Дети и деньги

Автор статьи: Койсина Мария

 

Дети и деньги

 

Когда мне было 5 лет, папа первый раз мне дал карманные деньги, чтобы я могла сама покупать то, что мне нравится. Когда мне не хватало суммы на что – то, например, на прекрасную куклу, то  родители подсказывали мне, что можно подождать и подкопить немного.
На самом деле произошло это не так спокойно и радужно, как может показаться с первого взгляда – моменту доверия мне карманных денег предшествовали несколько моих попыток устроить истерику в магазине по поводу покупки игрушки, которую мне вдруг резко хотелось.

Итак, отправная точка — 90-е гг. Приобретя возможность и право иметь карманные деньги, я уже начинала понимала, на что хватает денег в нашей семье, а на что нет, начинали формироваться установки к предметам покупок, что нужно, а что не нужно. Это было начало моего взаимодействия с окружающей средой, процесс, в котором я уже выступала как субъект общественных отношений, усваивающий социальный опыт и неуверенно, но стремительно воздействующий на общество посредством собственной деятельности – что и можно назвать социализацией.

Согласно исследованиям, ребенок в период с 5 до 7 лет наиболее восприимчив к усвоению экономических представлений (Валявский А.С., 1991). Восприимчивость детская основана на нескольких компонентах: имитациякогда ребенок осознанно стремится копировать определенную модель поведения взрослых, а в частности, родителей; идентификацияс помощью которой ребенок усваивает родительское поведение, установки и ценности как свои собственные. Важно тут сказать вот о том, что восприимчивость детская совсем некритична, у ребенка 5 лет отсутствуют субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка, как показывают существующие исследования в этой области психологии. Дети в этом возрасте предпочитают пассивно воспринимать предлагаемую информацию, без приложения дополнительных усилий к ее поиску и обработке

Чтобы родителям понимать, как учить ребенка обращаться с деньгами, важно знать особенности восприятия ребенком окружающего мира и его особенности поведения.

Во – первых, дети пяти и шестилетнего возраста одинаково ориентированы на получение впечатлений из окружающего мира, на активное его познание.
Во – вторых, они испытывают потребность в участии в общественной жизни и признании своих достижений референтной (значимой для них в наибольшей степени) группой.
В – третьих, отличительной особенностью шестилетних детей и пятилетних  детей является потребность быть не просто активным членом группы, но и со-участником её, т.е. иметь возможность чувствовать и переживать вместе с группой

Ребенку при совершении покупки и приобретении какого – либо товара необходим интерес к предмету покупки, то есть товар должен иметь эмоциональный положительный заряд для ребенка. Конечно, немаловажным фактором является наличие значимой информации о товаре, которую ребенок может получить уже из существующего собственного опыта, средств массовой информации или от мнения значимых для него взрослых.

Прежде чем начать рассуждать на тему, а что делать родителям и как учить детей совершать покупки и выбирать, важно еще упомянуть существующие формы потребления детьми дошкольниками и как эти формы могут влиять на формирование определенных социально – психологических характеристик ребенка и поведения по отношению к окружающем миру.

Гусева Т.В. в результате своего исследования «Потребительское поведение детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации» выделила две формы потребления детей: пассивное и активное.

Активное потребление проявляется тогда у ребенка, когда он вовлечен в процесс совершения покупок, он знает стоимость и ценность денег, он начинает лучше ориентироваться в современных экономических реальностях, обращает внимание на цену предлагаемого товара, удобство его приобретения, длительность использования и надежность товара. Представители этой группы чаще всего имеют деньги в собственном распоряжении и умеют ставить перед собой цель приобретения понравившейся вещи и способны достаточно долго удерживаться от растрат на приобретение мелких покупок.  Как показывают исследования, у таких детей формируется альтруистическое отношение к миру, они учатся выбирать, сравнивать, оценивать, что закладывает фундамент для взрослого развития.

Существует также и другая форма – пассивное поведение. Основное отличие от предыдущей группы – отсутствие денег в свободном распоряжении и неучастие ребенка в процессе совершения покупки. Дошкольники этой группы не стремятся к освоению экономического пространства, плохо ориентируются в социально-экономической реальности. Они плохо ориентируются в ценах, не обращают внимание на качество товара. При неожиданном получение денег стремятся сиюминутно их потратить на товар личного пользования. Дошкольники из этой группы в меньшей степени ориентируется на поведение ближайших значимых взрослых, то есть родителей, примером поведения начинают служить другие взрослые, реклама.  Такая форма поведения не является хуже предыдущей, это просто другая сторона «монеты», которую также стоит учитывать родителям, когда они задумываются о том, брать с собой ребенка в магазин или нет, давать ему карманные деньги или нет.

Когда родители идут в магазин вместе с ребенком, важно объяснять, что и зачем они покупают, сколько это стоит. Придя домой, можно еще раз обговорить, что было куплено и зачем это необходимо семье, как, кем и когда это используется.
Важно объяснять ребенку ценность денег, откуда они берутся и каким способом достаются родителям. Важно также объяснять и показывать ребенку, что даже от отсутствия денег в семье родители не перестают любить его, принимать и слышать. Если в семье действительно не хватает денег на приобретение желанной игрушки или какой – то вещи для ребенка, важно говорить про свои актуальные чувства и ощущения ребенку, грустить про то, что не удается купить то, что он так хочет и что в будущем можно понемногу копить и нужная сумма появится.
Для детей дошкольного возраста ведущей формой деятельности является игра: родители могут сделать детский вариант монополии, с придуманными деньгами и товарами, играть вместе с ним, тогда ребенок будет прислушиваться к их мнению, а не мнению взрослых «с улицы», рекламы.

В процессе научения ребенка обращению с деньгами начинают формироваться партнерские отношения между ребенком и взрослыми. Но важно помнить, что для ребенка в дошкольном возрасте важна поддержка, принятие и внимание со стороны взрослых. Давая возможность совершать выбор, родителям важно помнить, что ребенок пока только учится этому и ожидать «взрослых» поступков и рациональных, обдуманных решений не стоит, важно принимать то, что есть и поддерживать ребенка на каждом шаге, объяснять пользу от того или иного выбора, почему он лучше или хуже. Форма экономической игры (например, упрощенная монополия, имитация бартерного обмена) помогает родителям установить определенную форму, «правила» взаимодействия с ребенком, в рамках которой ребенок усваивает формы потребления.
Родители, помните, конечно, что ребенок прежде всего будет усваивать ваши правила экономического поведения и ваши установки по отношению к потреблению, ваши «границы» в этом вопросе.



Просмотров: 275
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Патологические привычки детей. Что важно знать родителям.
  • Быть занятым, Насколько это важно для детей. Рекомендации родителям
  • Почему так важно родителям поддерживать хороший контакт с ребенком?
  • О чем важно помнить, отправляя ребенка в лагерь
  • Почему так важно любить своего ребенка
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Почему родителям так важно иметь увлечения.
  • Что важно помнить родителям и другим взрослым, у которых дети входят в подростковый возраст.
  • Ребенка любить! И почему это важно
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Почему важно учить детей играть друг с другом!
  • Развивать ребенка важно и нужно, но как избежать ошибок?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Мозг ребенка: что важно о нем знать
  • Как правильно выбирать книги для покупки с точки зрения психологии денег
  • Выгода от детской несостоятельности. Что об этом важно знать родителям!?
  • Почему важно хвалить ребенка?
  • Правило денег №1. Когда мы теряем свои деньги?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Почему так важно прощать ребенка сразу
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что важно развивать у ребенка?
  • Знакомство ребенка с эмоциями, как и главное, почему это важно?
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Как важно носить ребенка на руках



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь