Продолжаю серию про родительские послания. И сегодня поговорим о послании «Не думай»
Его также нет в списке основных 12ти, у Гулдинов в книге «Транзактный анализ. Терапия нового решения» это послание идет отдельно.
Суть этого послания в том, что думать… не то чтоб совсем запрещено. Но лучше не надо. .
Признаки послания «не думай»
Человек с таким посланием может считать себя глупым
ему бывает трудно сосредоточиться
он избегает обдумывания чего-либо
может откладывать обдумывание на потом, а потом сделать как попало
думать для человека — это напряжение, дискомфорт
он часто надеется на авось, что как-нибудь проскочит, лишь бы не вдумываться
Послание может проявляться в определенном жизненном контексте (сфере жизни)
В этом случае человек не хочет думать о сложной для себя теме, для него это трудно
Например, в отношениях, в вопросах здоровья.
Человек предпочитает об этом не думать, не замечать очевидного, не просчитывать последствия, даже если это лежит на поверхности. И наивно надеяться, что оно как-нибудь само…
Или не думать о ситуации в бизнесе, на работе, с деньгами. Думать сложно, поэтому не буду. Подожду пока волшебным образом само разрешится.
Послание часто бывает по гендерному признаку, причем у обоих полов:
Девочке нельзя быть умной, нельзя быть умнее мальчиков.
Или наоборот — мальчику не надо быть умным и думать, надо быть сильным.
Как передается и принимается послание «Не думай».
Родители говорят словами или невербально транслируют, что думать не нужно.
Например, говорят:
«Не думай об этом» — имея в виду определенную тему
«Не думай так»
«Рано тебе еще думать (об этом)»
Или не принимают способ мышления ребенка, транслируя ему «Не думай так как ты думаешь, думай как я думаю»
Не отвечают на вопросы, которые задает ребенок из любознательности.
Говорят что рано еще, мал еще
Показывают личным примером, что не надо думать о том как что-то разрешить. «А ладно. Не думай об этом».
И ребенок выбирает не думать, чтобы получить родительское одобрение, и не получить родительское отвержение
В основе любого послания как правило лежит страх — быть отвергнутым родителям, быть неугодным родителям.
Если я не думаю — меня принимают, я хороший. Если я думаю — я неугодный я плохой.
Ребенок в меру своего детского понимания решает, что лучше не думать.
Потому что думать опасно, думать бесполезно, если думаешь — становится только хуже , или потому что все равно я думаю неправильно
Во взрослом возрасте человек продолжает реагировать по-детски, из внутреннего ребенка, которому дискофмортно думать, и он наивно надеется, что сложность решится сама, ситуация уладится сама, как-нибудь. Внутренний взрослый в этот момент отсутствует.
Чтобы понять, есть ли у Вас это послание,
В какой сфере Вам тяжелее всего думать, видеть причины и следствия, понимать.
Это может быть работа, учеба, дом, собственное здоровье, отношения между людьми, что-то другое
На какую тему Вы избегаете думать, не хотите об этом думать.
Где Вы обычно полагаетесь на авось, что будет как-нибудь. И получаете плохие результаты.
О чем Вы не хотите думать, чего избегаете, о чем думать непереносимо для Вас.
Если у человека есть это послание — это вовсе не значит, что он глупый
Это послание может быть у очень умных людей, с высоким коэффициентом интеллекта. Просто думать для них тяжело эмоционально, чаще всего это какая-то определенная тематика, сфера жизни. В других сферах жизни они могут прекрасно думать и с помощью этого получать хорошие результаты.
Пример: (с разрешения клиента)
У клиента отец часто повторял «не думай об этом», когда дело касалось каких-либо проблем, требующих решения.
Во взрослой жизни у клиента проявилась та же стратегия уходить от проблем, не думать, надеяться что оно как-нибудь само разрешится. Он уходил в избегание, отвлекал себя просмотром фильмов, алкоголем. Касалось это в основном работы и бизнеса.
После того как на сессии он осознал, откуда взялось это послание «не думай», ситуация стала меняться
Что делать родителям, чтобы не формировать у детей этого послания:
не говорить «не думай»
поощрять когда ребенок чем-то интересуется, познавательную активность
не обесценивать его мысли рассуждения
не говорить ему, что он еще глупы и маленький
Что можно делать самостоятельно, если у Вас есть послание «не думай»:
Обратить внимание в какой сфере проявляется послание
Понять, от кого могли его получить
Понять чего вы боитесь, почему думать об этом непереносимо
И начинать постепенно думать, даже если поначалу это сложно
В терапии:
Цель терапии: понять, откуда и от кого пришел это запрет «думать», почему человек принял такое решение в детстве и принять новое решение, разрешить себе думать.
Способы — разные, в зависимости от того что подходит конкретному клиенту.
Также хорошо помогают практики осознанности — просто наблюдать и осознавать свои мысли и чувства, никак их не оценивая
Приглашаю к обсуждению в комментариях, если есть вопросы, то задавайте!