В сухом лесу стреляет длинный кнут, В кустарнике трещат коровы, И синие подснежники цветут, И под ногами лист шуршит дубовый.
И ходят дождевые облака, И свежим ветром в сером поле дует, И сердце в тайной радости тоскует, Что жизнь, как степь, пуста и велика. Иван Бунин
Юность – время надежд и мечтаний, время необузданных желаний и силы. Ты уже считаешь себя не ребёнком, и даже не подростком, но ещё не стал взрослым.
Основным занятием для юности является попытка жить самостоятельно. Другими словами вежа юности – и для парня и для девушки – первая попытка построить свой мир, в котором не будет противных и нудных взрослых, а будет хорошо душе. Последнее – единственное определяющее условие, которое в юности будет учитываться по-настоящему. Всё остальное – крыша над головой, законность, деньги – будет учитываться гораздо слабее. В силу этого юность наполнена попытками творения миров в виде душевных сообществ, какими бы страшными они ни казалась с точки зрения взрослых. Игровой клуб, дворовая банда или притон наркоманов – это тоже душевные сообщества. Мазыки называли такие миры – сулопник – от имени образа мира, который строится в юности – Сулоп, или Шулоп. В рамках таких юношеских мирков очень важно делать всё по-взрослому. Казаться взрослым – это продолжение подростковой битвы, в которой крепнет Тело справедливости. Юность также как подростки проверяет родителей и мир на крепость, завоёвывая и отстаивая свои права и нарываясь на «кулак» сверстников, старших или закона. Посмотрите на парней и девушек и вы вспомните, как вы сами жили тем же, чем и они. Поскольку это описание я создаю с задачей выделить творимые в разных вежах облики, то набросаю несколько юношеских стремлений, которым соответствуют довольно яркие облики.
Для начала надо сказать, что заложенные в веже подростка облики барана и козы в юности становятся основными. Упёртость присутствует почти у всех парней, вертлявость – у всех девиц. Но помимо этого вы сами можете припомнить и по себе и особо ярко по другим, что в юности постоянно тянет на подвиги. Стремление показать себя, заявить о себе, каким-то образом выпендриться, даже самым сомнительным спсобом – волнами накатывает на юное существо. Бороться с этим стремлением, то есть погасить его, невозможно. Его можно только направить как-то. Если удастся. Но не зависимо от того сможет общество уберечь себя от подвигов юности или нет, героического времени ни одному человеку не миновать. Поэтому каждый из нас, так или иначе, вкладывается в юности в облик Героя. Весь смысл героического пути в том, чтобы быть признанным, а значит занять в мире место по достоинству. Но поскольку в рамках взрослого мира надо многому ещё учиться, а это долго, юность создаёт искусственные мирки, дополнительные к основному – сулопники – и пытается самоутверждаться в них. Даже если это сообщество фанатов сетевой игры. При этом каждый в сулопнике геройствует по-своему, на основе того что получается лучше других. Но механика этого облика всегда одна. Облик героя вырастает на попытке проявиться и доказать, что я чего-то стою. А это в свою очередь тянется аж с младенчества, с того самого мига как ты решил учиться на человека, надеясь что это решение сохранит отношение к тебе других, как к маленькому божку. А потом оказывается что как человек ты мал, зависим и вообще в начале пути. Вот суть того обмана, который болью недооценённости живёт внутри с младенчества: согласившись учиться на человека, ты рассчитываешь сохранить божественность, но именно это решение стать человеком опускает тебя на землю и ставит на первую ступень взросления. И теперь ты со всеми взрослыми сражаешься за возвращение божественности, стараясь доказать им, что тебе уже можно её вернуть. Но это лишь ты считаешь что у тебя её забрали. А в действительности ты отдал её сам, как герой сказки отдаёт водяному то, чего дома не знает. Ты отдал то, что очень дорого, и отправляешь в дорогу, чтобы его вернуть. В сказке герой движется по пути возвращения своего божественного дитя. А по сути – своей божественности.
Посмотрите любую мифологию – герой встает на путь, который его ведёт к обожествлению. Значит в начале него ты далеко не бог. И этот путь выстлан подвигами. Что неизбежно – так устроен мир и мы. Юность же ждать настоящих подвигов не может да и не хочет – лень. Поэтому идёт на хитрость, на подмену – создав душевное сообщество, каждый его член может проявившись получить так недостающее восхищение и признание. Оно конечно не от тех людей, кто лишил божественности – не от родителей и взрослых вообще. Но, тем не менее, свою психотерапевтическую задачу душевные сообщества всё-таки решают, потому что для этого и создаются. Почти все сулопники не проходят проверки настоящей жизнью, точнее взрослой жизнью. Разрушаются душевные сообщества всегда по одной причине – в них отсутствует часть, связанная с жизнеобеспечением. Как только у героя появляется потребность в настоящем восхищении, либо необходимость кормить семью с детьми, он перестаёт играть в игры юных демиургов и идёт во взрослый мир. И героическое время заканчивается мирной «пахотой», учёбой и строительством своего гнезда.
Но если облик героя, в юности не удался и проигрывает, то довольно часто он заменяется на облик Козла. В его основе – всё та же недооценённость. Это надо понимать. Ведь это мучение для всех – и для самого козла и для тех, кто его окружает. Если посмотреть по мифологии, то Козёл существо пакостное и похотливое. Любит оказаться над другими, причём за их же счёт. Глядя на облик козла, рождающийся в юности – можно легко рассмотреть, что мифологическим чертам в точности соответствуют личностные проявления. Их точное описание я хочу показать, воспользовавшись отрывками из статьи А.А.Шевцова «Антикозёл»:
«Слово "козел" надо объяснять. Ты, конечно, понимаешь, что это не название животного. Это слово - бранное. И означает оно человека, который хочет тебя унизить. Заглядываем в этнографию и обнаруживаем, что козел - самая непослушная, своенравная, вреднючая скотина (то есть одомашненное животное). Главная задача козла, как это видит народ, - забраться в огород и все там перепортить, а потом незаметно подкрасться к хозяину сзади и боднуть его. Ну, и хлебом козла не корми, дай забраться на крышу и оттуда, свысока, всех облеять, стуча по мягкой кровле острыми копытцами<…> …И какие же главные черты поведения узнаются нами в поведении человека, когда мы называем его "козлом"? Вкратце, это, пожалуй, следующее: Неуправляемость, выражающаяся в своеволии, невозможности договориться и тому подобное. Вредоносность. Тут и действительно постоянно имеющееся у козла желание навредить, сделать так, чтобы тебе жизнь раем не казалась. И то, что козел постоянно лишает тебя покоя, заставляя за ним бегать, упрашивать, присматривать и копить желание кого-нибудь убить. Потребность унижать других, хотя правильнее было бы сказать, что для козла важнее оборотная сторона потребности унижать - потребность возвыситься над другими. Козлу обязательно надо показать, что он тебя умнее и занимает место над тобой. А для того, чтобы ты это прочувствовал, как только появилась возможность, он запрыгивает к тебе на крышу и начинает продалбливать ее, показывая, что в сравнении с ним ты дерьмо, ничтожество и поглупее будешь<…>» «Пока ты не начал это осознавать и отслеживать в себе, "козел" непроизвольно выскакивает в тебе, как и в любом человеке, потому что он - всего лишь поведенческое воплощение боли от недооцененности. За ним нужен глаз да глаз».
Чтобы избавиться от облика козла, мало осознавать его. Недостаточно будет и убрать боль от недооценённости. Чтобы стать хозяином себе, и вернуть ощущение божественности в душе, нужно Дело – любимое дело по душе, которое тебя кормит, обеспечивает твою жизнь и жизни тех, кого приручил. Такое дело ещё надо найти, хоть это и не просто. По сути, это дело – воплощение твоего предназначения. Его трудно осознать, учитывая то, в чём ты заблудился. Поэтому для каждого это однозначно подвиг. А значит это путь для Героя, который изживает свою сказку, наметившись в конце её стать царём – хозяином себе и своей жизни.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.