Сепарация, малыш и детский сад

Осень – пора всех начал. Первый раз в первый класс мы идем 1 сентября. И в детский садик малыши тоже впервые входят 1 сентября.

1 сентября – очень ответственный праздничный день. Мамы и папы начинают готовиться к нему заранее – закупают канцтовары, портфели, учебные материалы, форму, а также ищут хорошую школу, детский сад, педагога.

Не забыть бы в этой суете про малыша!

Именно ему предстоит впервые переступить порог садика, где он встретит незнакомых ему маленьких и больших людей.  В сравнении – это равносильно походу взрослого человека в неизведанные места. Волнительно, тревожно и местами страшно… Что ожидает там? Какие люди встретятся? Как примут чужестранца?

Многие родители начинают готовить своих детишек к вступлению в коллектив с очень раннего возраста. Клубы раннего развития, например, Монтессори подхода, организуют группы для малышей и их мам с 8 месяцев.

Отмечу, что это прекрасная идея для реализации постепенного приспособления ребенка к коллективу сверстников и наставникам, кроме мамы и папы.

Необязательно бежать в подобные группы, как только ребенку исполнилось 8 месяцев. Пусть окрепнет его опорно-двигательный аппарат, чтобы малыш  имел больший диапазон действий в пространстве. Пусть установится и укрепится привычный для малыша режим дня.

Структурированное время и пространство очень важно для ребенка. После внесения изменений в распорядок дня должно пройти некоторое время, чтобы исчезла тревожность малыша в связи с новым порядком.  Новый режим должен закрепиться в реализации, за чем следят родители, и стать привычным для ребенка.Только так можно вводить новые занятия, в том числе групповые. Постепенно и по одному.

Критерием готовности к изменениям можно считать согласие ребенка выполнять установленный  распорядок без лишних слез и истерик. Когда малыш с удовольствием совершает ежедневные обряды (подъем, умывание, завтрак, прогулки, общение…), значит, его нервная система справляется с этой нагрузкой, и можно добавить что-то еще.

Таким образом готовить ребенка к садику можно и нужно с раннего возраста. Законодательно маме разрешено находиться в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3 лет.

Но жизненные ситуации у всех разные. Некоторым родителям приходится расставаться с малышами и по достижении ими 1,5 лет – детишек отдают в ясельные группы.

Психологически это очень важное время в жизни маленького человечка. Приблизительно к полутора годам он начинает выходить из симбиотической связи с мамой. В этом возрасте только начинается отделение его от мамы и осознавание себя отдельной личностью, в связи с чем очень болезненно для малыша расставание с мамой на длительное время, например, в яслях.

Ему бы отделиться сначала, а его уже в коллектив отдают! Не сепарированного и плохо ощущающего самого себя без мамы. Трагедия!

Если вербализовать ощущения полуторагодовалого малыша при расставании с мамой в яслях, то звучать это будет приблизительно так: «Кто я? Где я?» Потому что для малыша Я – это я и мама, как единое целое. Нет мамы, значит, нет и меня – ребенка охватывает панический ужас, справиться с которым он иногда не в силах, что может приводить к агрессии, истерикам, компульсиям, тотальному замыканию в своем мире и другим реакциям.

Процесс отделения (сепарации) от мамы занимает период от 1-1.5 до 2,5-3 лет в том случае, если мама или лицо, исполняющее ее функции, ведет себя по отношению к ребенку наилучшим образом для успешной сепарации.

Главная мысль, с которой я начинала писать статью, заключается в следующем – отдавать ребенка на длительное время в детские коллективы возможно тогда, когда ребенок находится на стадии завершения сепарации и научен правильному расставанию, еще лучше – если он уже сепарировался. Этот момент наступает не ранее 2,5-3 лет.

Успешная сепарация – что это и как стоит вести себя маме?

Сепарация – это процесс.  Значит, это последовательное поступательное движение от простого к сложному.

Первое и непременное условия для сепарации возникает уже на стадии переворотов и ползания, когда малыш может сам добраться до интересующего его предмета. Здесь важно – не помогать ему сделать то, что он может сделать сам! Роль родителя  - наблюдающая. Прерывать действия, вмешиваться и помогать можно в том случае, если ребенку угрожает опасность (например, он на краю дивана), и даже здесь сначала уместно вслух предупредить малыша об опасности.

Предупреждение не должно содержать страшных фраз типа «а то упадешь, разобьешься!», сказанных с испугом в голосе. Испуг, тревога и прочие эмоции моментально передаются малышу, что делает его неуверенным и всего страшащимся, что приведет к отказу от совершения новых действий, а значит, ограничит его исследовательский потенциал.

Исследовательская деятельность  - это изучение мира предметов малышом всеми органами чувств – языком, руками, носом, ушками, глазками. Только через эту деятельность малыши приобщаются к миру вещей и людей! Ее нельзя ограничивать, ей нельзя мешать и вмешиваться без реального повода, это чревато ограничением (замедлением) в развитии ребенка.

На этом этапе важно предоставить ребенку безопасное пространство для исследований, о чем должны позаботиться взрослые. Взрослые – наблюдатели. Дети очень сообразительны и вполне могут обойтись без подсказок при манипулировании двумя и более предметами – за этим очень интересно просто наблюдать, ко многим привычным нам действиям с предметами малыши приходят сами путем экспериментов. Но на это нужно время и терпение, и сдержанность в желании помочь или сделать за малыша.

Следующим условием для сепарации становится ходьба. Хождение позволяет ребенку расширить границы исследуемого мира не только вширь, но и вверх. Он начинает прыгать, лазить и убегать. Убегать и возвращаться. Возвращаться – потому что в первый раз страшно и хочется к маме на ручки.

Здесь важно – отпустить и принять обратно! Без трагедии в голосе, лучше вообще без голоса. Просто отпустить (естественно прежде проверив пространство на безопасность) и наблюдать, находясь в непосредственной близости. Предупредить об опасности, если таковая имеется – это не значит напугать сломанной головой, это значит указать малышу на нечто новое и ему пока неизвестное.

Просто принять – когда ребенок решил вернуться. Дети очень тактильны – простого объятия достаточно в этом случае, если малыш не требует большего.

Все очень просто – отпустить и принять!  Но как много связано с этими процессами эмоций и чувств у мамы. Здесь и легкая тревога, и испуг, и даже страх потерять ребенка. Легкое беспокойство – это признак осторожности и ответственности за судьбу ребенка. Как и положено родителю. С более тяжелыми интенсивными эмоциями, вероятно, стоит разбираться отдельно.

Нельзя ругать – ребенок не понимает, что мама ругает, потому что боится за него; ему кажется, что ругают за его желание изучить новое и попробовать свои силы. Ругая ребенка за «побег», мама взращивает в малыше чувство вины за свой собственный (мамин) страх. Ребенок не в ответе за мамины чувства. И мама не должна возлагать вину или ответственность («Ты хочешь, что у меня был инфаркт?!!») за свои чувства на малыша.

Именно с материнскими эмоциями связаны эмоциональные реакции  ребенка на любые его действия. Если мать испугана тем, что малыш полез на горку,  и вербализует свой страх, то испуг передается малышу – он еще не знает, чего ему бояться, но уже боится.

Для выполнения  любого действия достаточно того моторного возбуждения, связанного с исследовательским интересом, которое имеется у самого ребенка. И только от мамы зависит, во что превратится это возбуждение – в радость от изучения нового или в страх перед новым.  Эта реакция всенепременно закрепится в подсознании малыша. И он будет ее выдавать каждый раз при столкновении с новым.

Несложно представить, сколько всего нового для маленького человечка в огромном мире, и что он будет чувствовать каждый раз, с ним соприкасаясь. И самое важное - останется ли у малыша интерес к изучению нового, если он заведомо «знает» (его так мама научила), что это опасно. В этом месте стоит вспомнить всех детей школьного возраста, которым ничего не интересно…

Речь – одно из условий отделения от мамы. Речь позволяет ребенку расширить границы общения – общаться  не только с мамой и родственниками, понимающими мимику и жесты малыша, но и с другими людьми за пределами дома. Ребенок очень быстро узнает выгоды вербального общения – его лучше понимают, он может общаться на равных со старшими детьми, играть с ними, что укрепляет уверенность в собственных силах и самостоятельность.

Речь развивается параллельно с моторной сферой. Многие родители уже знают, что развитие мелкой моторики (действия пальчиками с небольшими предметами) способствует в том числе развитию центров головного мозга, ответственных за распознавание речи и ее воспроизведение. Таким образом, исследовательская деятельность является ведущей для малышей 1-3 лет, в том числе как условие для развития речи наряду с вербальным представлением (описанием) мира родителями.

Возраст 1-3 лет – это также возраст «приучения к горшку» или становления гигиенических навыков. Это очень важная тема! И опять – это все про сепарацию. Категорически нельзя стыдить за мокрые штанишки! Поскольку это испражнения собственного тела, когда ребенка стыдят, ему кажется, что его стыдят за то, что он в принципе писает и какает. Каково это?

Когда ребенок самостоятельно ходит на горшок (есть такие, кто его еще и выливает сам!) и умеет иногда перетерпеть (его не стыдили, его научили, что надо добежать до горшка), он чувствует, что может контролировать свое тело. САМ.

Это архиважная веха в истории маленького человека, поскольку изучение собственного тела – тоже исследовательская деятельность, а если малыш еще и научился контролировать его  и управлять им – это супердостижение, придающее уверенности в собственных силах. Теперь ему не нужна мама, чтобы сменить подгузник и вымыть попу! Он может ходить и в чужой туалет, в том числе в детском садике. Это дарит ребенку свободу, снимает детское ограничение и, конечно, способствует большей независимости от мамы.

С точки зрения эмоций результатом сепарации можно считать отсутствие у ребенка страха перед новым (предметом, ситуацией, местом, человеком), желание и готовность соприкоснуться с новым без помощи мамы (папы), способность выдерживать и оставаться в новых ситуациях длительное время без помощи мамы, способность самому себе оказать помощь  (например, обратившись за ней к другому взрослому).

Сепарируя от себя ребенка, мать взращивает самостоятельную независимую личность, имеющую опору в самом себе. Даже 3-летние детки могут вполне самостоятельно вести беседу с незнакомым воспитателем детского сада, могут объяснить, что им хочется. Важно – чтобы не было страха это делать!

Имеющий гигиенические навыки, любознательный малыш с успешным опытом «побегов и возвращений» не испытывает при вступлении в детсадовскую жизнь особых страхов. И с интересом будет изучать мир и там.

Но даже такому малышу иногда не хватает ресурсов, чтобы принять сразу все порядки садика. И психологически он может регрессировать в более ранний возраст, то есть вернуться к старым реакциям (к маме на ручки, сосать палец и пр.). 

Здесь стоит ребенка принять и утешить, понаблюдать  - через какое-то время, у каждого свое, малыш восстановится, примет новые порядки и привыкнет, и далее, уже в известном безопасном для него пространстве начнет воспринимать и программу обучения.

Мамам иногда очень не хочется отпускать от себя детей, они делают все возможное, чтобы сделать ребенка беспомощным и зависимым от себя, и очень удивляются впоследствии, наблюдая, как несамостоятельны и требовательны их дети во взрослой жизни.

Приучение к самостоятельности в мыслях и поступках начинается с очень раннего возраста, с 1-1,5 лет, и очень важно не пропустить это время.

Сепарация малыш и детский сад



Просмотров: 544
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • Что именно зависит от МАМЫ в аллергии ее МАЛЫША?
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Когда отдавать ребенка в школу. Опыт психолога и мамы.
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Если малыш без мамы...
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Если очень хочется, то можно. Пластические операции.
  • Развитие ребенка от 1-3 лет. ПИСЬМО ОТ МАЛЫША.
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • Арт-терапия для мамы и малыша
  • Багаж очень послушного ребенка. Формирование ложного Я. Я – не Я, а тот, кем вы хотите меня видеть.
  • 10 способов сделать то, что не очень хочется или очень не хочется, но надо
  • Как подготовить старшего ребенка к рождению малыша
  • Музыка для будущей мамы и её малыша
  • Хочу ребенка, что делать, когда малыш не торопится?
  • Если нельзя, но очень хочется… О проверке запретов на прочность
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Обучение расстановкам. Тревога мамы за жизнь ребенка.
  • Страшнее мамы зверя нет: Если не хочется общаться со своей мамой
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • Страхи мамы и как они влияют на жизнь и судьбу ребенка?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь