами и даже всеми в мире авторучками. У вас есть то, что у вас есть. Вернемся к туфлям. На витрине стоит пара за 7 тыс. ру и рядом - за 47 тыс. ру. И вроде бы за 7 – хорошие, удобные и то, что надо, но рядом же за 47, они дороже, а значит они лучше. Я не призываю вас во всех случаях брать подешевле))) Если вы понимаете, что туфли за 47 – это что, вам надо, и вы можете и готовы вложиться и купить их – сделайте это! Это и есть выбор в сторону определенного стога. Но на всякий случай проверьтесь: представьте, если вам вынесли пару за 60 тыс. ру. Если теперь вам хочется купить пару за 60 – похоже, вы пытаетесь купить вовсе не туфли. з. И это третья трагедия Осла, до которой мы доходим редко, и писать об этом можно мало. За выбором Осла стоит не вещь сама по себе, человек, событие, впечатление – за выбором осла стоит внутренняя пустота и тот ужас, который она порождает. Именно пустота не дает понять, что нужно именно мне. Как будто то, чем это можно понямать – так и не сформировалось. Дорогие Ослы, все описанное выше - поправимо. У дыры есть дно. Раны заживают. И когда-нибудь в ходе большой внутренней, но благодарной работы вы сможете понять: - А зачем мне Катя, у меня Светка есть. ПыСы: Простите за примеры со стогами и туфлями – это грубо и, наверное, цинично, но мы - Буридановы Ослы привыкли мыслить функционально. И было бы странно начинать разговор с физиком через лирику. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|