В последние годы всё большую популярность в западной психотерапии обретает медитация осознанности (mindfulness). Я опишу упражнение, которое разработал на основе принципов медитации и самогипноза. Этим упражнением пользуюсь я лично и многие мои пациенты с хорошим эффектом.
Мы все прочно держимся за представление о себе, которое состоит из нашей истории, воспоминаний, привычек и т. д. Любые психические симптомы, особенно возникающие внезапно или впервые в жизни, причиняют страдание человеку из-за того, что он будто бы теряет привычное ощущение себя. Пациенты иногда формулируют это иначе: «Я боюсь сойти с ума». Самосознание человека, привычные ощущения и мыслительные процессы, мир вокруг — что-то или всё из этого вдруг становится другим, не таким, каким он знал это всю свою жизнь. Часто само это осознание пугает людей больше, чем непосредственно симптомы.
Многие техники и методы психотерапии прямо или косвенно нацелены на то, чтобы помочь человеку сформировать адекватный образ «Я», научиться абстрагироваться от своих переживаний, научиться их осознавать и анализировать. Как правило, основное внимание уделяется работе с этими переживаниями. Это упражнение преследует иную цель — найти и выработать более стабильное «чувство Я» — то, что иногда обозначают «наблюдающим эго», «метакоммуникатором», «внутренним наблюдателем» и др. В этом упражнении я использую термин «чувство Я», потому что цель упражнения — предоставить человеку чувственно проживаемый опыт, а не концептуальное понимание.
Это упражнение предназначено для здоровых людей и для тех, кто проходит психотерапевтическое лечение. При наличии психиатрического диагноза до выполнения упражнения стоит проконсультироваться со специалистом. Психотерапевты могут адаптировать текст этого упражнения в работе со своими клиентами. Терапевтам желательно владеть базовыми навыками эриксоновского гипноза.
Возможно, что в ходе упражнения, особенно поначалу, вы иногда будете терять контроль за вниманием и «уплывать» в более глубокое трансовое состояние или даже засыпать. Это нормально. Если так случится, вы можете на этом завершить упражнение. Это может быть из-за усталости или по причине недостаточного опыта. Чтобы вам было легче оставаться в сознании, правильно выберите время, место и позу для упражнения. Не стоит выбирать слишком мягкое и удобное кресло или делать упражнение лёжа. Не делайте его в состоянии опьянения, усталости, сонливости, голода, возбуждения или болезни. Не обязательно добиваться полной тишины или уединения, достаточно, чтобы вам не мешали.
Упражнение условно разделено на этапы для лучшего понимания структуры.
1. Найдите удобное положение тела, в котором вы в меру расслаблены и легко сохраняете хорошее равновесие. Вначале просто закройте глаза и сделайте несколько спокойных и глубоких вдохов и выдохов, чтобы настроиться на выполнение упражнения и направить внимание вовнутрь. Очень скоро вы почувствуете, что ритм дыхания стал стабильным, и вы можете теперь «отпустить» дыхание и в течение некоторого времени просто ничего не делать.
2. Не предпринимайте каких-либо осознанных волевых попыток двигаться, думать о чём-либо или, наоборот, попыток подавить какие-то спонтанные процессы. Вы начнёте замечать, что даже когда вы ничего не делаете намеренно, ваше внимание постоянно скользит, быстро переключается с мысли на мысль, с ощущения на ощущение. Дайте себе внутреннее разрешение ничего не делать и думайте обо всём подряд — обо всём, что приходит на ум. Ощущения в ногах, освещение в комнате, звуки, планы на вечер, воспоминания, внутренний диалог, любые образы, которые всплывают в это время — просто следуйте за потоком сознания в течение пары минут. Вы заметите, что ваше внимание цепляется за любую мысль, которая приходит в голову, за любой стимул окружающей среды. В голове постоянно рождаются разные мысли. Это нормально и естественно.
3. Теперь пусть воображение подскажет вам некий простой и узнаваемый образ, который поможет вам представить свои мысли более наглядно. Например, некоторым легко удаётся представить свои мысли как облака, проплывающие по небу, или как мыльные пузыри в воздухе. Кто-то представляет мысли как картины, прикреплённые к стене. Можно также представить свои мысли как пейзаж с высоты птичьего полёта — домики, дороги, машины, деревья, люди, поля… Вы пролетаете над ними, и ваше внимание падает то туда, то сюда… Некоторые мысли привлекают ваше внимание надолго, и вы «думаете» их, рассматриваете их очень пристально, другие едва мелькают. Это может быть похоже на то, как будто вы разглядываете пейзаж в бинокль: в бинокль каждый предмет выглядит крупным, будто бы находящимся прямо перед вашим носом.
4. Когда вы таким образом представляете свои мысли, ваше внимание, как бинокль, приближает к вам каждую мысль, на которой вы фокусируетесь. Когда вы переключаетесь на другую мысль, она также появляется перед прямо вашим внутренним взором. Возможно, вы заметите, что некоторые мысли увлекают ваше внимание целиком, а другие — лишь частично попадают в поле зрения. Продолжайте «думать» свои мысли, как бы разглядывая их в бинокль или держа прямо перед собой, пристально и внимательно.
5. Теперь вы можете иногда пробовать переключать фокус своего внимания — наблюдая за какой-то мыслью, «думая» её пристально и внимательно, делать пару шагов назад, убирать от лица «бинокль» и видеть эту мысль где-то в отдалении, а потом вновь взглянуть на неё в «бинокль», приблизить её максимально близко. Затем, переключившись на другую мысль, точно так же попробуйте отдалить её от себя и посмотреть на неё с расстояния.
6. Очень скоро вы заметите, что когда вы отдаляете от себя очередную мысль, которую «думаете», и смотрите на неё с расстояния, вы видите и другие мысли рядом с ней, которые вы в данный момент не «думаете», — просто они находятся там же, в вашем поле внимания. В отдалении перед вами теперь возникает своего рода «экран», на котором появляются и исчезают ваши «мысли» в виде наглядных образов.
Теперь пусть любой стимул, который в дальнейшем появится в поле вашего внимания – воспоминания, звуки, которые вы слышите прямо сейчас, запахи, ощущения – сразу же переносится на этот «экран» перед вами. Вы можете приближаться и удаляться от этого экрана, рассматривая — «думая» — какие-то из мыслей, одну за другой, переключаясь между ними, прыгая вниманием с одной на другую. Не пытайтесь удерживать внимание на какой-то мысли, на каком-то образе — отпускайте их тогда, когда они начинают исчезать.
7. С каждым мгновением вам всё легче будет оставаться на расстоянии от этого экрана. Вы заметите, что ваше внимание расширяется. Если вначале оно было похоже на узкий луч прожектора, который ярко подсвечивал каждую мысль, то теперь этот луч становится шире и шире, превращаясь в поток света, который как бы освещает весь экран почти равномерно. Вы удерживаете в поле своего внимания все мысли, которые появляются перед вами. Они вспыхивают и гаснут, проносятся мимо, пролетают и улетают. Просто наблюдайте за ними беспристрастно, без стремления удержать их, «думать» их или избавиться от них.
8. Вам могут приходить очень неожиданные, интересные или даже пугающие мысли. Сейчас весь смысл ваших мыслей не имеет никакого значения. Если вам вдруг придёт какая-то особо замечательная идея, поместите её в отдалении перед собой и просто наблюдаете за тем, что с ней происходит. Если у вас появляется чувство или эмоциональная реакция — раздражение, любопытство, усталость, — сделайте с ним то же самое, поместите в поле своего внимания перед собой в виде какого-то простого узнаваемого образа и наблюдайте за ним.
9. В какой-то момент вы почувствуете, что ваш внутренний взор как бы расфокусируется, — вы будто бы видите все ваши мысли перед собой, но не смотрите на них, не фокусируетесь на них, а смотрите как будто сквозь них. Это состояние расфокусированного внимания может приходить и уходить. Вы будете чувствовать, когда оно возникает и когда уходит.
10. На этом этапе ваши переживания, мысли, идеи, ощущения — всё это сейчас становится для вас объектом наблюдения, чем-то «внешним» для вашего «Я», что вы видите внутренним взором. В то же самое время есть ваше «Я», которое видит всё это, некая глубокая неподвижная точка отсчёта, с которой начинается ваше самосознание и которую вы не можете поместить перед собой вместе с остальными мыслями. Это «чувство Я» может быть едва уловимым, возникать и пропадать. Просто в какой-то момент задайте себе вопрос: кто тот «Я», который видит и наблюдает всё это? Не задумывайтесь над вопросом, превратите его в одну из мыслей перед собой и отпустите. Этот вопрос будет направлять ваше внимание всё глубже, где вы можете вновь встречать мысли, образы, ощущения — всё что угодно, что опять разместите на «экране» перед собой и позволите этим мыслям идти своим чередом.
Ваше внимание становится похоже на рассеянный свет, охватывающий любые внутренние процессы. Вы наблюдаете за ними так, как иногда наблюдают за небом, за красивым пейзажем — максимально расслабленно, не задерживая внимание на чём-то конкретном, но наблюдая за картиной в целом и легко замечая малейшие изменения в ней. Внутри себя регулярно возвращайтесь к вопросу «кто Я сейчас». Не ищите на него ответ, не пытайтесь найти это «Я». Задача не в том, чтобы найти, что-то, что вы можете назвать «Я». Что бы вы ни нашли, это сразу станет объектом наблюдения. Задача в том, чтобы почувствовать это «Я», собственное присутствие. Со временем, с каждым разом это «чувство Я» будет становиться для вас всё более ощутимым и стабильным.
У упражнения нет каких-либо критериев «выполненности» — вы практикуете его в течение фиксированного периода времени независимо от «успешности» выполнения. В разные дни в зависимости от своего состояния и настроя у вас будет получаться по-разному, но в целом с практикой упражнение будет даваться проще.