|
Дети и деньгиАвтор статьи: Койсина Мария
Когда мне было 5 лет, папа первый раз мне дал карманные деньги, чтобы я могла сама покупать то, что мне нравится. Когда мне не хватало суммы на что – то, например, на прекрасную куклу, то родители подсказывали мне, что можно подождать и подкопить немного. Итак, отправная точка — 90-е гг. Приобретя возможность и право иметь карманные деньги, я уже начинала понимала, на что хватает денег в нашей семье, а на что нет, начинали формироваться установки к предметам покупок, что нужно, а что не нужно. Это было начало моего взаимодействия с окружающей средой, процесс, в котором я уже выступала как субъект общественных отношений, усваивающий социальный опыт и неуверенно, но стремительно воздействующий на общество посредством собственной деятельности – что и можно назвать социализацией. Согласно исследованиям, ребенок в период с 5 до 7 лет наиболее восприимчив к усвоению экономических представлений (Валявский А.С., 1991). Восприимчивость детская основана на нескольких компонентах: имитация, когда ребенок осознанно стремится копировать определенную модель поведения взрослых, а в частности, родителей; идентификация, с помощью которой ребенок усваивает родительское поведение, установки и ценности как свои собственные. Важно тут сказать вот о том, что восприимчивость детская совсем некритична, у ребенка 5 лет отсутствуют субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка, как показывают существующие исследования в этой области психологии. Дети в этом возрасте предпочитают пассивно воспринимать предлагаемую информацию, без приложения дополнительных усилий к ее поиску и обработке Чтобы родителям понимать, как учить ребенка обращаться с деньгами, важно знать особенности восприятия ребенком окружающего мира и его особенности поведения. Во – первых, дети пяти и шестилетнего возраста одинаково ориентированы на получение впечатлений из окружающего мира, на активное его познание. Ребенку при совершении покупки и приобретении какого – либо товара необходим интерес к предмету покупки, то есть товар должен иметь эмоциональный положительный заряд для ребенка. Конечно, немаловажным фактором является наличие значимой информации о товаре, которую ребенок может получить уже из существующего собственного опыта, средств массовой информации или от мнения значимых для него взрослых. Прежде чем начать рассуждать на тему, а что делать родителям и как учить детей совершать покупки и выбирать, важно еще упомянуть существующие формы потребления детьми дошкольниками и как эти формы могут влиять на формирование определенных социально – психологических характеристик ребенка и поведения по отношению к окружающем миру. Гусева Т.В. в результате своего исследования «Потребительское поведение детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации» выделила две формы потребления детей: пассивное и активное. Активное потребление проявляется тогда у ребенка, когда он вовлечен в процесс совершения покупок, он знает стоимость и ценность денег, он начинает лучше ориентироваться в современных экономических реальностях, обращает внимание на цену предлагаемого товара, удобство его приобретения, длительность использования и надежность товара. Представители этой группы чаще всего имеют деньги в собственном распоряжении и умеют ставить перед собой цель приобретения понравившейся вещи и способны достаточно долго удерживаться от растрат на приобретение мелких покупок. Как показывают исследования, у таких детей формируется альтруистическое отношение к миру, они учатся выбирать, сравнивать, оценивать, что закладывает фундамент для взрослого развития. Существует также и другая форма – пассивное поведение. Основное отличие от предыдущей группы – отсутствие денег в свободном распоряжении и неучастие ребенка в процессе совершения покупки. Дошкольники этой группы не стремятся к освоению экономического пространства, плохо ориентируются в социально-экономической реальности. Они плохо ориентируются в ценах, не обращают внимание на качество товара. При неожиданном получение денег стремятся сиюминутно их потратить на товар личного пользования. Дошкольники из этой группы в меньшей степени ориентируется на поведение ближайших значимых взрослых, то есть родителей, примером поведения начинают служить другие взрослые, реклама. Такая форма поведения не является хуже предыдущей, это просто другая сторона «монеты», которую также стоит учитывать родителям, когда они задумываются о том, брать с собой ребенка в магазин или нет, давать ему карманные деньги или нет. Когда родители идут в магазин вместе с ребенком, важно объяснять, что и зачем они покупают, сколько это стоит. Придя домой, можно еще раз обговорить, что было куплено и зачем это необходимо семье, как, кем и когда это используется. В процессе научения ребенка обращению с деньгами начинают формироваться партнерские отношения между ребенком и взрослыми. Но важно помнить, что для ребенка в дошкольном возрасте важна поддержка, принятие и внимание со стороны взрослых. Давая возможность совершать выбор, родителям важно помнить, что ребенок пока только учится этому и ожидать «взрослых» поступков и рациональных, обдуманных решений не стоит, важно принимать то, что есть и поддерживать ребенка на каждом шаге, объяснять пользу от того или иного выбора, почему он лучше или хуже. Форма экономической игры (например, упрощенная монополия, имитация бартерного обмена) помогает родителям установить определенную форму, «правила» взаимодействия с ребенком, в рамках которой ребенок усваивает формы потребления. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|