Как писать психотерапевтические сказки

.

 

     Когда на группах по сказкотерапии предлагаем участникам написать сказку о себе, встречаем возгласы возмущения: «Вы что! Мы не умеем, никогда не писали, да и вообще фантазии не хватает!» И тогда мы предлагаем, взять ручку и листок, и полностью положиться на собственную руку. Да, да именно рука с ручкой волшебным образом перенесут частичку вашей внутренней реальности в сказку, и то, что получиться в итоге, действительно удивит вас. Зачастую, изначальный замысел сильно отличается от того, что получилось. И когда сказка завершена, лавина чувств переполняет участников группы: от волнения и возбуждения до опустошенности. И так происходит не случайно: ведь произошла колоссальная работа нашей внутренней жизни, и наше бессознательное послало нам метафорическое сообщение.

    Когда сказка написана мы очень осторожно, нежно пытаемся вместе с ее автором проанализировать бессознательный смысл. Ведь открывая потайную дверь сказочного мира другого, мы становимся свидетелями внутреннего расклада человека на данный момент. И здесь нет хорошего или плохого. Здесь, главное какой эмоциональный отклик на сказку возникает у нас и что это значит для самого автора.

    И самое чарующее, что в следующий раз сказка будет другая и о другом. Ведь в каждой сказке отражается актуальное в этот период жизни.

    На наши терапевтические группы приходит много мамочек, которые хотят научиться помогать своим детям при помощи сказки. Но прежде чем помогать другим, особенно детям, нам кажется, что необходимо проверить и прочувствовать воздействие сказки на себе. Почувствовать, как глубоки переживания, как порой болезненны чувства, как сложно и страшно узнавать что-то о себе, и как радостно осознавать, что ты не один, узнавать, что есть множество вариантов решения своих проблем, вместо одного-двух привычных, и самое главное, почувствовать поддержку и понимание других людей.

 

!!     Хотелось бы поделиться схемой сочинения сказок, которую предложила Дорис Бретт :!!

.

1. Обдумайте проблему, которая беспокоит вашего ребенка. «Настройтесь на волну» чувств и переживаний вашего ребенка, пытающегося справиться с этой проблемой. Постарайтесь понять, как данная ситуация воспринимается с детской точки зрения.

2. Сформулируйте основную идею рассказа. Какие мысли вы хотите донести до сознания вашего ребенка? Какие решения вы собираетесь предложить через посредство рассказа. Эти решения не должны быть слишком сложными. Эти решения могут предполагать приобретение новых практических и общественных навыков, поддержку друзей и членов семьи, усвоение истины, что время тоже может лечить, и т.д.

3. Начните рассказ с представления героя или героини, у которых схожие страхи, опасения, тревоги или конфликты. Это позволит вашему ребенку отождествить, идентифицировать себя с героем или героиней и вовлечет в действие, сделав его участником рассказа.

4. Упомяните о сильных сторонах и положительных чертах, которыми герой рассказа похож на вашего ребенка. Зачастую, когда мы слишком встревожены и выбиты из колеи какой-то своей проблемой, мы забываем о своих сильных сторонах, хороших качествах и талантах. О них не лишне напомнить.

5. Опишите в начале рассказа конфликт, а затем переходите к его положительному разрешению.

6. Рассказывая какую-нибудь историю, будьте открытыми для вашего ребенка. Обратите внимание на то, когда ребенок увлечен рассказом, а когда ему скучно. По выражению его лица вы определите его реакцию на услышанное.

7. Если ваш ребенок комментирует рассказ или задает вопросы по его содержанию, не оставляйте это без внимания. Комментарии и вопросы часто помогают заглянуть в мысли ребенка, в его внутренний мир. Если вы затрудняетесь с ответом на эти вопросы, их можно обратно переадресовать ребенку, спросив его: «А что ты думаешь на этот счет?» Если ребенок ответит: «Я не знаю», – можно все это превратить в игру типа «Угадай-ка». В таких ситуациях догадки детей помогут вам понять, о чем они думают.

8.  Если ваш ребенок прибегает к решению, которое вы предложили в предыдущей «истории», и оно не дало результата, не надо огорчаться. Узнайте точно, что им было сделано и что не получилось так, как было задумано. После этого расскажите ребенку о маленькой девочке, у нее тоже не все получалось, но девочка проявила настойчивость и в конце концов нашла выход из своего затруднительного положения. Можно также подчеркнуть тот факт, что героиня и ее родственники очень гордились тем, что она настойчиво продолжала искать выход, хотя ее первые попытки потерпели неудачу.

10. Стремитесь к простоте. Приспосабливайте применяемый вами язык, ваш словарный запас к уровню своего ребенка, а длительность рассказа – к степени устойчивости его внимания.

11. Вы как рассказчик и сам ваш рассказ могут быть далеки от совершенства. Не смущайтесь своим «пробуксовыванием» и речевой неуклюжестью, а если вы обнаружите свои промахи и огрехи (часто по выражению лица вашего ребенка), спокойно исправьте их, сказав, например: «О, я чуть не забыла, что она пошла не одна, а с подругой» и т.д. Ребенок поправит вас сочувствующим взглядом: «Бедная мамочка, она даже не может хорошо запомнить рассказ». Это не уменьшит удовольствия, получаемого им от рассказа, и пользы от его применения.

 

А эту схему мы используем в работе с взрослыми, которые сочиняют сказки про себя:

  1.  Начинается рассказ или сказка с представлением главного героя, имя, описывается его характер, способ жизни, возможно, описывается семья героя или друзья.
  2. Потом вводится в рассказ проблема, конфликт с которой он столкнулся
  3. Предлагается положительный и реалистический выход из положения. Может быть представлен и второй способ решения проблемы.
  4.  Нужно сочинить развязку конфликта и окончание.

 

  Творческого Вам поиска, удовольствия, полета фантазии, личностного роста и разрешения затруднений!



Просмотров: 454
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • А чувствует ли Ваш ребенок, что Вы его любите?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что делать если у вашего ребенка проблемы с формированием половой идентичности?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • 3 сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это действительно - Ваш человек
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это не ваш человек
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Что делать, если у Вас депрессия? Или у Вашего близкого.
  • Мужчина знает, что женщина его Любит, если она......
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь