|
Мистерия желаний - трансформационная психологическая играАвтор статьи: Бернацкая Ольга Борисовна
Я – аналитический психолог, провожу аналитическую терапию с детьми и юнгианский анализ – со взрослыми. И вот однажды я увлеклась волшебным миром психологической игры… Пространство Игры оказалось мистическим, способным отражать суть участников и их запросы. Психологическая игра позволяет каждому участнику встретиться в защищенном пространстве терапевтического кабинета с «неудобными вопросами», награждает ресурсами! С первой встречи Психологическая Игра стала для меня личным откровением и бесценным профессиональным инструментом для групповой и индивидуальной работы с клиентами! Часто я задаю игре свои вопросы и раскладываю ее, словно пасьянс. И я не перестаю удивляться тому, что ни одна игра не может повториться, что каждый раз она является зеркалом самых сокровенных чувств, переживаний и потребностей. И вот у меня родилась собственная игра - Мистерия желаний. МИСТЕРИЯ ЖЕЛАНИЙ - игра о том, как позволить себе желать… Кажется, чего проще – желаний у каждого много, а вот возможности всегда ограничены. Но на самом деле в практике работы аналитического психолога я встречаю много примеров того, что человек не может встретиться со своими желаниями… Ему может быть страшно… За него всегда желали другие… Осознав свое желание, придется брать ответственность за качество своей жизни, а это очень непросто! Иногда вопрос «Чего я хочу?» вводит человека в ступор. Если вы не знаете своих желаний и боитесь встретиться с ними, то, как Вселенная может их исполнить? Поэтому эта игра для тех, кто готов рискнуть признаться себе в собственных желаниях. Что же такое желание? Желание – одна из форм переживания потребности, для которой характерны осознанность (чего я хочу), понимание мотива (почему я этого хочу) и существует представление о возможных способах удовлетворения (как мне этого достичь). На создание игры меня вдохновили несколько источников. И первым источником вдохновения стала для меня книга Джанетт Рейноуотер. «Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом?». С этой замечательной книги американского психотерапевта началось мое увлечение практикой самонаблюдения и консультативной психологической помощи в период моей учебы в ВУЗе. Практические упражнения, описанные в этом научно-популярном и практическом руководстве, помогали мне самой и первым моим клиентам. Они были одинаково полезны как для индивидуальной работы, так и для групповой, хотя глубину многих представленных техник я могу понять только сейчас, когда я знакома с разными прикладными психологическими теориями и когда веду собственную практику. Автор этой книги позволил мне встретиться с глубинными переживаниями внутреннего мира через образы, сны, фантазию, медитацию и символизировать этот бесценный материал, переводя его в значимые смыслы и осознанные выборы. Вторым источником вдохновения является практическое руководство по семинару Эмпауэрмент (Дэвид Гершон и Гейл Страуб «Эмпауэрмент: искусство творить такую жизнь, какую вы хотите»). Это описание практической технологии работы с собственными убеждениями для обретения внутренней силы на пути личностного роста. Эта технология позволяла сфокусировать целенаправленно свои сознательные усилия на основных областях человеческой жизни: эмоциях, взаимоотношениях, сексуальности, теле, деньгах, работе, духовности. И средствами обретения силы являются способность осознавать свои убеждения, способность быть гибким и открытым новизне, соприкасаться с внутренними образами, способность мыслить метафорически и оставаться открытым переменам. Эта технология оказалась для меня хорошим подспорьем в обработке абстрактных идей и переведение их в конкретные цели. Третьим источником вдохновения явилась теория и практика психосинтеза Роберто Ассаджиоли. В начале 20 века Роберто Ассаджиоли, итальянский психолог, психиатр, гуманист, соединил в своей психотерапевтической практике различные приемы и подходы психотерапии и разработал новый метод лечения, которому дал название «психосинтез». Создание психосинтеза было попыткой соединить всё лучшее, созданное З. Фрейдом,К. Юнгом, П. Жане и др., а также создать возможности для самопознания, самоосвобождения своей личности от иллюзий и перестройки вокруг нового «центра Я». Для достижения внутренней гармонии Ассаджиоли предложил следующий подход: 1) глубокое познание своей личности; 2) контроль над составными частями своей личности; 3) постижение своего «Высшего Я» — выявление или создание объединяющего центра. Практика психосинтеза оказалась для меня технологичной и последовательной системой, которая позволила сделать первые шаги к бессознательному в стремлении к целостности и личностной интеграции. Четвертым источником вдохновения и самым значимым на сегодняшний день для меня является юнгианский анализ. Юнгианский анализ однажды стал для меня ориентиром на пути личного и профессионального поиска, смыслом и вдохновением. Данная игра позволяет соприкоснуться со своим желанием «по юнгиански» - встретиться с архетипическими энергиями собственных желаний и препятствиями на пути их осуществления. В игре предлагается пройти путь от «персонных» желаний к истинным потребностям эго и, возможно, к символической трансформации самой сути желания. В этом помогает работа с символическим материалом и активным воображением. Зигмунд Фрейд признавал наличие как осознанных, так и неосознанных (вытесняемых) желаний. В психоанализе желание понимается как побуждение, психический импульс, направленный на удовлетворение потребности. Вслед за К.Г.Юнгом, автором аналитической психологии, обратимся к колыбели человечества – античности – в поисках архетипичнской мифологемы желания… Мистерия желаний - о чем это? Мисте́рии (от греч. μυστήριον, «таинство, тайное священнодействие») представляли собой театрализованные представления как совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Отдельные виды мистерий, называвшиеся праздниками посвящения (греч. τελεταί όργια) у греков, инициациями (лат. initiatio) у римлян, указывают на присутствие в мистериях высшего религиозного знания и обновления через него (τελετή, initium), а также сильной возбуждённости или экстаза. В мистериях происходил процесс очищения, искупительной жертвы и, отчасти, покаяния в грехах - с одной стороны. И, с другой - процессии, песни, танцы и иные проявления экстаза. Цицерон писал, что самым превосходным и божественным, что дали миру Афины, были Элевсинские Мистерии. Мистерии длились два тысячелетия. Ни один из посвященных древних авторов-мистов ни под каким видом не пролил свет на то, что происходило на самом деле в элевсинских мистериях. По-видимому, авторы были связаны не только клятвами, но, несомненно, чем-то более серьезным и страшным. Посвященный в Мистерии чувствовал себя под защитой богини. Он уже знал, о том, что будет его ждать после смерти. Сами Мистерии давали ему уже при жизни этот опыт загробного существования. Символическое пространство Мистерий может обозначать следующее: посвящаемый в мистерии, будучи отождествленным с богинями (богиня-мать Деметра, Кора (богиня - юная дочь), Персефона (богиня подземного царства), воспринимает богинь как существующих самих по себе. Символическое ритуальное действо происходит одновременно в двух пространствах: пространстве микрокосма, где посвященный отождествлен с богинями, и все действо происходит для объединения частей его души, преодоления оков тела и получения Знания Тайны Жизни; и, одновременно, в пространстве макрокосма – где та же задача осуществляется для мира в целом, в том числе сюда включается и аспект призыва земли к плодородию. Два тысячелетия Мистерии сохраняли и облагораживали человечество в до-христианскую эру. Когда христианство завоевало средиземноморский мир, обряды Деметры уже, возможно, выполнили свою миссию пред человечеством и подошли к концу (пер. Ahhyrr Atman). Наш внутренний мир наполнен желаниями, одни из которых становятся целями, другие – растворяются в океане нашего бессознательного. Они противоречивы, и часто могут исключать одно другое. С какими-то желаниями мы идентифицированы, другие переданы нам от значимых людей через их ожидания. Для того, чтобы желание осуществилось, важно идентифицироваться с ним и обозначить ту часть своей личности, которая нуждается в исполнении этого желания. Каждое желание (или группа желаний) может отражать какую-то субличность – часть нашей личности. Ни одну и них нельзя просто забыть или проигнорировать, иначе тогда наши желания будут воплощать искаженным образом. В процессе игры каждый участник может провести свое Желание Священным путем Мистерий и проверить его на истинность. Наши желания, как кусочки цветного стекла в калейдоскопе, могут представлять хаос, но в какой-то момент, отраженные от нашей внутренней целостности, они выстраиваются в красивую картину и наполняют нашу жизнь смыслом. Самой подходящей метафорой для Мистерий желания для меня оказался образ Рога Изобилия – символ безграничного исполнения всех желаний и потребностей. Этот образ расположен в центре игрового поля. Рог изоби́лия (лат. cornu copiae, устар. Рог благосостояния) — символ изобилия и богатства, восходящий к древнегреческой мифологии. Он изображается большей частью изогнутым, наполненным цветами, плодами и тому подобным, т.е. повёрнутым вверх (реже извергающим их и всяческие блага, т.е. повёрнутым вниз). В произведениях изобразительного искусства влагается в руки маленького Плутоса (бога богатства в древнегреческой мифологии), Фортуны (Тюхе), Геи, также Геракла. В архитектуре изображается на капителях и карнизах, особенно коринфского ордера, также над сводами, под окнами и тому подобными элементами строений. Представление о роге изобилия заимствовано из древнегреческой мифологии, в которой он является принадлежностью козы Амальтеи или обратившегося в быка Ахелоя (Амалфеин рог, Амалфеев рог)[1]. Выражение как поговорочное встречается уже у поэта VI века до н. э. Фокилида: «поле ведь, говорят, рог Амалфеи». Рог изобилия находился в правой руке богини правосудия Фемиды. Амалфея (Амалте́я, Амальте́я (др.-греч. Ἀμάλθεια, букв. «нежная богиня») — в древнегреческой мифологии — легендарная коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса на острове Крит в пещере Козьей горы (др.-греч. Αἰγαῖον ὄρος) в то время, когда богиня Рея прятала юного бога от его отца Кроноса. Когда родился Зевс, коза произвела на свет двух козлят. По Мусею, шкуру этой козы (Эгиду) Зевс использовал для щита во время войны с титанами. По другой версии, это (по Мусею) нимфа, у которой была коза (дочь Гелия). Амалфея была дочерью Гемония и обладала чудесным бычьим рогом. Амалфея повесила Зевса в колыбели на дерево, чтобы его нельзя было найти ни на небе, ни на земле, ни в море, когда его искал Кронос. После своей победы Зевс сделал козу созвездием, а также её козлят. В честь Амалфеи назван астероид Амальтея, открытый в 1871 году, а также спутник Юпитера Амальтея, открытый в 1892 году. Узнала Рея, что вырос и возмужал Зевс. Очень хотелось, чтобы сын был рядом. Ведь только ему было суждено вызволить томившихся во чреве злого отца братьев и сестер. Хитроумная Рея убедила Кроноса в том, что ему нужен верный слуга, который бы наливал ему в чашу нектар — напиток богов. Кронос согласился, и Рея послала за Зевсом. Нимфы в последний раз увили рог козочки Амалтеи зелеными листьями, наполнили его фруктами и угостили Зевса. Зевс съел фрукты до последней ягодки, а потом сказал: — Я дарю вам этот рог, и пусть он всегда будет наполнен фруктами. Так стал рог козочки Амалтеи рогом изобилия, в котором никогда не иссякают вкусные вещи. В более древние времена рог изобилия (как и все, что имело отношение к богатству) был связан с Аидом, царством мертвых. Рог изобилия принадлежал богу богатства Плутосу. Не случайна языковая близость имен Плутоса (Πλοῦτος) и Плутона (Πλούτων), владыки царства мертвых. В своей ранней форме Плутос, как и Плутон, связан с Персефоной. В элевсинских мистериях Плутос (бог богатства) и Плутон (обладатель несметных подземных богатств) отождествлялись. Рог изобилия изображён на государственных гербах Колумбии, Панамы, Перу. В начале XX века рог изобилия изображался на гербах некоторых городов Российской империи. Также этот символ изображён на флагах Нью-Джерси, Харькова, гербе Харькова и печати Нью-Джерси. Что же такое Рог Изобилия? Это символ плодородия и богатства. На античных монетах - символ благополучия государства. В изобразительном искусстве – атрибут божества, раздающего блага, особенно Тихе (Фортуны). В римской мифологии имя Богини Изобилия - Копия (Copia, при copia - богатство, множество; мощь, сила, могущество). Соответственно рог изобилия в латыни - cornu copiae. В мифологическом контексте изобилие принадлежит царству мертвых и, одновременно, это место изначального рождения жизни. Подземный мир, царство мертвых - могила всего и всех, но одновременно - источник всего и всех, в том числе и богатства. Богатство древних захоронений не только должны были служить властителю в ином мире, но и являлись своего рода моделью мира живых, "записью" законов этого мира и его изобилия (ср. рус. домовина 'гроб' и представление о доме как модели мира). Существовал так же славянский обычай хранить зерно для посева в изготовленном заранее гробу. Могила в славянских языках означает "курган, холм". Во многих традициях (например, в индоиранском мифе творения) началу мира предшествует разрушение изначального холма. Самые истинные желания могут быть похоронены в нас под множеством слоев межпоколенческих установок и травм наших предков. Осуществляя раскопки, мы обнаруживаем свои истинные желания, обретаем энергию для их осуществления. Наши желания становятся первоосновой и моделью последующих выборов, принятых решений. В греческой мифологии тема "изначального холма" в редуцированной форме представлена одним из мифов о Пегасе (греч. πηγή 'источник'): ударом копыта Пегас выбил на Геликоне источник Гиппокрену, вода которого дарует вдохновение поэтам. Осуществление желания требует волевых усилий и согласованности сознательных и бессознательных установок. Часто осознание своего истинного желания становится «Пегасом» – крылатым средством для его воплощения, так как мотивирует человека на преодоление трудностей. Тема рога изобилия, связанного с Началом, это одновременно и тема схожих мифологем - Фонтан и Сосуд. В западноевропейских средневековых легендах аналогом мифологических символов изобилия, в том числе и рога изобилия, является Чаша Грааля. Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание дает бессмертие на некоторое время, а также различные блага в виде еды, питья и т. п. Свято́й Граа́ль (старофр. Graal, Grâl, Sangreal, Sankgreal, лат. Gradalis) — в средневековых кельтских и нормандских легендах одно из орудий Страстей — чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя. Легендарные рыцари Круглого стола проводили свою жизнь в бесплодных поисках Святого Грааля, который (вместе с копьём, пронзившим тело Христа), якобы сохранил и привёз в Британию Иосиф Аримафейский. В европейских средневековых романах Грааль трактуется не как чаша, а как камень или некая драгоценная реликвия. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой. Игра "Мистерии желаний" мною проводится в индивидуальном и групповом формате. В индивидуальной работе на определенном этапе индивидуации возникает словно период зависания, закупорки ресурсов и продвижения: слова становятся незначащими или обесцененными, все уже сказано (за 3-4 года аналитической работы), куда двигаться - пока непонятно... И Игра в этот период становится хорошим помощником... Она не требует интерпретаций и комментариев - она просто выводит наружу некие внутренние силы, служит проводником... Не требует слов и комментариев, поэтому хорошо работает с подростками, выступает некоторым ненавязчивым Третьим, при желании с которым можно и не согласиться. В групповой работе игра становится некоторым экраном для проявления индивидуального поиска и при этом способности укреплять свою позицию в плане проявления "брать-давать" в сообществе, осуществляя обмен на символическом уровне. И это оказывается ценным для всех участников игры. Когда Игра не работает? Если участник игры ждет конкретных указаний и буквального воплощения в вопросах и ответах своих скрытых побуждений и действий, когда его психика не способна символизировать, видеть знаки и символы в буквальном и переходить от абстрактных идей к конкретным ответам, и наоборот... В этом случае Игра бессильна...Но может быть хорошей площадкой для прорыва сопротивления. Кто за чем приходит на психологическую игру... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|