Так называемый «дух времени» предъявляет всем нам, ныне живущим, свои особые требования. Наше государство миновало период тотального отказа от традиционных ценностей, период всеобщего увлечения западными образцами должного поведения, мышления и т.п. Кроме того, это был период практически полного отсутствия заботы о здоровье граждан наряду с прямой пропагандой нездоровья (реклама табака, алкоголя, фастфуда и т.д.). Соответственно, ни о какой физической культуре в качестве самодостаточной ценности речь не шла. В настоящее время вектор развития государства и общества поменялся. Пропаганде здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом уделяется особое внимание. Антитабачное и антиалкогольное законодательство тоже во многом является важным подспорьем для исправления создавшегося в 90-е годы прошлого века положения. Кроме того, важным пунктом в нынешней государственной политике стал возврат к традиционным отечественным ценностям, их возрождение, сохранение и пропаганда. Здесь свой вклад вносят церковь, традиционные религиозные объединения различных конфессий, иные заинтересованные общественные институты. По нашему мнению, особую актуальность имеет поиск и развитие форм, которые бы объединяли и физическую активность, и воспитательный аспект в духе соответствия отечественной традиции. Подобное решение позволило бы выполнять самый широкий спектр задач – здесь и пропаганда здорового образа жизни, и воспитание общественно одобряемых качеств, и самоорганизация коллективов на основе общих позитивных интересов, и многое другое. Исследований, которые бы давали ответы на подобные вопросы, не так много. Согласно В.Ю. Баскакову, анализ используемых в телесно- ориентированной психотерапии и психотехнике методов показывает, что основные причины, заставлявшие психологов-практиков, психотерапевтов обращаться к данным методам, могут быть сведены в следующие основные группы: 1) телесный опыт как необходимая составляющая человеческого существования, условие его полноты и цельности; 2) физическое здоровье человека как общий энергетический фон и предпосылка успешного решения личностных проблем; 3) тело как своеобразная "материализация" (воплощение) структуры личности и психологических проблем; 4) тело как канал и способ "аргументации" и воздействия на личность; 5) использование тела в целях самопознания, самовоспитания; 6) телесный опыт как средство формирования эзотерического сознания и эзотерической личности. [4]
По нашему мнению, описанным выше задачам в полной мере соответствует отечественная традиционная система физического и духовного воспитания «Котел» или «Казачий Вар» Народная игра «Котел» или «Вар» представляет собой комплексную систему развития коллектива и индивидуума в коллективе. С формальной точки зрения, «Котел» - это групповая телесно-ориентированная практика с элементами техники боевых искусств, организованная по определенным правилам (т.н. «Уговору»), проходящая, как правило, на специально размеченной концентрическими кругами игровой площадке. Задачей участника «Котла» является взаимодействие с остальными участниками и выполнение определенной поставленной группе или выбранной им самим в процессе работы задачи. Единственное ограничение, существующее для участника – это собственно «уговор», определяющий границы поведения участников для конкретного игрового цикла. О происхождении «Котла» существуют различные мнения. Вероятнее всего, это творчески модифицированная энтузиастами система боевой подготовки, исстари практиковавшаяся в среде зауральских казаков (т.н. «семейских»). В европейскую часть России ее привез выходец из указанного региона, хранитель данной традиции и основной источник ее распространения Важнов Владимир Михайлович (или просто «Михалыч»), проживающий в Калужской области. В настоящее время в г. Калуга занятия в «Котле» проходят на базе Калужского государственного университета в рамках сотрудничества Научно-практической лаборатории развития потенциала человека с Лигой Штурмового Боя. По нашему мнению, вовлечение студентов в занятия «Варом» служит решению следующих важных задач: - сплочение студенческих коллективов (особенно мужских) на основе традиционных национальных ценностей; - пропаганда здорового образа жизни, традиционного семейного уклада, здравомыслия и позитивных жизненных установок; - развитие творческих способностей и навыков нестандартного мышления и адекватного реагирования на любые жизненные ситуации; - развитие здорового мужского начала, выработка качеств ответственности, дисциплины, чувства товарищества и взаимовыручки; - факультативная подготовка студентов в рамках изучения предмета «физическая культура»; - подготовка студенческих организаций, обеспечивающих общественный порядок на массовых университетских мероприятиях; - укрепление позитивного имиджа университета в глазах общественности («Вар» является подлинно инновационной технологией, по имеющимся сведениям, еще не использующейся в вузах страны). Наша уверенность в реализуемости достижения данных результатов базируется на успешном опыте применения системы «Котел» в подготовке: - сотрудников частных охранных предприятий; - членов казачьих организаций в Краснодарском и Ставропольском краях РФ; - сотрудников служб безопасности нефтяных компаний Сибири. Кроме того, о системе осведомлены клирики Русской Православной Церкви, где система получила заслуженную положительную оценку. Для нашей научно-исследовательской работы по изучению инновационного потенциала человека «Котел» представляет собой особый интерес. Как мы отмечали в рамках наших предыдущих исследований, инновационный потенциал человека, по сути, представляет собой меру способности человека прерывать самоорганизующиеся процессы в его психике (т.н. рекурсивные процессы). [2; 3; 5] Это своего рода «ментальные вирусы», представляющие собой замкнутые циклы стереотипных самоподдерживающихся процессов. В норме доля таких циклов в поведении и мышлении человека также достаточно велика, они необходимы для того, чтобы человек не задумывался над каждой своей мыслительной или поведенческой операцией. Но, обладая свойством саморазвития, эти процессы в состоянии подчинять все большую часть человеческой психики, в результате чего человек может практически полностью потерять способность к произвольной регуляции своей жизни, принятию осознанных решений и становится, по существу, рабом своих привычек и зависимостей. Со стороны окружающие отмечают это как «замкнутый круг», «день сурка» и используют иные подобные выражения. В конечном итоге, это приводит к дезорганизации психической деятельности, снижению адаптивности и развитию дефицитарных психических состояний, деградации личности [6;7]. Для того, чтобы пресечь развитие нежелательных рекурсивных процессов в психике, необходимо создать условия, при которых преобразование мыслительных и поведенческих паттернов в рекурсивные становится невозможным. В клинической практике это достигается в основном с помощью осознавания клиентом наличия подобных процессов в его психике и когнитивно-поведенческой их коррекции. Поскольку в ряде случаев групповые методы работы имеют большую эффективность, становится актуальным найти подходящую для этого технику. Наша практика позволяет судить о том, что «Котел» идеально соответствует стоящим в клинической работе задачам. Все происходящее в «Котле» - это постоянное появление перед участником игры новых условий групповой работы, всегда непредсказуемых и неожиданно возникающих. Участник должен быть способен мгновенно перестраиваться и принимать решения без долгого обдумывания. То есть, шаблонные, рутинные схемы в «Котле» просто отсутствуют. Поскольку темп игры меняется в соответствии с установками ведущего, существует возможность постепенного, плавного вовлечения участника в игру и планомерное усиление способности реагировать на изменения текущей ситуации. Как отмечают многие постоянные участники «Котла», навыки, получаемые ими в процессе игры, переносятся на повседневную жизнь и учат реагировать на привычные жизненные реалии по-новому. Это со временем приводит к изменению и психоэмоционального статуса, и к иным изменениям в психической структуре человека. Еще один немаловажный побочный эффект практики «Котла» состоит в том, что, поскольку это достаточно энергозатратная телесно-ориентированная практика, организм участника получает нагрузку, сравнимую с нагрузкой полноценной спортивной тренировки. Ориентируясь на собственное самочувствие, участник способен самостоятельно выбрать оптимальный для него режим физической активности. Как результат, нами отмечено снижение тяги участников к курению и проявлению иных зависимостей. Безусловно, исследование «Котла» и иных подобных народных традиционных систем требует своего дальнейшего продолжения. В частности, в рамках работы нашей Лаборатории развития потенциала человека мы будем продолжать работу по применению «Котла» в клинике навязчивых состояний и зависимостей. Приглашаем всех заинтересовавшихся и неравнодушных для совместной работы.
Литература. 1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 2. Анисимов А.В. Компьютерная лингвистика для всех: Мифы. Алгоритмы. Язык., - Киев: Наукова думка, 1991 3. Анисимов А.В. Информатика. Творчество. Рекурсия, — Киев: Наукова думка, 1998 4. Баскаков В.Ю. Телесно-ориентированная психотерапия: обобщение и анализ существующих подходов. Интернет-конференция. http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=20&0a1=452&0o1=3&0s1=1 5. Дмитриевский В.А. Рекурсивная модель функционирования психики. -Нижний Тагил, 2002 6. Обухов М.А. Инновационный потенциал личности как способность прерывать стереотипные самоорганизующиеся процессы//Образование в условиях модернизационных процессов современного общества. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Калуга, 2013. С. 209 – 213. 7. Обухов М.А. Психологический капитал, его роль в жизни современной России и становление его носителей в стенах ВУЗов// Интернет конференция: http://rossiya2030.ru/about-conf/take-part/take-part_423.html#top
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.