|
Как писать психотерапевтические сказкиАвтор статьи: Моря Мария Анатольевна
.
Когда на группах по сказкотерапии предлагаем участникам написать сказку о себе, встречаем возгласы возмущения: «Вы что! Мы не умеем, никогда не писали, да и вообще фантазии не хватает!» И тогда мы предлагаем, взять ручку и листок, и полностью положиться на собственную руку. Да, да именно рука с ручкой волшебным образом перенесут частичку вашей внутренней реальности в сказку, и то, что получиться в итоге, действительно удивит вас. Зачастую, изначальный замысел сильно отличается от того, что получилось. И когда сказка завершена, лавина чувств переполняет участников группы: от волнения и возбуждения до опустошенности. И так происходит не случайно: ведь произошла колоссальная работа нашей внутренней жизни, и наше бессознательное послало нам метафорическое сообщение. Когда сказка написана мы очень осторожно, нежно пытаемся вместе с ее автором проанализировать бессознательный смысл. Ведь открывая потайную дверь сказочного мира другого, мы становимся свидетелями внутреннего расклада человека на данный момент. И здесь нет хорошего или плохого. Здесь, главное какой эмоциональный отклик на сказку возникает у нас и что это значит для самого автора. И самое чарующее, что в следующий раз сказка будет другая и о другом. Ведь в каждой сказке отражается актуальное в этот период жизни. На наши терапевтические группы приходит много мамочек, которые хотят научиться помогать своим детям при помощи сказки. Но прежде чем помогать другим, особенно детям, нам кажется, что необходимо проверить и прочувствовать воздействие сказки на себе. Почувствовать, как глубоки переживания, как порой болезненны чувства, как сложно и страшно узнавать что-то о себе, и как радостно осознавать, что ты не один, узнавать, что есть множество вариантов решения своих проблем, вместо одного-двух привычных, и самое главное, почувствовать поддержку и понимание других людей. !! Хотелось бы поделиться схемой сочинения сказок, которую предложила Дорис Бретт :!! . 1. Обдумайте проблему, которая беспокоит вашего ребенка. «Настройтесь на волну» чувств и переживаний вашего ребенка, пытающегося справиться с этой проблемой. Постарайтесь понять, как данная ситуация воспринимается с детской точки зрения. 2. Сформулируйте основную идею рассказа. Какие мысли вы хотите донести до сознания вашего ребенка? Какие решения вы собираетесь предложить через посредство рассказа. Эти решения не должны быть слишком сложными. Эти решения могут предполагать приобретение новых практических и общественных навыков, поддержку друзей и членов семьи, усвоение истины, что время тоже может лечить, и т.д. 3. Начните рассказ с представления героя или героини, у которых схожие страхи, опасения, тревоги или конфликты. Это позволит вашему ребенку отождествить, идентифицировать себя с героем или героиней и вовлечет в действие, сделав его участником рассказа. 4. Упомяните о сильных сторонах и положительных чертах, которыми герой рассказа похож на вашего ребенка. Зачастую, когда мы слишком встревожены и выбиты из колеи какой-то своей проблемой, мы забываем о своих сильных сторонах, хороших качествах и талантах. О них не лишне напомнить. 5. Опишите в начале рассказа конфликт, а затем переходите к его положительному разрешению. 6. Рассказывая какую-нибудь историю, будьте открытыми для вашего ребенка. Обратите внимание на то, когда ребенок увлечен рассказом, а когда ему скучно. По выражению его лица вы определите его реакцию на услышанное. 7. Если ваш ребенок комментирует рассказ или задает вопросы по его содержанию, не оставляйте это без внимания. Комментарии и вопросы часто помогают заглянуть в мысли ребенка, в его внутренний мир. Если вы затрудняетесь с ответом на эти вопросы, их можно обратно переадресовать ребенку, спросив его: «А что ты думаешь на этот счет?» Если ребенок ответит: «Я не знаю», – можно все это превратить в игру типа «Угадай-ка». В таких ситуациях догадки детей помогут вам понять, о чем они думают. 8. Если ваш ребенок прибегает к решению, которое вы предложили в предыдущей «истории», и оно не дало результата, не надо огорчаться. Узнайте точно, что им было сделано и что не получилось так, как было задумано. После этого расскажите ребенку о маленькой девочке, у нее тоже не все получалось, но девочка проявила настойчивость и в конце концов нашла выход из своего затруднительного положения. Можно также подчеркнуть тот факт, что героиня и ее родственники очень гордились тем, что она настойчиво продолжала искать выход, хотя ее первые попытки потерпели неудачу. 10. Стремитесь к простоте. Приспосабливайте применяемый вами язык, ваш словарный запас к уровню своего ребенка, а длительность рассказа – к степени устойчивости его внимания. 11. Вы как рассказчик и сам ваш рассказ могут быть далеки от совершенства. Не смущайтесь своим «пробуксовыванием» и речевой неуклюжестью, а если вы обнаружите свои промахи и огрехи (часто по выражению лица вашего ребенка), спокойно исправьте их, сказав, например: «О, я чуть не забыла, что она пошла не одна, а с подругой» и т.д. Ребенок поправит вас сочувствующим взглядом: «Бедная мамочка, она даже не может хорошо запомнить рассказ». Это не уменьшит удовольствия, получаемого им от рассказа, и пользы от его применения.
А эту схему мы используем в работе с взрослыми, которые сочиняют сказки про себя:
Творческого Вам поиска, удовольствия, полета фантазии, личностного роста и разрешения затруднений! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|