Читаю книгу Нильса Кристи и думаю про наказание и возмещение ущерба. Почему проще наказать виновного/преступника, чем задуматься о том, как он может возместить ущерб, который нанес? Нильс Кристи пишет про то, что наказывать толкает страх конфликта ценностей. Ценностей наказывающего и виновного.
Почему родитель наказывает ребенка снова и снова, хотя явно видно, что наказания не приносят ничего и ничего не меняют. Какова цель наказания? Показать кто главный? Унизить, потому что в наказывающем нет уверенности, что его могут услышать? То есть родитель не уверен, что имеет право настаивать на своем, у него нет уверенной спокойной позиции уважаемого старшего. Уверенная позиция старшего - это когда я уверен в том, что мои требования примут к сведению и исполнят, и при этом я готов нести ответственность за свою позицию. Готов спорить, готов аргументированно отстаивать свою позицию.
Если нет этой уверенности, то человеку приходится занимать позицию карающего. Покарать непослушных без споров, разговоров, и главное, без попыток договориться и услышать другую сторону.
Мне всегда было непонятно, в чем смысл тюрем. Люди оттуда выходят, по большей части, озлобленными и совершают преступления снова и снова. Неужели кто-то на самом деле считает, что длительное пребывание в плохих услових способно исправить человека? Тюрьма не рассчитана на исправление. Она рассчитана на причинение боли, изоляцию виновного. Тюрьма обезличивает и преступника, и потерпевшего.
Потерпевший, по сути, не получает никакого возмещения ущерба, когда преступник отправляется в тюрьму. И потерпевший, и преступник остаются один на один с собой, со своей совестью, виной, бедой. Если бы вора обязывали работать на благо тех, кого он обокрал, и при этом в обязательном порядке посещать психотерапевта - всем была бы польза. И обществу в целом, и отдельным людям тоже.
Если бы взрослые перестали бестолково наказывать детей, а учили бы их возмещать причиненный ими ущерб, видеть и понимать последствия своих плохих поступков, всем было бы хорошо.
За наказаниями без возмещения ущебра скрывается бессильная ярость наказывающего, ярость того, что есть нечто, ему неподконтрольное. В случае родителя, это ярость на то, что ребенок ведет себя не так, как хочет взрослый. Ребенок вышел из-под контроля. Если родитель хочет видеть рядом с собой покорного раба, то ярости нет предела. Не в испорченной вещи и плохой отметке дело, дело именно в непокорности, непослушании.
Если родитель видит в ребенке отдельную личность, то он готов идти на переговоры с ребенком, искать такие способы наказания, чтобы оно служило одновременно и возмещением ущерба. Тогда ребенок учится понимать, что за его ошибкой следует не унижение и боль, а осознание своей вины и исправление ошибки.
Если же за каждой ошибкой будет следовать боль, это научит человека не хорошему, а подлому поведению, попыткам свалить ответственность на другого.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.