«Котел» или «Казачий вар» как уникальная телесно-ориентированная практика

Так называемый «дух времени» предъявляет всем нам, ныне живущим, свои особые требования. Наше государство миновало период тотального отказа от традиционных ценностей, период всеобщего увлечения западными образцами должного поведения, мышления и т.п. Кроме того, это был период практически полного отсутствия заботы о здоровье граждан наряду с прямой пропагандой нездоровья (реклама табака, алкоголя, фастфуда и т.д.). Соответственно, ни о какой физической культуре в качестве самодостаточной ценности речь не шла.
В настоящее время вектор развития государства и общества поменялся. Пропаганде здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом уделяется особое внимание. Антитабачное и антиалкогольное законодательство тоже во многом является важным подспорьем для исправления создавшегося в 90-е годы прошлого века положения.
Кроме того, важным пунктом в нынешней государственной политике стал возврат к традиционным отечественным ценностям, их возрождение, сохранение и пропаганда. Здесь свой вклад вносят церковь, традиционные религиозные объединения различных конфессий, иные заинтересованные общественные институты.
По нашему мнению, особую актуальность имеет поиск и развитие форм, которые бы объединяли и физическую активность, и воспитательный аспект в духе соответствия отечественной традиции. Подобное решение позволило бы выполнять самый широкий спектр задач – здесь и пропаганда здорового образа жизни, и воспитание общественно одобряемых качеств, и самоорганизация коллективов на основе общих позитивных интересов, и многое другое.
Исследований, которые бы давали ответы на подобные вопросы, не так много.
Согласно В.Ю. Баскакову, анализ используемых в телесно- ориентированной психотерапии и психотехнике методов показывает, что основные причины, заставлявшие психологов-практиков, психотерапевтов обращаться к данным методам, могут быть сведены в следующие основные группы:
1) телесный опыт как необходимая составляющая человеческого существования, условие его полноты и цельности;
2) физическое здоровье человека как общий энергетический фон и предпосылка успешного решения личностных проблем;
3) тело как своеобразная "материализация" (воплощение) структуры личности и психологических проблем;
4) тело как канал и способ "аргументации" и воздействия на личность;
5) использование тела в целях самопознания, самовоспитания;
6) телесный опыт как средство формирования эзотерического сознания и эзотерической личности. [4]


По нашему мнению, описанным выше задачам в полной мере соответствует отечественная традиционная система физического и духовного воспитания «Котел» или «Казачий Вар»
Народная игра «Котел» или «Вар» представляет собой комплексную систему развития коллектива и индивидуума в коллективе.
С формальной точки зрения, «Котел» - это групповая телесно-ориентированная практика с элементами техники боевых искусств, организованная по определенным правилам (т.н. «Уговору»), проходящая, как правило, на специально размеченной концентрическими кругами игровой площадке. Задачей участника «Котла» является взаимодействие с остальными участниками и выполнение определенной поставленной группе или выбранной им самим в процессе работы задачи. Единственное ограничение, существующее для участника – это собственно «уговор», определяющий границы поведения участников для конкретного игрового цикла.
О происхождении «Котла» существуют различные мнения. Вероятнее всего, это творчески модифицированная энтузиастами система боевой подготовки, исстари практиковавшаяся в среде зауральских казаков (т.н. «семейских»). В европейскую часть России ее привез выходец из указанного региона, хранитель данной традиции и основной источник ее распространения Важнов Владимир Михайлович (или просто «Михалыч»), проживающий в Калужской области. В настоящее время в г. Калуга занятия в «Котле» проходят на базе Калужского государственного университета в рамках сотрудничества Научно-практической лаборатории развития потенциала человека с Лигой Штурмового Боя.
По нашему мнению, вовлечение студентов в занятия «Варом» служит решению следующих важных задач:
- сплочение студенческих коллективов (особенно мужских) на основе традиционных национальных ценностей;
- пропаганда здорового образа жизни, традиционного семейного уклада, здравомыслия и позитивных жизненных установок;
- развитие творческих способностей и навыков нестандартного мышления и адекватного реагирования на любые жизненные ситуации;
- развитие здорового мужского начала, выработка качеств ответственности, дисциплины, чувства товарищества и взаимовыручки;
- факультативная подготовка студентов в рамках изучения предмета «физическая культура»;
- подготовка студенческих организаций, обеспечивающих общественный порядок на массовых университетских мероприятиях;
- укрепление позитивного имиджа университета в глазах общественности («Вар» является подлинно инновационной технологией, по имеющимся сведениям, еще не использующейся в вузах страны).
Наша уверенность в реализуемости достижения данных результатов базируется на успешном опыте применения системы «Котел» в подготовке:
- сотрудников частных охранных предприятий;
- членов казачьих организаций в Краснодарском и Ставропольском краях РФ;
- сотрудников служб безопасности нефтяных компаний Сибири.
Кроме того, о системе осведомлены клирики Русской Православной Церкви, где система получила заслуженную положительную оценку.
Для нашей научно-исследовательской работы по изучению инновационного потенциала человека «Котел» представляет собой особый интерес.
Как мы отмечали в рамках наших предыдущих исследований, инновационный потенциал человека, по сути, представляет собой меру способности человека прерывать самоорганизующиеся процессы в его психике (т.н. рекурсивные процессы). [2; 3; 5] Это своего рода «ментальные вирусы», представляющие собой замкнутые циклы стереотипных самоподдерживающихся процессов. В норме доля таких циклов в поведении и мышлении человека также достаточно велика, они необходимы для того, чтобы человек не задумывался над каждой своей мыслительной или поведенческой операцией. Но, обладая свойством саморазвития, эти процессы в состоянии подчинять все большую часть человеческой психики, в результате чего человек может практически полностью потерять способность к произвольной регуляции своей жизни, принятию осознанных решений и становится, по существу, рабом своих привычек и зависимостей. Со стороны окружающие отмечают это как «замкнутый круг», «день сурка» и используют иные подобные выражения. В конечном итоге, это приводит к дезорганизации психической деятельности, снижению адаптивности и развитию дефицитарных психических состояний, деградации личности [6;7].
Для того, чтобы пресечь развитие нежелательных рекурсивных процессов в психике, необходимо создать условия, при которых преобразование мыслительных и поведенческих паттернов в рекурсивные становится невозможным. В клинической практике это достигается в основном с помощью осознавания клиентом наличия подобных процессов в его психике и когнитивно-поведенческой их коррекции. Поскольку в ряде случаев групповые методы работы имеют большую эффективность, становится актуальным найти подходящую для этого технику.
Наша практика позволяет судить о том, что «Котел» идеально соответствует стоящим в клинической работе задачам. Все происходящее в «Котле» - это постоянное появление перед участником игры новых условий групповой работы, всегда непредсказуемых и неожиданно возникающих. Участник должен быть способен мгновенно перестраиваться и принимать решения без долгого обдумывания. То есть, шаблонные, рутинные схемы в «Котле» просто отсутствуют. Поскольку темп игры меняется в соответствии с установками ведущего, существует возможность постепенного, плавного вовлечения участника в игру и планомерное усиление способности реагировать на изменения текущей ситуации. Как отмечают многие постоянные участники «Котла», навыки, получаемые ими в процессе игры, переносятся на повседневную жизнь и учат реагировать на привычные жизненные реалии по-новому. Это со временем приводит к изменению и психоэмоционального статуса, и к иным изменениям в психической структуре человека.
Еще один немаловажный побочный эффект практики «Котла» состоит в том, что, поскольку это достаточно энергозатратная телесно-ориентированная практика, организм участника получает нагрузку, сравнимую с нагрузкой полноценной спортивной тренировки. Ориентируясь на собственное самочувствие, участник способен самостоятельно выбрать оптимальный для него режим физической активности. Как результат, нами отмечено снижение тяги участников к курению и проявлению иных зависимостей.
Безусловно, исследование «Котла» и иных подобных народных традиционных систем требует своего дальнейшего продолжения. В частности, в рамках работы нашей Лаборатории развития потенциала человека мы будем продолжать работу по применению «Котла» в клинике навязчивых состояний и зависимостей. Приглашаем всех заинтересовавшихся и неравнодушных для совместной работы.


Литература.
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
2. Анисимов А.В. Компьютерная лингвистика для всех: Мифы. Алгоритмы. Язык., - Киев: Наукова думка, 1991
3. Анисимов А.В. Информатика. Творчество. Рекурсия, — Киев: Наукова думка, 1998
4. Баскаков В.Ю. Телесно-ориентированная психотерапия: обобщение и анализ существующих подходов. Интернет-конференция. http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=20&0a1=452&0o1=3&0s1=1
5. Дмитриевский В.А. Рекурсивная модель функционирования психики. -Нижний Тагил, 2002
6. Обухов М.А. Инновационный потенциал личности как способность прерывать стереотипные самоорганизующиеся процессы//Образование в условиях модернизационных процессов современного общества. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Калуга, 2013. С. 209 – 213.
7. Обухов М.А. Психологический капитал, его роль в жизни современной России и становление его носителей в стенах ВУЗов// Интернет конференция: http://rossiya2030.ru/about-conf/take-part/take-part_423.html#top



Просмотров: 425
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Шаманская практика для здорового образа жизни
  • Роль височно-нижнечелюстного сустава в психической и физической жизни человека
  • Творческо-образные процессы гармонизации по программе МИРОТОК поддерживают стабильное здоровье человека и общества.
  • Творческо-образные процессы гармонизации по программе МИРОТОК поддерживают стабильное здоровье человека и общества.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Телесно-ориентированная психотерапия и телесно-ориентированная терапия.
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Семимильными шагами по жизни, или про семилетние циклы развития человека.
  • Личностный рост, как процесс развития потенциала человека
  • Основные направления работы и принципы телесно-ориентированной терапии
  • Вопросы, для того, чтобы лучше узнать любимого человека
  • Незавершенные этапы развития и их влияние на развитие человека
  • Опыт работы на уроках по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Экологические ценности здорового образа жизни
  • Признаки того, что вы действительно нашли своего родного человека
  • Осуждающий взгляд от "здорового человека"?
  • Дерево как образ человека: опыт работы с метафорическими картами
  • Технология работы с мечтой. Видео "Скрытые ресурсы человека"
  • Телесно-ориентированная психотерапия...Мифы и легенды...
  • Как травма рождения влияет на сценарий жизни человека и как её обнаружить? (практика)
  • Выбрать не того человека
  • Постижение тёмной стороны личности в условиях благополучия цивилизованного бытия современного человека
  • Меняется ли опыт человека в процессе психотерапии?
  • О личности и тени или о фигуре и фоне в субъективной жизни человека.
  • О чем гудит котел на даче? Или влияние травматического опыта.
  • Телесно-ориентированная психотерапия при работе с лишним весом
  • Жизненные ценности человека - время переосмысления и поиска новых ориентиров
  • Развитие ребенка, взрослого, семейного рода Человека
  • Родовые травмы человека, их степень влияния на жизнь людей и психотерапевтические методы работы с ними



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь