Хочу написать о самом важном в психологии – о «точках воздействиях»: о том, откуда мы воздействуем на мир, других людей; о том, что стоит за нашими словами; о том, почему одна и та же фраза может иметь разное воздействие и приводить к разным последствиям.
Об этих «точках» я узнал из обучающих семинаров Юли Зотовой и Олега Суса. Которые узнали о них из тренинга «фиолетовых» Кореняка и Кругловой.
О взаимовлиянии.
Есть известная фраза: «о намерении суди по результату». Это утверждение, кроме всего прочего, касается и человеческого общения. Между людьми присутствует незримая взаимосвязь и когда мы общаемся – каждый из нас влияет на другого. А каждое влияние вызывает ответную реакцию в партнёре по общению и, опираясь на ответные чувства, желания и реакции, можно судить об изначальном намерении (точки воздействия).
При этом произнесенные слова не столь значимы, важнее оказывается некий посыл, стоящий за ними. Эти намерение не нуждаются в определённом словесном выражении и проявляются скорее в интонации голоса (или чём-то ещё). И зачастую проявляются настолько тонко, что не всегда можно сразу понять и осознать происходящее.
Этих намерений или точек влияния не так много и они вполне поддаются классификации.
Точки воздействия.
1) Первая точка «выживания». Как намерение у второго партнёра по общению вызывает две реакции: если он сам склонен к этой позиции, то ответная реакция – жалость, если нет – раздражение.
Во время консультаций психологи часто бывают в этой точке в начале своей практики, по неопытности, когда теряются или заходят в тупик, когда встречаются с открытой агрессией клиента (которая, кстати, может ещё больше усиливаться в ответ на подобное поведение консультанта) и т.д.
2) Вторая точка «мести». Точка мести у партнёра вызывает боль, которая, в большинстве случаев не проявляется напрямую и сразу же заменяется на злость, игнорирование, оправдывание такого отношения к себе («псевдопринятие»).
В психологическом консультировании может быть следствием того, что клиент нарушает границы консультанта (или консультативного процесса), а психолог явным образом эти границы не выставляет. Тогда психолог явным или неявным способом начинает мстить клиенту за свою мнимую беспомощность, за те жертвы, которые он (якобы) вынужден приносить во имя клиента, его здоровья и благополучия.
Как в известном анекдоте, когда психологу звонит клиент по среди ночи и что-то начинает рассказывать. Психолог в ответ: «Вы думали о самоубийстве? Нет? Ну, так подумайте!»
Показательным в этом плане являются личные кодексы некоторых психологов, где здоровье и благополучие клиента ставится на первое место, а здоровье и благополучие консультанта либо занимает вторую по важности позицию, либо не упоминается вообще. Именно такой подход, в большинстве случаев, рождает желание мстить.
Так же это может являться следствием того, что психолог вносит свои личные процессы в работу (когда тема цепляет) или берёт ответственность за результат клиента, а изменений не происходит.
3) Третья точка – «саботаж», «сопротивление». Может вызывать две реакции у партнёра: либо раздражение, либо желание догонять и доказывать (поймать). У консультантов намерение саботажа может быть предвестником реальных изменений клиента. Я очень часто наблюдал у других психологов (и у себя) желание ещё расспросить, о чём-то поговорить. Отвлечься ровно в тот самый момент, когда процесс консультирования затрагивает самое «горячее» место, когда настаёт время делать что-то конкретное и трансформирующее.
В словах это может проявляться самым разным образом. Например, консультант может начать непонятно для чего расспрашивать о каких-то деталях, совершенно не относящихся к запросу клиента.
- Где находится ваша парикмахерская?
- Да, это очень интересно то, что вы говорите. Я хотел уточнить, вот вы работаете… и как там у вас?
- И что, прямо так и говорит? А вы что отвечаете? А он что в ответ?
Важно отметить, что перед реальными изменениями клиент всегда (!) попадает точку саботажа (сопротивления). В зависимости от личных особенностей клиента эта точка может проходиться быстро, быть почти не заметной, а может быть тотальной, невероятно тяжело проходимой. А работа по прохождению этого состояния занимать много встреч. Но, так или иначе, задачей консультанта является сохранение профессиональной позиции (мета-позиции), отсекая желание преследовать и мстить.
4) Четвёртая точка – «самоутверждение». В зависимости от партнёра по общению может вызывать две реакции: либо борьбу за власть (ответное самоутверждение), либо чувство раздавленного восхищения, а по сути унижения.
Эта точка часто становится конечным пунктом многих психологов (иногда опытных и маститых), которые на протяжении многих лет используют свою психологическую деятельность для самоутверждения. Так же этой позиции способствует неравное взаимодействием между консультантом и клиентом: все варианты субъект-объектных отношений и отношение к клиенту как к больному. Эту позицию можно наблюдать во многих государственных структурах, различных администрациях, медицинских учреждениях и т.д.
- Вы наверное не заметили, деточка, но у входа в кабинет принято снимать обувь.
- Ну, больной, рассказывайте, что у вас болит?
- То, что вы говорите, не имеет ни какого значения! Я, как эксперт, заявляю – у вас Эдипов комплекс!
Стадии.
Эти четыре точки так же являются стадиями становления психолога-консультанта в своей профессии (и не только психолога-консультанта). Сначала, начиная с момента обучения, неопытный психолог много воздействует из точки «выживания», концентрируясь на своём несовершенстве и непрофессионализме. Через некоторое время злится за своё прошлое униженное состояние и «мстит» через обвинения. Ещё через некоторое время, уже набравшись опыта, «саботирует» процесс, больше беспокоясь как бы не навредить, а потому сопротивляется изменениям. При этом формально процесс работы идёт, однако изменения блокируются. И, наконец, уже в более опытном состоянии (иногда многие годы) воздействует из точки «самоутверждения».
Кроме того, в зависимости от индивидуальных особенностей, человек может застревать на определённых стадиях и длительное время воздействовать преимущественно из определённой точки, с определённым намерением.
Но как можно догадаться из описания – ни одно из этих намерений не попадает в границы профессионализма, с каким бы запросом и какой бы клиент не пришёл на консультацию. Клиент приходит за изменениями, за решением своего запроса. Он не заказывает «выживающего» консультанта; не нужна ему и избыточная боль, являющаяся следствием намерения «мести»; не нужен ему «сопротивляющийся» психолог, который едва ли способен организовать необходимый процесс изменения; и не нужен ему «самоутверждающийся» гуру, пусть даже в медалях и орденах.
Мета-позиция.
Хочется так же отметить, что все эти «замечательные» позиции психолог занимает не из злых или корыстных мотивов (и не от хорошей жизни). Они являются неосознанным выбором, следствием типичных реакций и отношений. Это то, что делает большинство людей в общении друг с другом (да и с самими собой). Однако процесс психологического консультирования явно отличается от обыденного общения двух людей в первую очередь тем, что консультант находится во взаимодействии с клиентом особенным образом.
Есть ещё один вариант, точка взаимодействия и воздействия, которая в разных источниках называется по-разному, но описывается схожим образом. Она единственная попадает в границы профессионализма и единственная способствует наибольшей эффективности консультационного процесса. Это точка «помощи», «поддержки», «любви».
Ответная реакция на воздействие с этим намерением (из этой позиции) – «принятие». Из этой точки принимаются самые тяжелопроходимые интерпретации и воздействия. Это намерение ни как не связано с жалостью или желанием причинить добро. В этом намерении присутствует уважение к другому, принятие его равенства.
Не просто бывает психологу научиться работать через это намерение, которое так не свойственно нашему обществу. Ещё сложнее описать эту позицию в рамках какого-либо текста или привести примеры, демонстрирующие эту точку воздействия (как это сделано с другими точками). Это состояние невозможно показать в словесных формулировках – оно полностью в том, что стоит за словами.
Это мета-позиция имеет внутренний посыл, который может звучать по разному: «я люблю тебя», «я уважаю тебя», «я сопереживаю тебе», «я принимаю тебя». Мне кажется, очень точно этот посыл отражён в индийском и непальском приветствии «Намасте», которое в широком смысле означает «божественное во мне приветствует и соединяется с божественным в тебе».
О границах.
Редко когда клиенты приходят на консультацию и взаимодействуют с психологом из «точки любви». И поэтому читатель может закономерно задать вопрос: если реакция на воздействие всегда детерминирована, то как консультант может при этом находиться в точке «помощи»?
Дело в том, что это намерение является мета-состоянием, как бы располагаясь в другой психологической плоскости, нежели четыре другие точки. Это единственное из всех состояний, в котором присутствует действительно равное (целебное само по себе), не по ролям, но по человечности, взаимодействие двух людей. Это равенство предполагает уважение и любовь не только к личности клиента, но и к себе самому. Следовательно, уважение как границ клиента, так и собственных границ, в равной степени.
А в этом (и только в этом) случае консультант может спокойно обозначать свои личные границы, указывать на попытки их нарушения, а в некоторых случаях возвращать чувства, возникающие в ответ на слова клиента. И давать клиенту столько пространства, сколько ему необходимо для успешной и эффективной работы.