|
Вперед за белым кроликом. Психологические игры - путь в детство или в будущее?Автор статьи: Юлия Тарасова
Алхимия любви, Денежный поток, Встреча с собой, Дороги перемен, Послания Вселенной - все чаще в своем окружении мы встречаем приглашения поиграть в трансформационные или психологические игры. Признаюсь, когда я впервые услышала о таких играх, воображение настойчиво рисовало картинки гадания на картах таро или прокачивания энергии через чакры. Видимо, такие у меня ассоциации со словом "трансформационные". И все же любопытство взяло верх над рациональностью, и я открыла для себя дверь в игровой мир. Сейчас я уже сама провожу психологические игры и слову "трансформационные" предпочитаю слово "развивающие", но давайте обо всем по порядку.
Насыщенность современной жизни приводит к тому, что люди берут на себя все больше ответственности, стараясь делать то, что нужно, быстрее, чтобы успеть больше. И все это происходит в условиях максимальной концентрации внимания и серьезности: мы тут не ерундой какой-то занимаемся, нам не до шуток. Многозадачность - и как итог стресс, нарушения внимания, снижение эффективности. Качественный досуг становится жизненно необходимым для восстановления сил. Несколько лет назад, как один из видов досуга в жизнь активно вошли настольные игры. Тренд стал буквально глотком воздуха для взрослых, серьезных, ответственных людей - игровые клубы, магазины, тайм-кафе, игровые фестивали и посиделки с друзьями стали частью повседневной жизни. Игра подсознательно воспринимается как удовольствие родом из детства - ролевые игры, компьютерные, настольные, квесты - все это вызывает интерес, азарт и дает передышку мозгу. Профессионалы из разных сфер деятельности стали задумываться о том, как можно использовать игру в развивающих целях для того, чтобы она приносила не только удовольствие, но и пользу. Стереотипно полезные занятия воспринимаются как требующие напряжения, тогда как в игре можно отдохнуть и получить удовольствие. Управленцы, специалисты по обучению, HR-специалисты, маркетологи, консультанты и психологи начали применять в работе элементы игропрактики - использования игровых элементов. Игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Появилось даже слово эдьютейнмент (англ. edutainment) - различные формы обучения без принуждения, буквально образовательное развлечение, обучение через развлечение, обучение как приключение. Разработчики Атласа профессий будущего (http://atlas100.ru/) не могли проигнорировать это и включили в список такие професси как Игромастер, Игропрактик, Игропедагог.
Психологическая игра – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Основой психологических игр также стали проективные методики. Психологическая игра может помочь человеку исследовать себя, повысить самооценку, развить потенциальные возможности, выявить внутренние конфликты, страхи, уменьшить беспокойство и чувство вины. Спонтанные и направленные элементы игры — взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное — возможность импровизации, что само по себе может стать для игрока полем для исследования и развития. Приобретение разнообразного опыта в процессе игры происходит постепенно и незаметно. Игра способствует созданию взаимодействия между участниками группы, снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет исследовать свои привычные модели поведения в различных ситуациях. В игре человек оказывается свободным от социальных ожиданий реальной жизни, а, значит, перед ним раскрываются широкие возможности самовыражения, что зачастую сложно для развития в реальных отношениях с миром. Как и при групповой психотерапии психологическая игра создает особый контекст, в котором люди, естественным образом взаимодействуя друг с другом, приобретают новые знания о других и о себе. В процессе взаимодействия участники игры помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. Затем участники переносят эти способы взаимодействия в реальную жизнь. Наблюдая за другими в процессе игры и становясь участником игрового дискуссионного поля, участник обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется в реальной жизни. Игровой формат способствует тому, что каждый участник получает возможность свободного самовыражения, без критики и оценок, опыта неуспеха и отвержения. Важно также то, что степень глубины самоисследования каждый участник регулирует сам в комфортных для него рамках. С учетом этого ведущему важно быть скорее модератором и проводником и не брать на себя ответственность за интерпретации ассоциаций и метафор, появляющихся в процессе игровой механики. Результат игры в буквальном смысле слова складывается из материала заказчика - каждый участник находит ответы на свои вопросы сам через игровые инструменты и взаимодействие с другими участниками.
Для кого этот формат и с какими запросами можно эффективно работать через игру? Игра может помочь участнику:
Игра также развивает творческое и ассоциативное мышление, способствует развитию чувства юмора и легкого отношения к себе и к жизни. Игра может стать первым шагом для тех, кто не знаком с групповыми видами психотерапии, но есть желание попробовать. Игра также может быть полезна тем, у кого есть необходимость решить один локальный небольшой вопрос в жизни.
Успех прохождения игры зависит от профессионализма ведущего, взаимодействия в группе, создания оптимальных условий (помещение, время) и наличия необходимых средств и материалов. Мой вывод: психологическая игра с профессиональным ведущим - это интересно, весело, полезно, красиво и совершенно не страшно ) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|