|
Как начать работать с метафорическими ассоциативными картами.Автор статьи: Шелудяков Сергей
Сейчас в психологической среде распространяется такое модное явление как «метафорические ассоциативные карты». Множатся курсы, число неофитов растет в геометрической прогрессии. Говорят, они появились 20 лет назад. Не знаю. Я логическим и интуитивным путем вывел свою версию некоторое время назад, стал искать в сети аналогичные методы и с удивлением обнаружил, что такой метод давно существует. Так как свои шишки я набивал сам и у меня не было Учителя, который бы мне объяснил «как нельзя», я стал копаться и наблюдать, как работают другие специалисты. С удивлением обнаружил, что большинство из сертифицированных спецов гоняют заученные алгоритмы, утыкаясь в непреодолимую стену там, где ее нет. Новый запрос — стена: «у меня нет набора карт под эту проблему, я не знаю алгоритма». А казалось бы... И вот я дозрел написать небольшое руководство, которое, набеюсь, поможет начинающим специалистам. Никаких книг по классическим МАК я не читал, нашел в интернете несколько алгоритмов и чуть подкорректировал свои. Но, по большей части я работаю на импровизации, используя карты как «отвертку» для снятия рациональных защит клиента. Итак, выбор колоды. Я не знаю названий колод и прочего, поэтому опишу принципы выбора:
Как не попасть на свои проекции? Никак. Метод проективный. Вы все равно будете вносить свое. Даже если вы просто называете вопросы и выкладываете карты без интерпретаций и обсуждений (хотя зачем вы тогда нужны?) интонация меняется. Клиенты просят уточнений, требуют разъяснить вопросы более рационально и отказываются отвечать на вопросы, сформулированные для бессознательного. Вы задаете вопросы уже исходя из смысла выложенных карт. Даже если клиент молчит. Мастерство нейтральности нарабатывается с опытом. Попробуйте прорешать несколько своих запросов самостоятельно и посмотрите — меняется ли для вас смысл повторно выпавших карт. Как я говорил выше — нужно иметь в запасе несколько интерпретаций и отношений. Для чего знать свои интерпретации: чтоб не навязывать их клиенту при обсуждении выложенных карт. Банально, но я несколько раз натыкался на специалистов, которые скорее гадают, чем работают с клиентом. Толкают его по пути своих теорий, вместо того, чтоб услышать о чем он говорит. Поэтому я бы не рекомендовал начинающим психологам использовать слишком конкретные наборы карт, или таро. К таро вообще прилагается книжка с интерпретациями. Безусловно, многие карты содержат архетипические символы, но если вы не юнгианский аналитик, вы скорее наткнетесь на свою проблему, чем сможете грамотно расшифровать карточку. Если при «слепом» вытаскивании карт получается бред. Вполне возможно вы залезли слишком глубоко и стоит передать всю инициативу клиенту, внимательно слушая его. Даже если он молчит — можно спросить конкретно о карте и затем связать это (опять же, через клиента) с главным или второстепенным вопросом. Что можно делать после завершения выкладывания карт:
Если клиент выбрал/выпадают только «плохие» карты: Можно спросить, что бы могло в этих символах, предметах на картах помочь ему, на что опереться, что хорошего в той или иной «плохой» карте. Не стоит тянуть пять карт «ресурса», если первая и карта-уточнение негативны для вас. Помните: любая карта имеет как негативную, так и позитивную трактовку. Вот ее и «тяните» из клиента. Да, это манипуляция, но это и позитивный опыт поиска опоры в условиях ее видимого отсутствия. Пусть опирается на «неожиданные» места. Пока, думаю, все. Если будут новые мысли, или найду какие-то закономерности, тупики или проблемы - обязательно выложу. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|