|
Наркотики: история, особенности подростковой наркоманииАвтор статьи: Сидельникова Валерия Александровна
Все больше и больше людей во всем мире и в нашей стране в частности пополняют ряды людей, употребляющих наркотические вещества. Борьба с наркоманией ведется правительством, средствами массовой информации, учеными… К сожалению, победа остается не за ними. К наркомании можно относиться двояко. С одной стороны наркоман – это больной человек, требующий лечения; с другой – преступник (распространение, изготовление, кражи для получения своей дозы), требующий привлечения к судебной ответственности. А наркомания «молодеет». Как с моральной точки зрения относиться к подростку – наркоману? Чтобы в этом разобраться, надо понять сущность наркомании, историю появления ее в судьбе человечества. С медицинской точки зрения наркомания – (с греч «нарке» - оцепенение, «мания» - влечение) резко выраженное болезненное влечение и привыкание к наркотическому веществу.[1]. Но наркомания – это и нечто большее. Это тотальное поражение личности, с осложнениями физического здоровья. Под понятием «тотальности поражения психики» мы понимаем, что наркомания затрагивает все стороны внутреннего мира человека (наступает деградация, человек утрачивает свои нравственные и этические качества), влияет на отношения с людьми, мешает сосуществованию. Также стоит отметить, все негативные изменения, произошедшие с человеком в процессе употребления наркотиков Где искать корни наркомании? Существует гипотеза, что еще в раннем палеолите (40 000–10 000 лет до нашей эры) состоялось первое знакомство человека с наркотиками. Из документов и исторических хроник известно, что шумеры, китайцы, индийцы, древние греки, ацтеки и племена Сибири хорошо знали действие некоторых наркотиков, используя их для своих целей. Отдельные наскальные рисунки позволяют предположить, что уже тогда посредством магических обрядов и церемоний, связанных с плодородием и охотой, человек пытался изменять состояние сознания.[2] Открытие наркотиков (чаще всего растительного происхождения) помогли установить человеку контакт с собственным подсознанием, вход в состояние экстаза (для общения с силами природы). В большей степени это относить к шаманам, колдунам, жрецам. Существует множество легенд и произведений, где упоминаются наркотические средства. Гомер, великий древнегреческий поэт, две с половиной тысячи лет тому назад написал в одной из своих поэм, что Елена, дочь Зевса, подливала солдатам в вино какие-то соки, под действием которых они забывали о страхе и боли. Очень похожа на эту другая легенда, рассказанная Гомером в «Одиссее». В ней Гомер говорит о том, как прекрасная Елена, жена царя Менелая, подала Телемаку, сыну Одиссея, который прибыл в их дворец, разыскивая своего отца, кубок с напитком, называемым «непентес»: В чаши она круговые подлить вознамерилась соку, Бедствий дающего; тот, кто вина выпивал с благотворным Слитого соком, был весел весь день и не мог бы заплакать, Если б и мать и отца неожиданной смертью утратил, Если б нечаянно брата лишился иль милого сына, Вдруг пред очами его пораженного бранною медью… (Перевод В.А. Жуковского) Существует предположение, что «непентес» Гомера, заставляющий забыть боль и горе, это самый настоящий опиум. В книгах Геродота, Аристотеля и Плиния имеются упоминания об опиуме и его действии. Народы критской цивилизации возводили статуи богини мака и, поклоняясь ей, украшали ее голову надрезанными маковыми головками, из которых вытекал чудесный сок. В VII веке до н.э. Гесиод сообщает о существовании города Микены (Город Мака). Также в древнем индийском эпосе «Атхарва» и «Ригведа» (1500 лет до нашей эры) упоминается гашиш, называемый там «небесным проводником». Индийский священный напиток сома, известный задолго до нашей эры, пили только жрецы и посвященные. Он готовился из разных растений и также из индийской конопли, из которой производится гашиш. Поэма «Ригведа», считающаяся самым древним и грандиозным религиозным произведением, из всех, что создало человечество, в более чем ста псалмах восхваляет действие сомы, которая «оденет то, что обнажено, излечит то, что изранено, научит слепца как прозреть, хромого – как ходить; бедняка – как стать богатым». Сома занимала также значительное место в эротической традиции наиболее сложных религиозных культов тех времен. Древние культуры использовали также в религиозных целях галлюциногенные грибы. Так, например, в Мексике был найден большой каменный гриб с высеченным на ножке обликом Бога. Возраст находки свыше десяти тысяч лет. История мексиканских галлюциногенных грибов тесно связана с ацтекской и мексиканской культурами. Похожие и даже иногда идентичные верования о происхождении галлюциногенных грибов в таинственных и драматических обстоятельствах можно встретить в народных суевериях Японии, Филиппин, Таджикистана, и у мавров. И в древней Греции в религиозных целях использовались галлюциногенные грибы. Известно, что напиток, использовавшийся во время елисейских мистерий, был изготовлен из грибов, изменяющих состояние сознания и вызывающих необычные видения религиозного характера. Возникновение города Микены связано с видением, которое пережил его основатель, после того как съел галлюциногенный гриб, в честь которого и был назван город (mykos – по-гречески гриб). Некоторые современные ученые (например, известный миколог Р. Гордон Уоссон, сам имеющий опыт общения со священными грибами) считают весьма вероятным, что божественная идея могла посетить древнего градостроителя вследствие того, что он случайно съел гриб, обладающий галлюциногенными свойствами. Некоторые сибирские племена с целью достижения экстаза и религиозных видений поедали во время ритуальных обрядов ядовитый гриб, широко известный под названием мухомор (amanita muskaria). Среди самоедов был распространен обычай пить мочу людей, отравленных мухомором, чтобы выделенный таким образом яд, не угрожая жизни, мог вызвать «легкие мистические переживания». Викинги также хорошо знали этот гриб, и чтобы повысить боеспособность и разжечь в себе ненависть к неприятелю, они употребляли его перед схваткой. Существуют документы, свидетельствующие: в XV, XVI и XVII веках в Европе изготавливались разные мази, действие которых было, похоже, таким сильным, что они могли превращать людей в животных или изменять состояние сознания. Скорее всего, речь здесь идет о каких-то ядах, которые, проникая через кожу, попадали вместе с кровотоком в мозг и вызывали галлюцинации, в которых человек переживал свое превращение в животное или в другое существо, особенно если ему накануне этого что-то подобное было внушено. Кроме одиночных географических очагов употребления различных веществ, обладающих психоактивными свойствами, Европа не знала большинства сильных наркотиков до конца XIII века, когда крестоносцы привезли с Ближнего Востока опиум. В XVII веке знаменитый английский врач Томас Сайденхэм открыл новый способ получения опиума и назвал этот препарат своим именем. Первые препараты опиума носили название лаудан. Их использование оказало большое влияние на литературу Англии. Английская поэтесса Элизабет Баррет Браунинг, которая в детском возрасте пережила несчастный случай, до конца жизни принимала лаудан как обезболивающее средство. Перед смертью она находилась в полной зависимости от наркотика и писала под его воздействием. Хотя употребление опиума в Азии исчисляется тысячелетиями, всеобщее его использование начинается только в XVIII веке, после того, как на рынки континента вышла английская компания, которая владела монополией на производство опиума в Бенгалии и огромное количество зелья продавала в Китай. Когда в 1820 г. в Китае был введен запрет на импорт опиума, компания вначале организовала контрабандную перевозку наркотика, а затем вынудила правительство Великобритании оказать давление на Китай, чтобы насильно возобновить импорт опиума. Китайский запрет на британский опиум привел в 1842 г. к первой опиумной войне, в которой более мощный военно-морской флот Великобритании вынудил китайцев вновь открыть двери британскому наркотику. Спустя пятнадцать лет, в 1857 г. вспыхнула вторая опиумная война, в которой к Великобритании присоединились Франция и США. Китай, конечно же, проиграл и эту войну. С целью приостановки оттока золотого запаса и для спасения страны от инфляции Китай начал выращивать собственный опиумный мак. Миллионы китайцев проводили большую часть своей жизни в опиумных курильнях, погруженные в наркотический сон. На примере опиумных войн мы видим, как осуществлялась коварная политика расширения массового употребления наркотика с целью подчинения одного государства другому, со всеми ужасными последствиями, оказавшими влияние на психическое здоровье нации в последующих поколениях. Массовое употребление наркотиков в Европе началось в девятнадцатом веке, в период, когда группа интеллектуальных авантюристов начала экспериментировать над собственным сознание. Употребляя наркотики, привезенные из Египта и Индии. Все началось в тот день, когда французский врач Моро де Тур по возвращении из Алжира предложил своим друзьям попробовать «давамеску» – печенье из гашиша. Эффект был ошеломляющим, особенно для группы литераторов, среди которых были Шарль Бодлер и Теофил Готье. Вскоре был организован несколько необычный клуб, известный как «Клуб любителей гашиша», со штаб-квартирой в отеле «Пимодан» в Париже на берегу Сены. В начале двадцатого века американский писатель Ф. Ладлоу пропагандирует употребление марихуаны и описывает собственные впечатления от ее действия. В тот период повышается интерес и к другим средствам, способным изменять состояние психики. Особой популярностью пользуется закись азота (веселящий газ), исходя из его фармакологических свойств и легкости в применении. Выдающийся американский психолог Уильям Джеймс заинтересовался этим наркотиком и испробовал его действие на себе. Свои впечатления он опубликовал, поставив на первый план религиозное значение ощущений, возникающих в процессе действия психоактивных наркотиков. Нелишне будет вспомнить, что отец психоанализа Зигмунд Фрейд в 1884 г., еще будучи молодым неврологом, употреблял некоторое время кокаин в минуты депрессии, и даже посоветовал одному из своих знакомых использовать кокаин как обезболивающее средство. Свое первое впечатление от действия кокаина он описал следующим образом: «Малые дозы этого лекарства вознесли меня на вершину. Теперь я собираю материал, чтобы сложить хвалебную песнь в честь этого волшебного вещества». 1938 год стал очень важным для истории наркомании. В этом году швейцарскому химику Альберту Хоффману удалось синтезировать лизергиновую кислоту, что явилось началом развития массового употребления наркотиков в размерах, которые до этого не имели прецедента в истории человечества.[4] Как упоминалось выше, наркотики служили своеобразным средством приобщения к чему-то запредельному, средству для «избранных». Что же сейчас толкоет молодых людей на употребление наркотических веществ? причины эти сложны и многоаспектны: от экономических и социальных до психофизиологических. Давайте более подробно рассмотрим эти факторы: Совсем недавно наша страна пережила кризис общества: смена власти, смена уклада общества, были разрушены старые стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит, очень медленно, хаотично. Также стоит вспомнить, что подросток переживает одну из ступеней своего развития – подростковый кризис, характеризующийся тем, что человек созревает физиологически и психически, возникают новые желания, ощущения, которые добавляются в результате данного взросления. У подростка развиваются новый взгляд на жизнь. Подросток начинает интересоваться мыслями других людей, что они думают о себе, что они думают о нем. Подросток может перенимать и вырабатывать новые теории и мировоззрения, которые могли бы объяснить и смирить внутренние противоречия. Э. Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «я» и отрицательным полюсом путаницы ролей.[5] В период существования коммунистической идеологии подростковый кризис удерживался идеологией, ясностью перспективы. Нестабильность, сложившаяся в последние годы 20 века породила нестабильность отношений между родителями и детьми, дети и родители перестали понимать друг друга и поэтому отдалились. Наркоманы 12 – 18 лет – в силу своего возраста и деградацией под действием наркотических веществ – люди, с искаженными моральными принципами, почти с отсутствующей системой моральных, нравственных и человеческих ценностей. Многие из них не выживут. Оставшиеся не смогут вырастить здоровое поколения как в физиологическом так и моральном плане. Естественно все перечисленные факторы повлияют на все сферы жизни общества и становление нашего государства. Соотношение наркоманов мужчин и женщин составляет 10:1. Так как подросток мужского пола пытается часто доказать свою мужскую «состоятельность», среди сверстников. Мальчики более склонны собираться в большие группы, чем девочки, что так же влияет на развитие наркомании. Являясь элементом девиантного поведения (в педагогической литературе: девиантное поведение – отклонение от принятых норм в обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравсвенных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в данном обществе. В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально – психологических и нравственных норм (В. В. Ковалев. 1979), либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенному общественному благополучию, окружающим и себе), употребление наркотиков, как правило, начинается в группе. Обычно это асоциальные группировки, в которой есть элементы криминального поведения. Здесь стоит отметить, что среди элитарной молодежи существуют свои группы, где употребление психотропных веществ и наркотиков является элементом их субкультуры. Попадая в такую компанию, подросток чтобы не выделяться и не быть изгнанным (для подростка очень важно приобщение к той или иной группе) начинает употреблять наркотики. Врач – нарколог Белогуров Сергей Борисович в своей книге «Популярно о наркотиках и наркоманиях» выделил "факторы - предикты": 1. Патология беременности (т.е. выраженные токсикозы и перенесенные матерью во время беременности инфекционные или тяжелые хронические заболевания). 2. Осложненные роды (затяжные, с родовой травмой или с гипоксией новорожденного). 3. Тяжело протекавшие или хронические заболевания детского возраста (не исключая простудных, воспаления легких, частых ангин). 4. Сотрясения головного мозга, особенно многократные. 5. Воспитание только одним из родителей (т.е. в неполной семье). 6. Постоянная занятость одного из родителей (длительные командировки, деловая загруженность и т.л.). 7. Больной - единственный ребенок в семье. 8. Алкоголизм (запойное пьянство) или наркомания у кого-либо из близких родственников: отца, матери, реже - деда, дяди, брата. 9. Психические заболевания, скверный характер или частые нарушения общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников. 10. Раннее (до 12-13 лет) начало употребления алкоголя самим больным или злоупотребление больным летучими наркотически действующими веществами (клей "Момент", растворители, бензин и пр.).[6]. Можно проследить динамику злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте (Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л.) Этап первых проб. Этот этап начинается с курения гашиша. В основном это происходит в компании после употребления спиртных напитков. Если у подростка такое первое курение вызывает отрицательную реакцию, он ее скрывает. Реже первым наркотиком бывает препарат опия. Это происходит при попадении подростка в сформировавшуюся наркоматическую группу или ребенок имеет друга наркомана. Этот этап может пройти без проблем у благополучного подростка. Даже попробовав один раз, он откажется от них. У неблагополучного подростка прием наркотиков станет более частным. Формируется стереотип употребления. Так возникает следующий этап – поисковый полинаркотизм. Это наиболее распространенная форма употребления наркотиков в подростковом возрасте. На этом этапе подростки успевают перепробывать все психоактивные вещества. Поскольку употребление психоактивных веществ обычно происходит в группе, оно тесно связано со стандартами группового поведения. Подростки собираются в безопасном месте, где могут послушать музыку. Наркотик является способом расслабления, а не самоцелью. Делятся своими впечатлениями. Престижным считается употребление более сильных психотропных веществ. На этом этапе у подростка существует готовность к аддиктивному поведению. О чем мы поговорим ниже, однако вне компании пока подросток не употребляет наркотики. В этот период не имеет значение, какое вещество употреблять. Можно наблюдать коллекционирование попробованных наркотиков. Постепенно данный этап переходит в этап фонового полинаркотизма. Перепробовав множество наркотиков, подросток выбирает тот, который доставляет наибольшее удовольствие. На этом этапе повышается толерантность психоактивным веществам (чаще к своему наркотику), снижаются или исчезают защитные рефлексы. Продолжительность данного этапа невелика – от 3 недель до полугода. Этот этап подготавливает становление первой стадии наркомании.[7] Мы ранее говорили об аддиктивном поведении наркоманов. Давайте разберем это понятие и охарактеризуем личностный портрет наркомана. Известно, что наркоманов можно встретить среди любых типов личности и что потребность в изменениях состояния сознания является характерной для рода человеческого вообще. Однако не все же принимают наркотики, а тем более становятся наркоманами. Что толкает некоторых людей к употреблению наркотиков? Некоторые специалисты, пытаясь определить «донаркотическую» личность наркомана, на первое место ставят импульсивный характер. Они относят наркоманию к импульсивным неврозам. Некоторые исследователи, говоря о «донаркотической» личности наркомана, выделяют следующие черты личности молодых людей: эмоциональная незрелость, неполноценная психосексуальная организация, садистские и мазохистские проявления, агрессивность и нетерпимость, слабые адаптационные способности, склонность к регрессивному поведению, неспособность к эффективному межличностному общению с партнером и т.д. В более поздний период развития наркотической зависимости вследствие нравов и привычек наркоманов личность наркомана начинает изменяться: внутренние конфликты обостряются, слабая психическая адаптация становится все более очевидной. Последствия хронического употребления наркотиков приводят к усилению пассивности и лени, безразличию к своему внешнему виду, к бесплодному фантазированию и невозможности принятия решения, а также к абсолютной неспособности к длительным усилиям. Типичными чертами поведения становятся нелегальное приобретение наркотиков, подделка рецептов, обман без всяких ограничений членов семьи, друзей, врачей и, в конце концов, конфликт с законом. Этическая деградация является отличительной чертой хронического наркомана. Характерной особенностью поведения подростка - наркомана становиться аддиктивное поведение – (от англ. addiction – пагубная привычка, склонность) – термин, обозначающий поведение человека, который злоупотребляет алкоголем или другими наркотическими веществами. Независимо от того, каким именно веществом злоупотребляет человек, поведение его называется аддиктивным, поскольку в психологическом смысле все это имеет единую природу. [8] Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания - уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ «борьбы» с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. «Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации». Наркотическая зависимость носит более выраженный характер по сравнению с алкогольной. Очень быстро вытесняется все, не относящееся к аддикции, быстрее наступает опустошенность. Возрастает интровертированность. Круг общения охватывает в основном тех, кого объединяет наркотическое пристрастие. Лица, злоупотребляющие наркотиками , стараются вовлечь в свой круг большее количество людей, препятствуют выходу из этой среды. Параллельно с личностным распадом развиваются серьезные нарушения на органном и психическом уровнях. Таким образом, процесс приобщения к наркотикам может быть рассмотрен как система отношений между подростком, семьей, наркокультурой и обществом, где семья – источник причин наркотизации, наркокультура – инструмент приобщения к наркотикам, общество – условие распространения наркомании, а подросток – субъект, определяющий их взаимодействие.
Примечания: 1 Популярная медицинская энциклопедия/Под ред. А.Н.Бакулева, Ф.Н.Петрова.- М.,1961. – С.647. 2 В.И.Петров, Т.И. Ревяко. Наркотики и яды: психоделики и токсичные вещества, ядовитые животные и растения. -М.,1995.-С.2. 3 В.И.Петров, Т.И. Ревяко. Наркотики и яды: психоделики и токсичные вещества, ядовитые животные и растения.-М.,1995.-С.4-7 4. Психологические основы профилактики наркомании в семье/Под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого.-Самара,2001г.-С.8. 5. Психология подростка. Учебник/ Под ред. А.А.Реана.- СПб,2003.-С.126 6. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.,2005.-С.266-268 7. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.,2005.-С.258 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|