|
ФантазииАвтор статьи: Лапин Евгений Владиславович
ФАНТАЗИИ
Для чего вообще нужна фантазия и какую функцию она выполняет для индивида? Фантазия – это ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая их реальности, но выражающая их желания (Википедия). Фантазия помогает справиться со сложной ситуацией, которая происходит, в данный момент, в жизни индивида. Другими словами, человек не может пережить то или иное жизненное событие, поэтому он погружается в мир «грез» и таким образом проживает трудную жизненную ситуацию. В пример можно привести психолога Виктора Франкла, которому «внутренняя свобода», помогла пережить «внешнюю несвободу» и ужасы концлагеря. История Виктора Франкла«Виктор Франкл был узником нацистского лагеря смерти, где ему довелось испытать тяжелейшие мучения и стать свидетелем явлений, столь несовместимых с нашими представлениями о человечности, что их невозможно описать без содрогания. Его родители брат и жена погибли в газовой камере. Из семьи уцелела лишь сестра. Сам Франкл пережил пытки и бесчисленные унижения; он никогда не знал, что случиться с ним в следующий момент: отправят ли его прямиком в печь, или же он останется среди уцелевших и будет убирать трупы или выгребать пепел несчастных. Однажды сидя нагишом в одиночной камере, он открыл для себя то, что позже назвал «последней человеческой свободой», той свободой, которую никто из его мучителей-нацистов не мог у него отнять. Они имели власть над всем, что его окружало, могли причинить боль его телу, однако сам Виктор Франкл являлся существом, обладавшим самосознанием, и мог смотреть отстраненно на все, что с ним происходило. Его внутренняя сущность оставалась неуязвимой. Он сам мог решать, какое влияние на него окажет то, что его окружает. Между тем, что на него воздействовало, т.е. раздражителем, и его реакцией на происходящее находилась свобода выбора этой реакции. В воображении Франкл стал представлять себя в различных ситуациях – например, читающим лекции студентам после своего освобождения из концлагеря. Он мог в мыслях перенестись в аудиторию и как бы со стороны увидеть себя, рассказывающего студентам об уроках лагерной жизни. Посредством многократного повторения этих упражнений, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных, с привлечением памяти и фантазии Франкл взращивал в себе свою маленькую, едва зародившуюся свободу, пока та не выросла и не сделала его более свободным, чем охранявшие его тюремщики. У них была большая внешняя свобода – большая свобода действий, большие возможности выбора, а он располагал большей внутренней свободой – внутренней силой для реализации своих возможностей. Франкл сделался вдохновляющим примером для всех, кто окружал его, даже для некоторых надсмотрщиков. Он помог людям увидеть смысл жизни и сохранить достоинство, несмотря на тяготы существования в неволе.» (взято из книги «7 Навыков высокоэффективных людей» Стивен Р. Кови). С помощью фантазии, человек закрывается от реальности своеобразным покровом и обращает свое внимание внутрь себя. После чего все события, происходящие во внешней реальности, воспринимаются, как бы через специальный защитный фильтр, в результате чего травмирующая реальность несколько отодвигается на второй план, а на первый выходит воображаемая картинка из будущего и внутреннее ощущение индивида. Также, изменяется восприятие реальности, время, как бы ускоряется, благодаря чему «трудный» период проходит быстрее и не оставляет в нашей памяти глубоких травмирующих следов. Результатом таких действий является ощущение жизни на большой скорости, состояние паранойи и необходимость все время куда-то спешить, бежать. Но, когда такой человек попадает в ситуацию, когда нет неотложных дел, он впадает в депрессию и теряется. Получается, как будто индивид создает свою внутреннюю машину времени и уже сейчас находится в том светлом «будущем», которое его так манит, возможностью, наконец-то стать счастливым! В действительности, он стремиться уйти от реальности и тех переживаний, которые боится пережить в настоящем! Последствием действия этого механизма может быть ощущение, что жизнь несется с огромной скоростью и человек однажды обнаруживает, что большой промежуток жизни прошел, а воспоминаний и ощущений он оставил после себя очень мало. Возникает чувство, что это все происходило не с тобой, а с кем-то другим и человек не заметил, не ощутил, не прожил, а пропустил, упустил, что-то важное. На самом деле он ищет именно то, что потерял – жизнь! Ведь жизнь – это все то, что происходит с нами в данный момент, здесь и сейчас! А если мы находимся в своих «грезах» и там в «светлом» будущем, то мы пропускаем самое важное, сейчас! Но самое смешное и, наверное, непонятное это то, что всегда «сейчас», или вчера никогда не было, а завтра никогда не наступит, всегда сегодня!!!! Таким образом, «человек с фантазией» живет все время в завтра. В своих мыслях он все время куда-то идет, чего-то добивается, что-то делает. Таким людям очень трудно сидеть спокойно на месте, без дел и далеко идущих планов. История Виктора Франкла, пример «здорового» ухода в фантазию, когда необходимо отрешиться от реальности, чтобы «физически» пережить это время. Но зачастую происходит так, что однажды «войдя» под защиту покрова своего воображения, очень сложно выйти из состояния фантазирования без посторонней помощи. Еще один, патологический вариант спасения от реальности - это создание «идеального образа себя». Например, когда родители, по их собственному мнению, «защищают» ребенка от «неблагоприятного воздействия» окружающей действительности, поддерживая иллюзию, что это все вокруг плохие, ты идеальный! Хорошим примером может быть ситуация конфликта с тренером в детской спортивной секции. Когда талантливый ребенок вдруг оказывается отчисленным из команды, по причине низкого уровня спортивного мастерства, несоответствующего общему уровню команды. В таких случаях родители начинают злиться на тренера и искать оправдание в сравнении своего ребенка с другими детьми, которые продолжают заниматься в секции. Таким образом, близкие люди сознательно поддерживают «иллюзию» успеха у своего ребенка, который будет стараться сохранить этот «идеальный образ себя» и во взрослой жизни. Подспорьем этому может стать замечательная «услуга», предоставляемая обществом – кредит. Получается, что уже сию секунду можно получить все то, о чем мечтал: квартира, машина, отдых в дорогом отеле и т.д. Прозрение возникает через некоторое время, после обретения желанного, когда проходит эйфория от покупки и индивид сталкивается с реальностью происходящего! Любовь, быстро трансформируется в ненависть, а такое дорогое и желанное имущество становится обузой. В результате, о наслаждение забывается, а включается все тот же «ускоритель» времени и большое желание пережить этот неблагоприятный момент, в котором приходится себя во многом ущемлять, так как зачастую из-за высокой стоимости покупки, трудный период растягивается на долгие годы. Что лежит в основе механизма «патологического» ухода в фантазию? На мой взгляд, в его основе лежит неуверенность в себе, а именно в своих силах. Человек сомневается в своей компетенции, в том, что сможет сам разобраться в тех или иных жизненных ситуациях. Для этого индивид использует убегание или избегание. Он думает, что вопрос разрешится сам собой или благодаря особенному стечению обстоятельств, например, верит в «свою счастливую звезду». Так от кого же он все-таки убегает? По моему мнению, такой человек не может принять себя, так как чувствует, что он не идеален, уязвим, смертен и т.д. На мой взгляд, в основе неуверенности в себе лежит недостаток любви близких людей, в первые годы жизни, когда ребенок особенно в ней нуждался. Другими словами, младенец не получил того необходимого эмоционального заряда, который бы дал ему ощущение, что он любим, что он хороший, желанный, а вместо этого получил избыточную «дозу» фрустрации (невозможности неудовлетворения желания или потребности), что привело его к необходимости создания «защиты», с помощью которой он смог выжить! Для того, чтобы «вернуть человека к жизни», «природа» преподносит ему такие ситуации, с которыми невозможно справится с помощью «фантазии». Тогда у человека есть выбор, или еще больше «уйти в себя», или попробовать пойти на встречу страху и «снять» этот защитный покров. Если, все же, индивид решает попробовать пойти на встречу «жизни», то ему необходима «материнская» поддержка, которая обеспечит ему ощущение любви и принятия, для того чтобы справиться со встречей с реальностью, таким образом, чтобы он мог успешно функционировать в окружающем его мире. Но здесь возникает вопрос: «Кто может стать такой любящей матерью, когда ребенок уже вырос, а родители уже старенькие или вообще уже умерли?». Такую материнскую функцию выполняют психологи, психотерапевты и психоаналитики, независимо от пола. В наше время высоких технологий и «общества потребления», наряду с «фантазией», для защиты от реальности, человечество придумало много эффективных средств, направленных на то, чтобы уйти от переполняющих чувств и переживаний. В современном обществе «материнская любовь» заменяется развлечениями, алкоголем, наркотиками и разнообразными гаджетами. В результате чего, дети (взрослые тоже) испытывают одиночество, недостаток любви и близости. Родителям сложно им помочь, ведь они сами не знают, каким образом дать необходимое количество любви своему ребенку, так как будучи детьми, в свою очередь были лишены ее в детстве! Таким образом, мы получаем замкнутый круг, в который, если его не разорвать, будут вовлечены последующие поколения! Избежать дальнейшего продолжения негативного сценария возможно, с помощью специализированной помощи как детям, так и их родителям. Следствием этого будет возобновление нарушенных эмоциональных связей между родителями и их детьми и передача, таким образом, любви последующим поколениям!!! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|