|
Сказка -ложь, да в ней намёк...Автор статьи: Антонова Екатерина Андреевна
Год назад наш постоянный консультант, психолог и психоаналитик Екатерина Антонова рассказывала о первом летнем выездном лагере, который она провела. Проба пера не только удалась, но и вызвала огромный энтузиазм у участников — как взрослых, так и маленьких, которые требовали непременного продолжения.
За год это желание не улетучилось, не растворилось. Более того, слух об удивительных приключениях детей и родителей на «Острове сокровищ» собрал этим летом уже тридцать человек «поселенцев»! Несмотря на все причуды нынешней погоды, жили, уже традиционно, в палатках, на берегу реки. Этот сезон не был повторением пройденного, поскольку Екатерина Андреевна, которую, впрочем, дети называют просто «Катя», придумала совершенно новую программу. Так что ей и предоставим слово. — Если вы помните, в прошлом сезоне у нас был «Остров пиратов». Тот сценарий предусматривал раскрытие ребенка прежде всего в совместной деятельности. Там была масса заданий, которые дети должны были выполнять, а потом мы уже разбирали их взаимодействие, возникающие проблемы. В этом году программа была более камерная, что ли, и предполагала не столько действия, сколько размышления. Называлась она «В гостях у сказки». Еще новым было то, что для родителей я специально пригласила взрослого психолога. — И у каких же сказок в гостях вы побывали? — Я специально отбирала сказки без счастливого конца, такие как «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и Медведь» в ее традиционном, народном варианте. И только на последний день у нас была сказка «Аленький цветочек», которая как раз и показывает, что необходимо, чтобы прийти к хорошему концу. — Первые три сказки, которые вы назвали, для меня в детстве были самыми нелюбимыми именно потому, что плохо кончаются. Зачем же так деток мучить? — Наоборот, мы все вместе анализировали, что именно привело к плохому концу, а потом, исходя из уже сделанных выводов, придумывали свой, хороший финал. Но мы его не просто «с потолка» брали, а проговаривали все необходимые события, правильное поведение героев. Например, «Теремок» — это сказка о нормах, правилах общежития, об умении договариваться, без которого все рушится. И дети сами фантазировали, как именно должны были вести себя Медведь и обитатели Теремка, чтобы в итоге все хорошо закончилось. Это ведь очень важно, чтобы ребенку не просто «вдалбливались» нормы вежливости, нормы взаимоотношений с другими людьми, а чтобы он сам, своей головой, своим сердцем до них дошел. И так было с каждой сказкой: мы помогали герою найти верный путь для разрешения конфликта. Потому что проблема сказок с плохим концом как раз в неразрешенности конфликта. А разве в жизни не то же самое происходит? Очень важно, чтобы ребенок учился договариваться, учился понимать, что движет другим человеком. — По-моему, «Курочка Ряба» — одна из самых загадочных сказок, особенно если брать ее первоначальный, самый старый вариант. — Да, у этой сказки множество толкований. Меня в большей степени интересовала трактовка Карла Юнга, который считал, что золотое яйцо символизирует первого ребенка. На него, как правило, возлагаются огромные надежды, непомерные ожидания. Очень часто родители хотят воплотить в нем то, что им самим не удалось реализовать в жизни, то есть навешивают ему свои мечты, свои сценарии: «Я не смог, пусть он сможет! Я не сумел, пусть у него все получится!» Представляете, каково ребенку под таким бременем? А если еще учесть, что далеко не всегда желания и мечты родителей совпадают с его собственными? Очень часто ребенок становится «заложником» таких родителей, всю жизнь боясь их разочаровать. И в итоге живет не своею жизнью, а их. Или же начинает очень бурно и даже деструктивно протестовать. Вот мы и учились с детьми, как правильно проговаривать родителям свою точку зрения, как отстаивать свое мнение, не ссорясь, не уходя в конфликт. Как не «разрушиться» самому, если ты не оправдал родительских ожиданий. Я знала семью, где мама обещала отстричь девочке длиннющую косу, если только она получит тройку по математике. Представляете, какой стресс для ребенка? — И детям было это интересно? — Да, они вспоминали и рассказывали какие-то свои жизненные истории, задавали вопросы, просили совета. Вообще те дети, которые приехали уже во второй раз, невероятно внутренне повзрослели! Я с огромным удовольствием наблюдала, как изменились их отношения с родителями, как они научились слышать и понимать друг друга. — Я уже и не представляю, какой поворот вы нашли в сказке «Маша и Медведь»… — Если забыть о популярном мультике, который все перевернул с ног на голову, то это ведь сказка о жертве. Почему Маша так безропотно, как рабыня, выполняет все указания Медведя? Почему она не смогла подружиться с Медведем, который, в сущности, неплохо к ней относится? Почему она идет на достаточно подлый обман? Метафорически это сказка про неудачное замужество, про невозможность построить брак, потому что человек остается рабом и своих родителей, и своего мужа. А по большому счету, это было продолжение предыдущего разговора. И дети сами пришли к выводу, что Маше не хватало защиты и силы. И тогда мы смастерили каждому персональный тотем для защиты, а за силой пошли на речку, на наше заветное место, где неглубоко, но очень сильное течение. — В этот раз они быстро находили друг с другом общий язык? — Конечно, очень помогал тот костяк, который сложился еще в прошлом году. С этих деток брали пример, за ними тянулись. Но была очень показательная ситуация, когда в одной команде подобрались ребята исключительно с лидерскими наклонностями. А по сказке у них там было задание сделать колобку туловище, руки, ноги, которые я потом тщательно спрятала. У меня была карта, на которой было отмечено, где и что надо искать, и они про эту карту знали. Но поначалу никто не хотел даже взглянуть! То один командовал, куда бежать, то другой, то третий. А я специально молчала. Наконец попросили карту и распределили, кто и куда пойдет. То есть сами пришли к выводу, что должна быть интеграция, должна быть команда, а не кучка командиров. Это было очень здорово, потому что дети сами это поняли! — А что вы припасли для них в сказке «Аленький цветочек»? — А на примере этой сказки очень интересно разобрать, на чем же строится гармония. Конечно, интуитивно ребенок понимает, что Настенька полюбила и пожалела Чудище за его доброту, не обратив внимание на внешность. Понимает, что это правильно и хорошо. Но с ними все равно надо обсуждать и проговаривать необходимость принятия человека таким, какой он есть. А если ты его принимаешь и любишь, он станет для тебя прекрасным принцем. Есть там и другой важный момент: ведь Чудище предоставляет ей полную свободу выбора. Она вправе даже не вернуться на остров, если не захочет. И вот в результате этой свободы и этого принятия наступает полная гармония. Есть там и мотив ответственности и перед отцом, и перед тем же Чудищем. Короче, это очень благодатная сказка, на примере которой можно много говорить о человеческих отношениях. — Дети уезжали после лагеря другими? — Знаете, мы очень много говорили с ними о том, что они поняли, к каким выводам пришли. Но самое главное, я говорила с родителями о том, что лагерь — это только отправная точка, что дальше им предстоит и большая внутренняя работа, и работа над отношениями с детьми. Я могу что-то подсказать, к чему-то подтолкнуть, но я не могу сделать это за них. — А вы могли бы выделить какие-то наиболее типичные проблемы в отношениях родителей с детьми? — Пожалуй, это по-прежнему гиперопека, повышенная тревожность, желание ежесекундно находиться рядом с ребенком. Или же, наоборот, эмоциональная замкнутость, когда мама не может, не умеет показать ребенку, как она его любит. А такой ребенок, став взрослым, не будет верить в то, что он достоин любви. — Вам этот сезон принес какой-то новый опыт? — Да, хотя бы потому, что я была со своими двумя детьми. И моя младшая, которой всего четыре года, была там просто как рыба в воде! А вообще мне было очень приятно находиться в этой компании и детей, и родителей! Понятно, что в каждой семье есть какие-то свои проблемы, свои нюансы. Но тут было видно, насколько все папы и мамы заинтересованы в том, чтобы эти проблемы решить. Пожалуй, единственное, что я не смогла донести, это то, что невозможно стать идеальными родителями, что я не этому учу. Потому что не менее важно оставаться самим собой. А на вопрос «что делать?» мне очень часто хочется ответить: просто будьте рядом с ребенком. Не физически, а душевно, эмоционально. — У вас в этом году было торжественное закрытие? — Конечно! У нас было посвящение в волшебники. Я, правда, немножко переживала по этому поводу: ведь у детей сейчас есть любые игрушки, они к компьютерам привыкли. А я им дарю обычные альбомы для рисования и карандаши в качестве волшебных палочек. Но при этом сказала, что теперь они уже могут сами создавать сказки и что на будущий год я жду от них эти альбомы заполненными. Вы не поверите, они тут же кинулись что-то записывать, что-то рисовать. Короче, меня уже просят о второй смене в августе. Так что, добро пожаловать! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|