Вперед за белым кроликом. Психологические игры - путь в детство или в будущее?

Автор статьи: Юлия Тарасова

Алхимия любви, Денежный поток, Встреча с собой, Дороги перемен, Послания Вселенной - все чаще в своем окружении мы встречаем приглашения поиграть в трансформационные или психологические игры. Признаюсь, когда я впервые услышала о таких играх, воображение настойчиво рисовало картинки гадания на картах таро или прокачивания энергии через чакры. Видимо, такие у меня ассоциации со словом "трансформационные". И все же любопытство взяло верх над рациональностью, и я открыла для себя дверь в игровой мир. Сейчас я уже сама провожу психологические игры и слову "трансформационные" предпочитаю слово "развивающие", но давайте обо всем по порядку.

Вперед за белым кроликом Психологические игры  путь в детство или в будущее
Будучи психологом, я регулярно вижу в профессиональных сообществах обсуждения психологических игр, и они редко обходятся без накала страстей - противники и сторонники такого формата работы эмоционально отстаивают свои точки зрения. Основной прицел критики: игра не воспринимается всерьез, и поэтому не может лежать в основе проработки серьезных психологических вопросов. Попробуем разобраться что же это за формат - психологическая игра, и для каких целей ее уместно применять.

Насыщенность современной жизни приводит к тому, что люди берут на себя все больше ответственности, стараясь делать то, что нужно, быстрее, чтобы успеть больше. И все это происходит в условиях максимальной концентрации внимания и серьезности: мы тут не ерундой какой-то занимаемся, нам не до шуток. Многозадачность - и как итог стресс, нарушения внимания, снижение эффективности. Качественный досуг становится жизненно необходимым для восстановления сил. Несколько лет назад, как один из видов досуга в жизнь активно вошли настольные игры. Тренд стал буквально глотком воздуха для взрослых, серьезных, ответственных людей - игровые клубы, магазины, тайм-кафе, игровые фестивали и посиделки с друзьями стали частью повседневной жизни. Игра подсознательно воспринимается как удовольствие родом из детства - ролевые игры, компьютерные, настольные, квесты - все это вызывает интерес, азарт и дает передышку мозгу. Профессионалы из разных сфер деятельности стали задумываться о том, как можно использовать игру в развивающих целях для того, чтобы она приносила не только удовольствие, но и пользу. Стереотипно полезные занятия воспринимаются как требующие напряжения, тогда как в игре можно отдохнуть и получить удовольствие. Управленцы, специалисты по обучению, HR-специалисты, маркетологи, консультанты и психологи начали применять в работе элементы игропрактики - использования игровых элементов. Игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Появилось даже слово эдьютейнмент (англ. edutainment) - различные формы обучения без принуждения, буквально образовательное развлечение, обучение через развлечение, обучение как приключение. Разработчики Атласа профессий будущего (http://atlas100.ru/) не могли проигнорировать это и включили в список такие професси как Игромастер, Игропрактик, Игропедагог.


Психологи в своей работе используют различные игровые элементы, упражнения, ассоциативный и метафорический материал, песочную терапию, арт-терапию и другие проективные методики. Такие методики - один из методов психодиагностики, основанный на выявлении различных проекций в условиях эксперимента с последующей их интерпретацией.

Психологическая игра – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Основой психологических игр также стали проективные методики. Психологическая игра может помочь человеку исследовать себя, повысить самооценку, развить потенциальные возможности, выявить внутренние конфликты, страхи, уменьшить беспокойство и чувство вины. Спонтанные и направленные элементы игры — взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное — возможность импровизации, что само по себе может стать для игрока полем для исследования и развития. Приобретение разнообразного опыта в процессе игры происходит постепенно и незаметно. Игра способствует созданию взаимодействия между участниками группы, снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет исследовать свои привычные модели поведения в различных ситуациях. В игре человек оказывается свободным от социальных ожиданий реальной жизни, а, значит, перед ним раскрываются широкие возможности самовыражения, что зачастую сложно для развития в реальных отношениях с миром.

Как и при групповой психотерапии психологическая игра создает особый контекст, в котором люди, естественным образом взаимодействуя друг с другом, приобретают новые знания о других и о себе. В процессе взаимодействия участники игры помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. Затем участники переносят эти способы взаимодействия в реальную жизнь. Наблюдая за другими в процессе игры и становясь участником игрового дискуссионного поля, участник обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется в реальной жизни. Игровой формат способствует тому, что каждый участник получает возможность свободного самовыражения, без критики и оценок, опыта неуспеха и отвержения. Важно также то, что степень глубины самоисследования каждый участник регулирует сам в комфортных для него рамках. С учетом этого ведущему важно быть скорее модератором и проводником и не брать на себя ответственность за интерпретации ассоциаций и метафор, появляющихся в процессе игровой механики. Результат игры в буквальном смысле слова складывается из материала заказчика - каждый участник находит ответы на свои вопросы сам через игровые инструменты и взаимодействие с другими участниками.


Важно иметь в виду тот факт, что психологическая игра как формат не является универсальным инструментом, не заменяет психотерапию и не может применяться
отдельно от возможности дальнейшей терапевтической проработки выводов и открытий, которые были получены участником в процессе игры. С учетом этого крайне важно наличие у ведущего игры психологического образования и опыта групповой и индивидуальной психологической работы.

Для кого этот формат и с какими запросами можно эффективно работать через игру? Игра может помочь участнику:

  • развить более позитивную «Я-концепцию»;
  • стать более ответственным в своих действиях и поступках; выработать стратегии управления своей жизнью; в большей степени полагаться на самого себя;
  • провести своеобразную инвентаризацию своих ресурсов и их пожирателей, а через это снизить тревожность;
  • научиться целеполаганию и преобразовывать мечты в цели и задачи;
  • выявить и трансформировать убеждения, установки и принципы, которые мешают идти к своим целям;
  • выработать большую способность к самопринятию и самостоятельному принятию решений;
  • развить внутренний источник самооценки и обрести веру в самого себя.

Игра также развивает творческое и ассоциативное мышление, способствует развитию чувства юмора и легкого отношения к себе и к жизни. Игра может стать первым шагом для тех, кто не знаком с групповыми видами психотерапии, но есть желание попробовать. Игра также может быть полезна тем, у кого есть необходимость решить один локальный небольшой вопрос в жизни.


Кроме этого психологическая игра как явление на стыке психологии и развлечения может стать отличным сопровождением групповых мероприятий: встреча друзей, девичник, встреча выпускников, встреча учебного или рабочего коллектива и т.п.

Успех прохождения игры зависит от профессионализма ведущего, взаимодействия в группе, создания оптимальных условий (помещение, время) и наличия необходимых средств и материалов.

Мой вывод: психологическая игра с профессиональным ведущим - это интересно, весело, полезно, красиво и совершенно не страшно )



Просмотров: 867
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Трансформационные игры - Игра или Трансформация?
  • Почему игра так много значит? 12 правил успешной игры.
  • Игры без правил или игра в правду
  • Игра "Эксперт" + ссылка на мою книгу "ТА-Риторические игры"
  • Три типа опыта Души или как игра Speedy Coaching может помочь нам в духовном росте?
  • Жизнь, Игра, сцена, закулисье: «Игра прошла по нашим тонким местам»
  • Психологическая игра "Лепешка " для детей 6-10 лет
  • Какая классная игра - волейбол! (семейные отношения - игра на чужом поле)
  • Психологическая трансформационная игра "Сказочный покер"
  • Психологическая игра "Ценности" в практике психолога.
  • Трансформационная психологическая игра "За красной дверью"
  • Что наша жизнь? Игра! ( Психологическая)
  • Пост-игровая психологическая консультация (по следам психологической игры "Освобождение")
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.2: Игры и эксперименты]
  • Психологическая игра "Алкоголик"
  • Ксенобиология или жизнь фантастических существ. Психологическая игра…
  • Психологическая игра Путь сказочного героя
  • Психологическая игра, что это?
  • Психологические игры. Как "мафия" развивает эмоциональный интеллект?
  • Психологическая игра “Мафия”
  • Психологическая игра «Перезагрузка».
  • Игры Vislinsky – коммуникативные развивающие онлайн игры
  • Психологическая техника «Игра в Андерсена»
  • Психологические трансформационные игры - что это?
  • Трансформационные психологические игры
  • Психологические трансформационные игры
  • Мистерия желаний - трансформационная психологическая игра
  • Психологическая игра «Смотрите, как я старалась (старался)!»
  • Игра, как психологическая помощь детям и подросткам.
  • Психологическая трансформационная игра «Детские Дворики».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь