Коучинг: "И воздастся вам по вере вашей!" (Статья 3)

Автор статьи: Сергей Авдеев

"Однажды в горах одинокий путник встретил почтенного Старца. Некоторое время он не решался заговорить с ним, подбирая важную тему для разговора. Наконец, решился:

 — Скажите, отчего жизнь у меня такая?

 — Судьба-а…, — протянул Старец.

 — А почему судьба у меня такая?

Старец удивлённо посмотрел на путника:

 — Как почему? Потому что ты Такой…"

Интересно, что в нас есть "Такого", что делает нас успешными или нет? Оглядываясь по сторонам, присматриваясь к окружающим людям, уверен, не я один задаюсь этим вопросом.

Знаю директоров успешных компаний, у которых всего лишь среднее, или незаконченное высшее образование. И знаком с выпускниками вузов с красным дипломом, которые так и не сумели продвинуться в жизни. Есть люди, которые своё дело начинали с нуля, у них не было финансовой поддержки, несмотря на это они смогли добиться солидных бизнес-высот. А у кого-то есть деньги и поддержка, но… "воз и ныне там". Есть команды, где каждый её член высокопрофессиональный специалист, но это по отдельности. Но когда они собираются вместе, то совместной работы не получается, ведь надо уметь договариваться, решать противоречия и конфликты, поступаться личным в пользу результата общего. Кто-то на это скажет: "Просто одни люди такие, а другие "не такие". О чём же речь? Как узнать, что помогает нам (в бизнесе и личной жизни) добиваться успеха, быстро и легко достигать цели, решать задачи, и что мешает этому? Поиск ответов на подобные вопросы и есть задача одного из важных этапов в работе с коуч-консультантом.

Когда есть цель, что дальше?

Когда вы определились с целью, какой шаг следующий? Можно сразу же броситься "в бой". Но если вы работаете с коучем, то перед построением плана достижения цели обязательно услышите вопрос: "Почему Вы до сих пор не имеете желаемое?" В коучинге цель подобных вопросов — выявить все препятствия и ограничения на вашем пути к желанной цели.

Возможные препятствия могут быть внешними и внутренними. К внешним препятствиям относятся: социальное положение, отсутствие поддержки со стороны семьи (друзей, подчинённых), нет необходимых ресурсов (например, финансовых), низкий уровень профессиональной подготовки персонала, и прочее. К внутренним препятствиям относится отсутствие нужных навыков, знаний и умений, а также препятствия психологического характера.

Не думаю, что нам с вами стоит надолго останавливаться на внешних препятствиях, а также на навыках и знаниях. В работе с ними особой сложности нет. Здесь достаточно отметить, чего вам не хватает, чтобы составить план по устранению "слабых зон": определиться, где взять деньги, решить, как добиться поддержки, выбрать, где и чему поучиться. Это просто. И, кстати, эти препятствия не самые важные. Намного важнее и "серьёзнее" препятствия личностно-психологического плана.

Мы часто отмахиваемся от неё, от "психологии", а ведь иногда именно о неё спотыкаются наши большие мечты и планы, через неё не может перешагнуть ваш перспективный работник, с "психологией", бывает, не могут справиться члены вроде бы перспективной команды. И в случае неуспеха мы просто разводим руками, приговаривая: "Ну, что вы хотите, человеческий фактор…"

Итак, что может помешать нам добиваться наших целей? Кто-то обязательно назовёт самодисциплину, умение управлять временем, или эмоциями, или людьми. Верно, и всё это относится к навыкам и знаниям, и этому, при желании, можно научиться. Что есть ещё? Ещё у нас есть убеждения, и они у нас разные. Когда вы начинаете отвечать на вопрос коуча: "Что вам мешает прямо сейчас получить то, что хотите?" — становятся заметны многие ограничивающие убеждения. Например, ко мне обратился бизнесмен: "Устал от перегрузок на работе, надо что-то сделать, как-то по-другому построить свою работу, чтобы полноценно отдыхать не во вред качеству работы". В процессе дальнейшего общения, отвечая на вопрос: "Что мешает прямо сейчас начать работать меньше, высвободив время для полноценного отдыха?" — находим убеждение, что "по-настоящему стоящая работа — это обязательно тяжёлая работа". "Обслуживая" это убеждение, бизнесмен сам делал свою работу тяжёлой, работал без выходных, с надрывом, на пределе (кстати, также заставлял работать своих подчинённых). В итоге, мы имеем цель и убеждение, которое является препятствием на пути к ней. И пока это убеждение будет живо, цель так и останется за горизонтом.

Причина неудач — в нас самих!

Что же получается: мы раз за разом ставим перед собой разномасштабные цели, и некоторые из них всё так же раз за разом наталкиваются на наши ограничивающие убеждения. Почему мы не замечаем, как сами вставляем себе палки в колеса? Потому что очень трудно поверить в это: я ставлю цель, я хочу её, и сам же себе не даю до неё добраться.

Всё просто. Здесь мы сталкиваемся с эффектом медведя в клетке или щуки, описанным Николаем Рысевым в книге "Активные продажи": "…если вы разделите аквариум стеклом на две половины и в одну из них запустите щуку, то обязательно заметите, что после нескольких неудачных попыток проплыть в другую часть аквариума щука начнёт плавать только до середины. Убрав перегородку, вы обнаружите, что рыба продолжает плавать только по одной половине. Внешний барьер стал внутренним. Внешний барьер исчез, а внутренний остался". Порою и мы, имея большие возможности, пользуемся лишь крохотной частью нашего "аквариума" — жизни. А невидимыми границами служат убеждения.

Наши убеждения — это результат опыта, иногда негативного, и чаще из детства. Это результат влияния устоев общества, друзей, учителей, авторитетов, книг. Иногда это результат слепого копирования чужой модели поведения, образа жизни. При этом обычно мы не осознаём самого факта появления и формирования очередного убеждения. Убеждения рождаются в нас, постепенно растут, крепнут, становясь неотъемлемой частью нашей личности. И вот мы уже "не заплываем" в определённые области своей жизни, наш потенциал купирован, и мы живём на строго отведённых нам "просторах", ограниченных крепко засевшими в нас убеждениями. И провал очередной цели, невозможность решить задачу, неспособность прервать череду регулярно накатывающихся проблем списываем на внешние обстоятельства-препятствия, но никак не на причины в себе любимом.

Пример. За консультацией обращается руководитель крупной торговой сети: "У меня проблемы. Мы интенсивно растём, открываем по несколько филиалов в год, но, несмотря на всю поддержку головного офиса, большинство филиалов работает в минус, команды на местах работать не хотят, большая текучка кадров. Моя цель: сохранив наши темпы расширения, в каждом филиале подобрать нормальную команду, в ближайшие полгода вывести убыточные филиалы в плюс".

Начинаем общаться. Прошу дать мне несколько формулировок этой цели. В результате чего видим, что формулировка меняется, но акцент в ней остаётся на "сохранив наши темпы расширения". Интересуюсь: "Что для вас интереснее в этой цели: сохранить темпы расширения, сформировать толковые команды, выход филиалов в плюс?" На первое место ставится рост количества филиалов. Следующая череда моих вопросов: что стоит за этим, зачем вам рост такими темпами? В результате приходим к тому, что руководитель — хороший "захватчик", у него отлично получается заходить на новые территории, как он говорит, "бизнес — это всегда оккупация новых территорий, это интенсивный рост, а не какая-то там рутина". (Видите убеждение?) Таким образом, этот руководитель постоянно подбирает директоров филиалов под себя, то есть — таких же захватчиков и… избегающих всякой рутины в работе.

Всё это про себя бизнесмен сам проговаривает и тут же хлопает себя по лбу: "Вот это да! Ведь у меня нет ни одного директора-хозяйственника, который умеет разрабатывать уже захваченную территорию, заниматься развитием, а не завоеванием — а ведь это очень даже рутинная, кропотливая работа! Да и система материального стимулирования у нас нацелена больше на расширение клиентской базы, а не на её развитие". Вот и славно, далее немного корректирует свою цель, намечает шаги по её достижению.

Немного теории

Что же такое убеждение? Убеждение — это уверенность человека в чём-либо. Зачастую имеющая форму некоторого обобщения относительно окружающего мира, других людей и самого себя. Например: "мужчины не плачут", "деньги — это грязно", "я всегда должен быть на высоте", "людям нельзя доверять, надо всё держать в своих руках", "мне нужно быть любимым и получать всеобщее одобрение, чем бы я ни занимался". Как выделить в речи убеждения? Убеждения есть там, где есть категоричность — слова: "всегда", "никогда", "обязан", "должен", "никто", "всё"; где есть оценочность — "плохо", "хорошо", "недопустимо".

Почему при движении к цели стоит уделить много внимания изучению собственных убеждений? Потому что наша жизнь складывается согласно нашим верованиям и убеждениям. Я могу хотеть стать преуспевающим человеком, но если думаю о себе как о неудачнике, недостойном счастья, то как считаете, что даст мне судьба — какую жизнь? "И воздастся вам по вере вашей!" — знакомо?

У каждого из нас есть убеждения, что дают силы, и есть такие, что их отнимают. Убеждён в своей правоте, и появляются силы на то, чтобы отстаивать свою точку зрения. Веришь, что достоин внимания окружающих — и есть силы, чтобы себя демонстрировать и это внимание привлекать (например, уверенно и спокойно выступать перед большой аудиторией). Если же убеждён, что в этом мире ничего не стоишь, то и нет сил на то, чтобы должным образом являть себя миру. Или убеждён, что неудачник, так и в пути к очередной цели, при возникновении маломальских трудностей опускаются руки, покидают силы, уверенность в том, что дойдёшь, и… в результате отступаешь. Вот так: во что верим, то и получаем. Поэтому, ставя цель, очень полезно присмотреться к себе, своим убеждениям.

Что делать?

Что мы делаем, когда находим ограничивающее убеждение. Убираем его? Нет. Не стоит делить убеждения на плохие и хорошие. Скорее, они нейтральные и применимо к каждой конкретной ситуации могут быть помогающими, поддерживающими, объясняющими, направляющими или мешающими, тормозящими. Например, убеждение "я должен всё делать правильно, без ошибок". В одном случае оно делает вас старательным и внимательным в вашей работе. А в другой ситуации, когда, например, от вас потребуется экспромт, творческий подход, готовность сделать рисковый шаг, то излишне жёсткое такое убеждение, и, соответственно, страх перед возможной ошибкой вызовут скованность и напряжение. Вы будете "сто раз" перепроверять все "за" и "против", значит, можете упустить шанс принять быстрое и своевременное решение.

Разберём пример. Убеждение руководителя: "Проявление эмоций — признак слабости". С одной стороны, есть плюсы: на серьёзных переговорах вы непроницаемы, не показываете своих волнений, своей заинтересованности в положительном исходе сделки; отсутствие эмоций позволяет много мелочей держать под контролем. А с другой стороны, ваша эмоциональная непроницаемость очень быстро становится привычкой, и вы уже дома, в семье, не можете расслабиться. И если среди ваших целей значатся такие, как, например, убрать утомляемость, научиться сбрасывать лишнее эмоциональное напряжение, построить желаемые отношения в семье, то это убеждение может оказаться серьёзным препятствием на пути к ним. Да и в работе могут быть сложности. Руководитель "без эмоций" может быть хорошим руководителем-администратором, но вот руководителем-лидером ему стать сложнее. Потому что формирование сплочённой команды, поддержание позитивного духа в компании, умение вдохновлять и вести за собой людей — всё это требует проявления эмоций.

Кстати, одно и то же убеждение в разных ситуациях может воздействовать на наше умонастроение по-разному. "Мужчина должен содержать семью", — сегодня у вас хорошее и бодрое настроение, и это убеждение отрывает вас от дивана, стимулирует к активной жизненной позиции. А вот в состоянии депрессии оно может стать ограничивающим: "Да никому я ничего не должен!"

Что делать с ограничивающими убеждениями? После того, как эти убеждения найдены, коуч-консультант предложит в конкретной ситуации, под конкретную цель нейтрализовать их воздействие, или даже превратить в помощников. Вот варианты, как это можно сделать:

  • Выписываются все плюсы и минусы — что даёт это убеждение и чего лишает. Этого бывает достаточно, чтобы в случае, если список минусов весомый, отставить это убеждение "в сторонку".
  • Если же выгоды наличия ограничивающего убеждения перевешивают, то можно поискать способы, как эти выгоды получать другим путём. Например, "Подчинённым нельзя делегировать много полномочий, нельзя "ослаблять вожжи", им нельзя доверять". Это убеждение даёт много выгод: сосредоточение власти в одних руках и хорошо натянутые "вожжи" позволяют вам сохранять качество работы сотрудников на высоком уровне, вы спокойны, потому что постоянно в курсе того, как в данную секунду проходит большинство бизнес-процессов. Поэтому ставим задачу: как, передав сотрудникам часть своих полномочий и ослабив ежедневный контроль, сохранить качество их работы и оставаться спокойным, что всё будет сделано так, как надо? Здесь можно подумать над применением новых методов управления, повышающих ответственность и исполнительность подчинённых, и т.п.
  • Усиление убеждения через его преувеличение, неукоснительное сознательное следование ему. Например: "Я должен всё делать без ошибок". Задача: несколько дней всё делать без ошибок. К любому своему действию подходить с особым вниманием, и даже зубы чистить особо тщательно и "правильно", чтобы, не дай Бог, какой ошибки не совершить. Мыть посуду по три раза. Общаться с сотрудниками строго согласно деловому этикету, со всеми "пожалуйста" и "будьте любезны", с соблюдением деловой дистанции, личной. После каждого дела просить обратную связь (у сотрудников, у членов семьи): "Скажите, правильно ли я всё сделал (поздоровался утром, помыл посуду, сижу на стуле) — оцените меня по десятибалльной шкале". Поверьте, приём проверенный — очень хорошо работает.
  • Снимаем обобщение и категоричность. "Все мужики сво…" — все? "Большие деньги можно заработать только нечестным путём", — только нечестным? А если бы существовал честный путь, то какой бы он был? "Все люди ленивы", — а вам встречались люди неленивые? А вы сами каковы? А где можно найти людей трудолюбивых? Задача этих и других подобных вопросов — "сделать допущение, что может быть и по-другому. Заменяем "все, "всегда", "должен", "только так", "однозначно" и т.п. на "бывает", "случается", "может", "иногда", "есть исключения".
  • Находим более крупное (сильное) убеждение, способное нейтрализовать мешающее мелкое. Например, в перестроечные годы повсеместное убеждение "торговля — это женское занятие и удел барыг-спекулянтов", было нейтрализовано более сильным "семью надо содержать, надо уметь зарабатывать деньги", и многие мужчины пошли в бизнес.
  • Убеждение можно переформулировать в задачу. Например: "Нельзя завоёвывать рынок с продуктом, если он по своим характеристикам значительно уступает аналогичным товарам, уже давно и хорошо продающимся на рынке", — превращаем в задачу: "Как завоевать рынок с продуктом, который значительно уступает своим аналогам, уже давно и хорошо продающимся на рынке?"

Согласен, что здесь приведён неполный перечень приёмов и способов работы с ограничивающими убеждениями. Моей задачей было познакомить вас с тем, как и над чем вы будете работать с коуч-консультантом на очередном этапе коучинга. Ограничивающие убеждения — это ваш фронт работы. Итогом этого этапа должно стать: первое — ясность видения, где вы сами себе вставляете палки в колеса, не верите в себя, где прячется ваша вера в свою способность свернуть горы и что мешает вам двигаться в намеченном пути; второе — нейтрализация ограничивающих убеждений. Общий итог: к целям вы движетесь легче и быстрее.

 



Просмотров: 458
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь