Исследование понятия «ценность» в психологии

Исследование понятия ценность в психологииЧеловечество и человек в отдельности существуют в мире ценностей. Весь мир, охватывающий человека, рождает у него отношение, заключающее в себе ценностный момент.

В начале ХХ века проблема «ценностей» была перемещена в сферу конкретно-научных исследований. Значимыми были работы психологов: В. Франкла, Г. Олпорта, Л. Кольберга, А. Маслоу, М. Рокича, Э. Фромма и др. Среди отечественных ученых можно выделить: В.А. Ядова, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, В.П. Тугаринова и др. [1].

Сложности с определением понятия «ценность» связаны изначально с тем, что ценность представляет собой предельное или «простое» понятие, несводимое к другим сложным понятиям. В.И. Кабрин говорит о том, что «вездесущность ценностного процесса в жизненном универсуме человека» и безграничность ценности, указывает на распространённое в науке плавное сведение ценностей к схожим феноменам и на сближение ценностей с перечнем поступков, ситуаций, предметов [7]. Х.М. Вегас полагает, что неопределимость понятия «ценность» связана с тем, что это исконное, первичное понятие, не переводящееся ни в какое другое [4].

В словаре Е.М. Удовиченко ценность обозначается как стержневое аксиологическое понятие, раскрывающее их положительную или отрицательную потребность для субъекта, социальной группы или социума в целом. Ценности предстают как объект влечений, целей, в общем как - смысл бытия. Важным моментом является то, что ценность отталкивается не от самого предмета, а от отношения к нему с точки зрения субъекта. Ценности могут быть разделены на две группы - ценности материальные (утилитарные) и духовные (возвышенные). При этом разделение ценностей на группы относительно [20].

С.А. Лебедев определяет ценности как существенные универсальные цели и эталоны (нормы) [8].

С.Ю. Головин считает, что ценности представляют собой продукт жизнедеятельности групп и социальных единств, человечества в целом, являющимся единым субъектом. Выделяется три формы существования ценностей:

1. Социальный эталон - сформированное общественным сознанием, включающее в себя теоретическое представление об определениях «должного» во всевозможных сферах жизни общества. Данные ценности делятся на общечеловеческие и конкретно-исторические;

2. Объективированная форма, заключающаяся в произведениях материальной и духовной культуры, а также человеческих поступках - конкретных предметных воплощений общественных ценностных идеалов;

3. Ценности социальные, модифицируясь посредством призмы индивидуальной жизнедеятельности, переходят в психологическую структуру личности, представляющиеся как личностные ценности, являя собой источник мотивации поведения личности [6].

По мнению Э.А. Арутюняна, в глобальном смысле есть ценности социальные и личностные. Процесс перехода социальных ценностей в личностные реализовывается через включенность личности в социальные взаимодействия, а именно в «микросреду», представляющую собой социальную группу, проявляющую себя передатчиком ценностей общества [2, с.32].

С точки зрения Л.П. Буевой, ценности представляют собой связующее звено введения личности в коллективную деятельность, в процесс постижения и осуществления ценностей конкретного общества, обеспечивая т.о., способы контроля социального поведения согласно с ценностями и целями воспитания среды и функционирования социальных групп. Также она даёт личности возможность социального развития и адаптации [3].

В процессе накопления жизненного опыта вырабатываются ценности личностные, которые должны содержать в себе смысловое, эмоционально переживаемое, затрагивающее личность отношение к жизни. Ценности личностные представляют собой механизм детерминации личной жизнедеятельности социокультурными регуляторами, являющимися в психологической структуре личности, при этом проявляясь связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности. Процесс интериоризации социальных ценностей в ценности личностные может проходить с аномалиями, вызывая девиантные структуры ценностей личностных. Как нормальное, так и девиантное формирование ценностной сферы личности совершается под непосредственным воздействием ценностей первичных малых групп - семьи [23].

М.С. Яницкий говорит о том, что особенности и закономерности процесса формирования системы ценностных ориентаций личности - обусловливаются воздействием разнообразных внутренних и внешних факторов: степенью развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы, особенностями общественной среды, характером и формой психологического воздействия, спецификой нарушений психической деятельности. Преобладание в личной ценностной системе той или другой группы ценностей, может быть определено воздействием надлежащих психологических механизмов ее формирования, свойственных данной стадии индивидуального развития. В связи с этим можно говорить о том, что различные ценности могут обладать разным происхождением [25].

В психологии ценности описываются через элементы сознания личности, а именно через интересы, убеждения, принципы, мировоззрение и т.п. Ценности делаются фактом сознания и открываются в стремлениях, идеалах, убеждениях, интересах и других структурах личности, представляя содержательную структуру направленности, показывая внутреннее основание ее отношения к действительности. Подходы к осмыслению ценностей анализируются в разнообразных аспектах исследования свойств личности. Б.Ф. Ломов писал о том, что независимо от разнообразных определений понятия «личность», во всех отечественных концепциях ее основной характеристикой является направленность, являющаяся системообразующим свойством личности, обусловливающим весь ее психический склад. Автор описывает направленность в качестве взаимосвязи того, что личность обретает и принимает от социума (ценности), и, что она ему приносит, добавляет в его формирование [11, с.37]. Следовательно, направленность обнаруживает субъективные ценностные отношения личности к многообразным сферам реальности.

В.П. Тугаринов выделяя психологический характер ценностей как объекта направленности личности, употребляет понятие «ценностные ориентации», предназначаемые им как направленность личности на те или иные ценности [19].

По В.Н. Мясищеву, содержание личности представляется совокупностью отношений к предметному содержанию опыта человека и связанной с этим системой ценностей. Личность выступает иерархической динамической системой личных отношений, вырабатываемой в процессе развития, воспитания и самовоспитания. «Доминирующее отношение», являющееся собственно направленностью личности, связано с решением вопроса о смысле жизни [15].

Исследование социальной связанности личностных отношений охватывает значительное место в отечественной психологии, по причине того, что личность не может анализироваться раздельно от социальной среды, общества. Л.С. Выготский предложил понятие «социальная ситуация развития», т.е. развитие личности определено постижением субъекта ценностей культуры, опосредованное процессом общения. Ученый заметил, что значения и смыслы, возникая в отношениях между людьми, благодаря интериоризации «вращиваются» в сознание субъекта [5].

Процесс интериоризации, по мнению Л.С. Выготского, происходит в основном в моменты общения людей. Ученый говорил о «передаче переживаний». Следуя логике развертывания идей активности, опосредствованности и интериоризации социальных отношений, личность предстаёт в качестве оригинального синтеза личных качеств самого индивида и интериоризированных субъектно-интенциональных качеств других [17].

С точки зрения А.В. Петровского, взгляды Л.С. Выготского на данную проблему подводят к осознаванию личности как специфической формы организации взаимной активности данного индивида и других индивидов, где реальное бытие индивида связано с идеальным бытием других индивидов в нем (аспект индивидуальности) и где при этом индивид идеально изображен в реальном бытии других людей (аспект персонализации). В связи с этим ученые предполагают, что на обусловленном этапе социального развития личностное как системное качество индивида принимается играть роль особой социальной ценности, оригинального примера для постижения и осуществления в индивидуальной деятельности людей [17].

В.А. Ядов в своей «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности» обосновывает иерархическую организацию системы диспозиционных образований. Автор отмечает, что высший уровень диспозиций личности выступает через систему ее ценностных ориентаций, отвечающих высшим социальным потребностям и соответствующим отношениям человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Согласно В.А. Ядову, ценностные ориентации в качестве высшего уровня диспозиционной системы всецело зависят от ценностей социума в целом, с которым себя идентифицирует личность. Ценностные ориентации, обусловливающие витальные цели человека, изъявляют то, что проявляется для него наиболее важным и располагает для него личностным смыслом [24].

По Д.А. Леонтьеву, ценности - подлинно функционирующие имманентные регуляторы деятельности индивидов, воздействующие на поведение независимо от их воссоздания в сознании, не отвергающие существование не совпадающих с ними как по содержанию, так и по психологической натуре сознательных убеждений или представлений субъекта о своих ценностях [10].

Д.А. Леонтьев сформулировал три формы существования ценностей, переходящие одна в другую: 1) социальные эталоны, сформированные общественным сознанием, а также находящиеся в нем совокупные представления о совершенстве в разнообразных сферах социальной жизни; 2) объекты, олицетворяющие эти эталоны в действиях или творениях конкретных людей; 3) мотивационные структуры личности («модели должного»), влекущих ее к предметному олицетворению в своей деятельности социальных ценностных идеалов [9].

Д.А. Леонтьев выделяет потенциальные группировки ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальные ценности противопоставляются следующим образом: конкретные ценности бытия/абстрактные ценности; ценности профессиональной самореализации /ценности личной жизни; личные ценности/ценности межличностных отношений; активные ценности/пассивные ценности. Инструментальные ценности представлены следующими дихотомиями: этические ценности/ценности межличностного взаимодействия/ценности профессиональной самореализации; индивидуалистические ценности/конформистские ценности/альтруистические ценности; ценности самоутверждения/ценности принятия других; интеллектуальные ценности/ценности непосредственно-эмоционального мироощущения [9].

Обращаясь к зарубежным источникам - ценность, по М. Рокичу, это «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [27, с. 5]. Согласно М. Рокичу, ценностям личности свойственны следующие признаки: «начало» всех ценностей наблюдается в культуре, социуме и личности; воздействие ценностей можно видеть почти во всех изученных социальных феноменах; ценности, представляющие собой достояние человека, находятся в небольшом количестве; люди владеют одинаковыми ценностями, отличающимися степенью значимости; ценности сформированы в системы [27, с. 3].

М. Рокич определяет два типа ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальныеценности (цели) - убеждения в том, что обусловленные конечные цели субъективного существования с личной и общественной точек зрения достойны того, чтобы к ним стремиться. Инструментальныеценности (средства) - убеждения в том, что обусловленный образ действий с личной и общественной точек зрения предпочтителен в любых ситуациях [27, с. 3].

Делая обобщённый вывод по определениям ценностей зарубежных исследователей, Ш. Шварц и У. Билски выделяют следующие стержневые их характеристики: 1) ценности - убеждения, не являющиеся исключительно объективными и неэмоциональными идеями. При активации ценности сливаются с чувствами и окрашиваются ими; 2) ценности - цели, к которым человек стремится, а также тип поведения, содействующий достижению этих целей; 3) ценности не имеют ограничений действиями и ситуациями; 4) ценности выдвигаются как эталоны, стандарты, руководящие выбором или оценкой действий, людей, ситуаций; 5) ценности имеют иерархию, расположены в порядке возрастания по важности сравнительно друг друга [28].

Ш. Шварц и У. Билски определяют дихотомии ценностей: ценности сохранения; ценности видоизменения; ценности самоопределения; ценности самовозвышения [28].

Э. Фромм отмечает тот факт, что человеку характерна потребность искать ответы на вопрос о смысле существования, устанавливая стандарты и ценности, согласно которым он должен жить. В теории Э. Фромма сообщается о специфичных формах отношения человека к миру, а именно о том, что человек является соединенным с миром благодаря процессам ассимиляции и социализации. Характеристики возникновения и взаимосвязи данных процессов основывают образ социального характера, обусловливая направленность субъекта на надлежащую систему ценностей [22, с.24].

В теории К. Роджерса стержневым понятием является «самость», определяющаяся как «организованная, подвижная, но последовательная концептуальная модель восприятия характеристик и взаимоотношений «Я», или самого себя, и вместе с тем система ценностей, применяемых к этому понятию». Самость содержит в себе как «непосредственно переживаемые организмом», так и неассимилированные, «интроецируемые» ценности, ложно интерпретируемые человеком как свои. К. Роджерс говорит о том, что «именно организм поставляет данные, на основе которых формируются ценностные суждения». Предположение ученого заключается в том, что как внутренние, так и внешние ценности вырабатываются или приобретаются в том случае, если они определяются как содействующие сохранению и упрочению организма [18, с. 73].

А. Маслоу говорит о самоактуализации как о процессе, разрешающем раскрываться своему личному жизненному опыту, доверяющем своим чувствам и мыслям. Самоактуализирующиеся люди обладают личной, практически независимой и различающейся с общепринятой системой нравственных ценностей [14]. Человек избирает для себя высшую ценность, обращаясь к своей природе [13].

В теории А. Маслоу группы ценностей располагаются в вертикальной иерархии. Автор определяет две главные группы ценностей: Б-ценности (бытия) - высшие, свойственные самоактуализирующимся людям (правда, добро, единство, справедливость); Д-ценности (дефициентные) - низшие, направленные на удовлетворение фрустрированной потребности (мир, покой, сон, безопасность) [12].

Г. Олпорт, считает источником большинства ценностей личности нравственность социума. Этические нормы и ценности вырабатываются и сохраняются благодаря внешнему подкреплению, играя при этом скорее роль орудий, условий достижения внутренних ценностей, представляющими собой цели личности. Модификация средств в цели, обращение внешних ценностей во внутренние, ученый именует «функциональной автономией», означающей процесс видоизменения «категорий знания» в «категории значимости» [16, с. 133].

Под личностными ценностями В. Франкл понимал «универсалии смысла», свойственные большинству членов социума, всему человечеству в процессе его исторического развития. По мнению В. Франкла, личная значимость ценности сопутствует осознаванию ответственности за ее осуществление [21, с.288].

Л. Колберг определяет три уровня моральных суждений: предконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. На предконвенциональном уровне нравственные ценности несут внешний характер, базирующийся на принципе выгоды. На первой стадии ребёнок покоряется нормам и правилам, избегая наказания. На второй стадии ребёнок подчиняется нормам и правилам с целью получения награды или выгоды. Конвенциональному уровню свойственна социальная конформность, склонность к удержанию определенного распорядка, традиций и правил. Нормы и ценности ближайшего окружения интериоризируются, превращаются во внутреннюю потребность, сформированную на внешнем авторитете. На третьей стадии повиновение нормам обусловливается стремлением «быть хорошим», избегая осуждения со стороны значимых близких. Четвертая стадия характеризуется ориентацией на систему ценностей социума, а поведение контролируется желанием избежать как порицания со стороны властей, так и чувства вины из-за неоправдания своего долга. Постконвенциональный уровень отвечает ориентации на личные нравственные принципы, формированию независимой системы моральных ценностей. Индивидуальные ценности могут не соответствовать ценностям референтной группы. На пятой стадии субъект совершает поступки согласно личным ценностям и принципам, почитая и правила данного социума и ценности окружающих людей, действуя ради общего счастья. Шестая стадия, обусловливается ориентацией и пристрастием к универсальным моральным принципам [26].

Таким образом, проведенный теоретический анализ, позволяет сделать следующие выводы.

Человечество обитает в мире ценностей. Но при этом при определении понятия «ценность» возникают сложности, т.к. данное понятие предельное или «простое» понятие, несводимое к другим сложным понятиям.

На современном этапе развития науки существует достаточное количество определений понятия «ценность», как у зарубежных, так и российских учёных. При этом приведённые авторы сходятся в том, что ценность предстаёт через личностное и общественное определение материальных и внутренних предметов окружающего мира, раскрывающее их положительную или отрицательную потребность для личности, социальной группы или общества в целом.

В широком смысле ценности бывают социальные и личностные. Также можно говорить о том, что ценности представляют собой связующее звено введения личности в коллективную деятельность, в процесс постижения и осуществления ценностей конкретного общества, обеспечивающих контроль социального поведения согласно с ценностями и целями воспитания среды и функционирования социальных групп.

Литература:

1. Алишев Б.С. Психологическая теория ценности: Системно-функциональный подход [электронный ресурс]. 

2. Арутюнян Э.А.Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности // Образ жизни и ценностные ориентации личности. - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1979. С. 49-61.

3. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1968. - 268 с.

4. Вегас Х.М. Ценности и воспитание. Критика нравственного релятивизма. СПб.: Изд-во СПб. ун-та; Изд-во Рус. христ. гум. акад., 2007. - 225 с.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога [электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/cenost.

7. Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. - Томск: Изд-во ТГУ, 1992. - 225 с.

8. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов [электронный ресурс]. 

9. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации [электронный ресурс]. 

10. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, 1998. - №1. - С.13-25.

11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 446 с.

12. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 165 с.

13. Маслоу А. Психология бытия: Пер. С англ. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. - 304 с.

14. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: Пер с англ. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.

15. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 35-38.

16. Олпорт Г. Личность в психологии: Пер. С англ. - М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. - 345 с.

17. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1984. - 272 с.

18. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: Пер. С англ. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. - 320 с.

19. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 124 с.

20. Удовиченко Е.М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс) [электронный ресурс]. 

21. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. С англ. и нем. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

22. Фромм Э. Психоанализ и этика: Пер. С англ. - М.: Республика, 1993. - 415 с.

23. Энциклопедический словарь Слово о человеке [электронный  ресурс]. 

24. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социол. журн. - 1994. - № 1. - С. 35-52.

25. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [электронный ресурс]. 

26. Kohlberg L. Moral stages and moralization: The cognitive developmental approach // Moral development and behavior: Theory research and Social issues. - N.Y., 1976. - P.31-53.

27. Rokeach M. The nature of human values. - N.Y., Free Press, 1973.

28. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. - Vol.58. - № 5. - P. 550-562.



Просмотров: 666
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О ценности человека, об эффективности аутентичной личности
  • О собственной ценности и значимости и о формировании личности в младенчестве
  • Фундамент личности. Ваши ценности - как осознать?
  • Ценность женщины. Упражнение на определение своей ценности.
  • Ценность ценности рознь
  • Семейные ценности. В чем ценность для ребенка
  • Ценности и отношение к ним. Работа с ценностями.
  • Ценность больших событий или когда меняются ценности
  • Ценности человека и смыслы его жизнедеятельности в контексте консультативных теорий
  • Направленность на приобретение знаний как ценности
  • Поговорим о зависимых? Часть вторая: Цели – ценности – убеждения
  • Суицид и ценности человека
  • Ценности и цели, зачем они нужны
  • Смыслы жизни и ценности
  • Старые новые ценности жизнеутверждающей психологии
  • Философия гештальта. Ценности и смыслы в реальной жизни.
  • Цели и ценности - движущая сила эволюции
  • Воздействие на «теневые» ценности, или Социальная онкология
  • Воздействие на «теневые» ценности, или Социальная онкология
  • О ценности жизни...
  • Про ценности в жизни
  • Альтруизм и нравственность как сущностные ценности человека в работе практикующего психолога
  • О ценности теоретической множественности современной психологии для психологической терапии
  • Уверенность в себе 5. Убеждения и ценности, которые поддерживают неуверенность.
  • Как избавится от чувства личной несостоятельности? Простая практика обретения собственной ценности
  • О ценностях и ценности самой жизни. Выход на более высокий уровень.
  • Самооценка. Нет ценности себя.
  • О ценности себя в материнстве
  • Отношения основаны только на сексе. Нет ценности себя.
  • Депрессия как утрата ценности жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь