полезности для общения- 2. описание адаптаций.

Автор статьи: Ерохин Иван

Вернёмся к адаптациям. Для чего мы определяли наше (или нашего партнёра) положение в матрице? • Для того, чтобы понять как построить наше взаимодействие с партнёром. За что хвалить, по какому каналу взаимодействовать, какие действия совершать, чтобы вывести из стресса? • Для того, чтобы понять как нам самим выходить из стресса, что нам нужно для этого? Какие психологические потребности нам надо удовлетворить? • Для того, чтобы справляться со стрессовыми ситуациями на работе ( как руководитель, так и как подчинённый).

Для того, чтобы добиваться того, чего мы хотим, нам надо коммуницировать с окружающими. Коммуникации во время стресса не возможны. Поэтому очень важно научиться, как самому выходить из стресса, так и научиться «выводить» из стресса партнёров по взаимодействию.  В этой статье много материала из статей по построению взаимодействия. Примеры взяты из статей про обучение и обучающихся. Но любой пример можно , с долей фантазии, переложить на свою реальную ситуацию и получить инструмент, при помощи которого ее можно разрешить. Итак, вернёмся к матрице и психологическим адаптациям. В этой статье я собрал описание психологических адаптаций, их слабые и сильные стороны, их поведение во время стресса, и действия, которые нужно предпринять для вывода из стресса. У каждой адаптации есть психологические потребности, которые человек пытается удовлетворить. Находясь в состоянии лёгкого стресса и Не удовлетворив их он впадает в сильный стресс, откуда его придётся ждать гораздо дольше)))) Одновременно у каждого человека могут присутствовать более одной адаптации, а именно более ранние (первичные, или адаптации выживания) – шизоидная и параноидная – часто сочетаются с более поздними вторичными (исполнительными) адаптациями. Матрица разработана как инструмент для определения базового типа личности. Сфокусирован ли человек на своих целях : Thinker (трудоголик — навязчиво – принудительный), Persister (упорный – параноид), Imaginer (Мечтатель — Шизоид). Или Сфокусирован на отношениях: Harmonizer (Эмпаттик – истерик), Rebel (бунтарь – пассивно – агрессивный), Promoter (пробивной антисоциал. Может ли один и тот же человек иметь внутренний тригер (Thinker (трудоголик — навязчиво – принудительный), Persister (упорный – параноид), Imaginer (Мечтатель — Шизоид)) и внешний тригер (Harmonizer (Эмпаттик – истерик), Rebel (бунтарь – пассивно – агрессивный), Promoter (пробивной антисоциал)? Нужно оценить сильные стороны характера, например выяснить насколько человек логичный, ответственный, организованный (это базовые характеристики Thinker (трудоголик — навязчиво – принудительный)) или он совестливый, преданный, наблюдательный (Persister (упорный – параноид)), или он настойчивый, хорошо адаптированный, обаятельный (Promoter (пробивной антисоциал)), или он креативный, творческий, спонтанный (Rebel (бунтарь – пассивно – агрессивный)). Необходимо смотреть на те части личности, Которые они используют чаще всего.

 

Мой дом — моя крепость

 Тайби (тот, который Kahler) ввел понятие Кондоминиума (дом с шестью этажами и лифтом). Человек имеет у себя весь набор адаптаций, некоторые из них являются «основными».

  В возрасте 2-х лет мы уже заложили «фундамент» своего здания. К 6- годам мы определили 1-й этаж («прожитая фаза») и обозначили уже оставшиеся 4 этажа. В нормальном состоянии мы имеем энергию, для того, чтобы адекватно ситуации перейти в ту адаптацию, которая нам будет выгодна («подняться на лифте»). В стрессе у нас нет сил, и мы остаёмся ( или «спускаемся») на первый этаж и ближе к фундаменту. Эти адаптации наиболее комфортны для нас, в них мы находимся «на автомате», и как говорил Тайби – «заряжаем батарейки, при необходимости», то есть находимся там, для того, чтобы набраться сил. Вот пример такого домика:

Теперь вернёмся к матрице. Перенёс на неё все признаки (ну почти все), по которым можно определить адаптацию.

Окружение

 Напомню про окружение, в котором люди любят находиться. • Группа (семья, коллеги, друзья) для Harmonizer (Эмпаттик – истерик). • Для Thinker (трудоголик — навязчиво – принудительный), Persister (упорный – параноид) с конкретным человеком (коллега, начальник, партнер, Ребенок). • Imaginer (Мечтатель — Шизоид)– сам с собой. • Rebel (бунтарь – пассивно – агрессивный), Promoter (пробивной антисоциал)– легко переходят из группы в группу (группа друзей, коллеги или тот, кто случайно окажется по соседству). Среда, которую люди предпочитают – это зона комфорта для человека.

 

Как какие нужно удовлетворить психологические потребности?

 Мы делаем для окружающих то, что хотели бы получать сами. Например: Thinker – поздравляет меня с заслуженными достижениями, Rebel (бунтарь) – идёт на контакт первым. Promoter (пробивной) – предлагает идеи по бизнесу, Persister (упорный) – спорит или соглашается, Imaginer (мечтатель) – оставляет меня наедине с моими мыслями, Harmonizer (истерик, эмпатик) – заботиться о том, чтобы мне было хорошо.

Таким образом, люди ожидают от нас аналогичного поведения. Что же из себя представляют наши типы? И так по очереди:

Harmonizer (Эмпаттик – истерик)

 Harmonizer (Эмпаттик – истерик) — жалуется, драматизирует, Чувствует себя жертвой, чувствует вину или стыд, плачет, иногда ошибается в делах, которые он делает хорошо (иногда это трагические ошибки). Часто они совершают эти ошибки в группах, в которых черпают силу – друзья, коллеги, члены семьи. По этим признакам можно определить, что им нужна помощь.

Когда они в стрессе, они уходят в свою любую среду существования – активно идут на контакт, много говорят о себе.

Как вывести из стресса?

 Что делать? Показать свою любовь, и при возможности с физическим контактам.

Thinker (трудоголик — навязчиво – принудительный)

 Используют сои аналитические способности для контроля, нет гибкости ума, фрустрированный гнев, они критикуют других (зато, что у других нет достаточно ума и компетентности) – причём критикуют конкретного человека. Они остаются в своей среде во время стресса – «Один на Один». Ищут ли контакт? Да!. О чем говорят – порядок, чистоплотность, деньги, некомпетентность или не достигнутые цели. Не целиком ориентированы на достижение цели.

Пример:

 Тренер Матиас. Думает фактами. На тренинге получает информацию от каждого участника и характеризует для себя по этим фактам каждого. Ориентирован на достижение цели, проактивный в инициировании контакта. Таким образом – он Thinker (трудоголик — навязчиво – принудительный) или Persister (упорный – параноид). Он ответственный, логичный и организованный – так что скорее он Thinker (трудоголик — навязчиво – принудительный). Начинает лекция в 9.05 – структурирует свое время и время участников. Хвалит учеников за достижения в освоении знаний ( не конкретные поступки). И так как они выполняют необходимые ему достижения, то есть они удовлетворяют его нужды – он Thinker. Должен получать поощерение за интеллект.

Стресс:

 Если он выбит из графика – выпадает из запланированного им структурированного времени, он агрессивен и раздражён. То есть он идёт на контакт (ругается с кем то – «Один на один»), раздражён изза «некомпетентности» (по его мнению) кого то конкретного человека, кто виноват по его мнению в нарушении графика. Тот человек на кого направлена агрессия, видит Матиаса как агрессивного, с плохим характером. Логически вроде бы этот человек не будет успокаивать его, войдёт в то же состояние стресса.

Как вывести из стресса?

 Надо показывать любовь (как в примере выше с Harmonizer (Эмпаттик – истерик)? Нет. Надо признать ошибку, вести себя профессионально и попытаться сэкономить время и помочь чем то конкретным и конструктивным в данной ситуации.

Persister (упорный – параноид)

 Persister (упорный) – в стрессе используют всю силу своего осуждения, отвергают критику, перебивают других людей во время разговора, отказываются слушать и выказывают подозрения. Кого осуждают? Опять одного конкретного человека. Также поведение их не постоянное – потому что они входят и выходят из стресса так же быстро. Инициируют контакт? Да. О чем говорят? Осуждение, оценки, мораль, Вещи которые нельзя делать. Они чётко ориентированы на цель.

Пример:

 Леонора – гордиться тем, что она тренер. Показывает своё уважение каждому индивидуально, поддерживает неуверенных. Ей нравиться обмениваться мнением и спрашивать других. Она не так компетентна, но надёжна, умная и вовлечённая в процесс. Она влияет на общую динамику группы. Ее оценка = ее мнение. Она ориентирована на цель, а не на людей. Но менее ориентирована на цель чем Thinker (трудоголик — навязчиво – принудительный)? Это зависит от того, что она считает целью. Материальные ценности или ценности других людей (социальные ценности). То есть если цели общие совпадают с его – то он очень эффективен. Проактивна в контакте? Да! Но она сначала оценивает человека. А потом идёт на контакт. А Thinker (трудоголик — навязчиво – принудительный) идет на контакт , чтобы оценить в процессе и получить информацию. В чем разница между Thinker (трудоголик — навязчиво – принудительный) и Persister (упорный, параноид). Persister (упорный, параноид)– сознательнее , наблюдательнее и преданнее идее. Ей легко принимать чужое мнение и позволять выражать свое мнение. Уважает и поддерживает за выражение своего мнения. Удовлетворяет свои потребности как лидер и тренер. Доносит прикладной смысл того, что она пытается донести. Очень много вкладывается. Влюбляют в себя увлечённостью делом. Это приятно для Persister (упорный, параноид). Т.о. ждет поощерение за упорность и старания. Она делает больше, чем от нее требуется, больше вкладывает душу, чем требуется.

Стресс:

 Она пытается научить кого то (учительницу своего сына) как надо правильно делать. Реакция (ответная) скорее всего будет агрессивной. Причём Она не заканчивает контакт. Она снова атакует (ее не оценили, не учли ее мнения и не пошли с ней на диалог). Обвинение провоцируют скандал. Она идёт к начальнику ( завучу школы), там ее поддерживают. Она входит в спираль обвинений. Преследует она какую то цель или ее не устраивает конкретный человек? Скорее цель ( некомпетные учителя вообще).

Как вывести из стресса?

 Выслушать не перебивая. Затем переформулировать со своей точки зрения. «Правильно ли я понял….» — и не согласиться с оценкой события, а просигналить о том, что человека внимательно выслушали. Потом спросить, как она сама считает правильно было бы поступить? То есть максимально внимания как к индивидууму!

Imaginer (Мечтатель — Шизоид)

 При стрессе будет пассивно ждать, отстранится или показывает свою неконкурентоспособность. Он предпочитает быть один. Даже в стрессе он один.

Они не вступают в контакт при стрессе, ни с кем не говорят о том что происходит – бродят в своих мыслях. Можно сказать, что они нацелены на результат (на свой результат, а не на поддержание отношений).

Пример:

 Марина тренер. Ей нужно время побыть на едине с собой перед семинаром. Она простраивает все в голове. Тихо улыбается и занимается своими делами – активно не ищет контакта (тригер для контакта снаружи – от других). Когда кто-то подходит – она ответит, но первая не подходит, и не задаёт ответные вопросы, не ищет продолжения диалога – она выучила что это «не вежливо». Она додумывает (представляет себе его образ) про собеседника и без поиска информации. Главный канал восприятия – рефлексия (отражение). На что ориентирована — на людей или результат? На цель – отвечает на письма, отвечает на вопросы. Мечтательность подтверждается ее положительными качествами – спокойная, хорошее воображение, рефлексивная. «Аура спокойствия». Больше всего любит быть одна – а как соотноситься с работой с людьми? – Любимая среда это не постоянная среда обитания, а та среда где она «подзаряжает батарейки». Когда все идут на обед, она остаётся в комнате и делает упражнение на расслабление. Вечером ужинает с партнёром и ложиться читать. Она предлагает участникам семинара – пространство, время освоиться. Почему ей нравится работать с людьми? Она хороший профессионал – и ей важно подтверждение «Хотят ли меня люди?». Группы ведёт два раза в неделю – остальное время пишет статьи и пишет письма – «заряжает свои батарейки». Следующий «этаж» у неё Бунтарь – и ей очень нужен контакт и быть успешной в работе ( вести группы). Как ведет группу – сначала рассказывает историю со смыслом, потом как Матеас излагает теорию ( как Thinker (трудоголик — навязчиво – принудительный), потом задачи, но в отличии от Thinker (у них прикладной характер задачи) у неё задачи на обдумывание самостоятельно. На вопросы она часто отвечает – «все относительно», так как ответов у нее сразу нет – ей требуется время на обдумывание ответа. У неё , в отличии от Thinker (трудоголик — навязчиво – принудительный) и Persister (упорный – параноид)– центрированная энергия. Она осталась центрирована на себе.

Стресс:

 попросили кого то заменить на семинаре – она стоит, вокруг люди. Задают вопросы. Ей тяжело отвечать. У неё включатся драйвер «Будь сильной» — ее лишили одиночества, пространства и спокойного течения жизни. Что она делает – читает книгу вечером. На следующий день она просто сидит и смотрит почту (чтобы люди ее не спрашивали ее ни о чем). Ей плохо – очень шумно, много людей. Она уже никому не отвечает, не проявляет никакой инициативы. Она пассивно ждет завершения – она потеряна – люди ее не замечают. Она не центрирована ни на себе, ни на людях – делаем вывод что центрирована на целям. Она их не достигает, но воображает что достигает. Она остаётся в уме одна, хотя вокруг неё много шума и людей.

Как вывести из стресса?

 Оставить одних, отпустить «подышать воздухом». «Как поступить в следующий раз не произошло такого, как ты сама думаешь? Предложи завтра варианты!». И она предложит.

Promoter (пробивной, антисоциал)

 Используют свои способности адаптироваться и свои инстинкты для того, чтобы манипулировать, рискуют, действуют импульсивно – в результате не учатся на своих ошибках. Аудитория, с которой взаимодействуют – чем больше аудитория, тем хуже результат. Они активно контакта не ищут, они ждут возможности выразить свои чувства. Говорят – о других людях, цель ввести в заблуждение умы окружающих. Ориентированы на людей.

Пример

 Артур тренер, много работы с разными аудиториями, в разных частях света. Артур ждет сигнала от входящих на семинар перед тем, как подойти и инициировать контакт – это может быть взгляд, язык тела, или если какая то важная фигура (начальник его или высокопоставленное, влиятельное лицо). То есть ждет сигнала извне для контакта. И видит в человека какую то идею, (а не воображает о человеке чтото своё, личное). Восприятие мира основывается на действиях. И хотя они почти в центре матрицы – они заинтересованы в отношениях а не результата и ориентированы на людей. Сильные стороны адаптивность, настойчивость, целеустремлённость, шарм. Но цели для них более важны чем для Harmonizer (Эмпаттик – истерик) и Rebel (бунтарь – пассивно – агрессивный). Поэтому они ближе к центру. То есть через отношения с людьми к цели. Если есть сомнения к Rebel (бунтарь – пассивно – агрессивный) или нет, то надо посмотреть насколько он очаровательный, хорошо приспосабливается и настойчивый, а не креативный, спонтанный и игривый. Какую потребность они удовлетворяют? – возможность «волнительной сделки», возможность проявить себя. Это ежедневная потребность? – да. Подход к обучению – делать чтото чтобы научиться.

Стресс:

 Например – отель не отвечает его ожиданиям. И семинар не выгодный для него (мало покупателей). Он чувствует себя загнанным в ловушку. У него нет острых впечатлений. Он идёт по конкурентам и притворяясь важным покупателем , манипулирует ими ( заводит контакт и после обесценивает «Вы продаёте семинар по продажам? Да? Хорошо! Но сейчас это не приоритетное направление, потому я пойду поищу что-то достойное») В стрессе он ближе к центру, под влиянием механизма, который заставляет его совершать ошибки. при это он переходит «от группы в группу».

Как вывести из стресса?

 «Пойдём поедим. у меня есть проект, который тебе понравиться. Поедим на берегу моря в шикарном ресторане и обсудим детали дела.»

Rebel (бунтарь – пассивно – агрессивный)

 Используют все возможные силы для перекладывания вины на другого, чтобы не нести ответственность, становится упрямым и общается в жёсткой манере. Перекладывают ответственность на всех подряд (обширную группу людей). Контакта активно не ищут. Другие нужны для отражения. Мастера психологического пинпонга. Ориентированы на людей, говорят о других людях (обвиняя их вместо того чтобы брать ответственность на себя).

Пример

 Тьери тренер с 25 — летним опытом. Каждый день благодарен судьбе за выбранную профессию. Нравиться обучать людей. Нравится разнообразие аудитории. Он рисует на доске чтото и встречает всех кивком. Контакта не ищет. Но если с ним поздороваться он радушно ответит. Во время обеда если все молчат он тоже молчит. Он отражает как в пинпонге. Если в разговоре он услышит тему, в которой он компетентен – он включится. Худшим собеседником для него Imaginer (Мечтатель — Шизоид) (безэмоционален и закрытый в своем мире). Но так как он в пассивной части матрице, он оценивает людей в беседе как источники энергии и возможного движении в группе. Мир воспринимает через эмоции. Интересуют люди, ориентирован на людей. Самое важное качество взаимоотношения, а не результата который он может получить. Позитивные качества: Креативность, хорошее воображение, игривость и спонтанность. То есть качества, которые нужны для построения отношений с людьми. Если есть сомнения – Rebel (бунтарь – пассивно – агрессивный) или Promoter (пробивной антисоциал), то следует обратить внимание на сколько он креативен, игрив, спонтанен – а не очарователен, приспособляемый и с внутренним ресурсом. Спонтанность: не всегда спонтанен, бывает только тогда, когда с кем то в доверительных отношениях. Отказываются от спонтанности в малознакомой группе – «спонтанность не всегда приветствуется». Также ведут себя Harmonizer (Эмпаттик – истерик)в стадии Rebel (бунтарь – пассивно – агрессивный). Откликается на каждый комментарий, заставляет реагировать, и находиться в физическом контакте. Учит через игру, так как чувствует группа, что позволяет каждому участнику участвовать в процессе и реагировать в группе. Не следует официальным нормам и привносит чтото нового – играет спонтанно, шутит для иллюстрации. Цели обучения достигнуты. Вечер проводит с женой и друзьями.

Стресс:

 Проводит нелюбимый свой семинар. Он читает чужую программу, «которая не современна и не эффективна». Ему не нравится следовать заданному кем -то курсу, он сам может придумывать и ему скучно. Плюс всего 5 участников – еще скучнее. Он пытается заигрывать, но они серьёзны и не реагируют. В принципе им понравилось, но они не вовлечены, как хотелось бы ему (он сам отвечает на свои вопросы). Внутренняя энергия падает. Плюс ему звонят и говорят об еще одном семинаре. Тьери срывается, обвиняет звонящего в том, что его не предупреждали, рассказывает как он занят и вешает трубку. Он сам контакта не искал. Первый человек, которого он встречает – получает все его обвинения. Вместо того чтобы использовать творческие возможности он упирается и прерывает контакт. Он сфокусирован на качестве отношений – он их обесценивает. Он думает, что делает для себя чтото полезное (отказываясь от «плохого» контакта) – на самом деле наоборот. Он не удовлетворяет свою потребность в контакте. Точнее удовлетворяет, но в отрицательном ключе. В стрессе он под влиянием механизма ошибочных действий. Он обвиняет каждого с кем вступает в контакт, при это он может переходить «от группы в группу».

Как вывести из стресса?

Надо быть счастливым рядом с ним, он начнёт отражать позитив и после этого можно спокойно обсудить ситуацию и найти выход.

И так мы описали все типы адаптаций. И действия, которые помогут нам вывести их (нас) из стресса. И вернуть энергию для того, чтобы воспользовавшись «лифтом» — адекватно реагировать на реальный мир вокруг нас. В следующей статье я выложу еще немного информации по адаптация, в удобной для использования форме ( всё свел в таблицы), а также приведу примеры конкретных действий при стрессе, каналов взаимодействия, а также опишу Рэкетные и аутентичные чувства (то есть причины и первичные , «детские» убеждения») по каждой адаптации.



Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как, ну как мне ему(ей, им) объяснить,чтобы он/ она/ они.....???
  • Что есть злость и для чего она нужна?
  • Она думает, что всё для неё
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Тревожность - для чего она нам и что с нею делать
  • Когда нет причин для депрессии, а она есть
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Она пришла в трудное для себя время
  • Я так много для нее сделал, а она…
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что такое осознанность и для чего она нам?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Для чего нужна психотерапия ? И как она может пригодиться?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Она плохая мать, ее надо наказать… Или она сама нуждается в помощи?…
  • О психоаналитической психотерапии: как она работает и для кого
  • Что такое истинная уверенность в себе и для чего она нужна?
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • О кумулятивной травме, или проблемы вроде бы нет, но ощущения как будто она есть
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что такое профориентация и для чего она нужна?
  • Что такое супервизия, и для чего она нужна



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь