Четыре опасные ошибки воспитания детей.

Наказывая ребенка тем или иным способом (ругая его, стыдя, ставя в угол, лишая десерта – все это формы наказания, ни больше ни меньше), мы вместо того, чтобы сподвигнуть его на «хорошее» поведение (проще говоря, поведение приятное для нас и для нас же приемлемое), только усугубляем ситуацию. Наказанные ребенок чувствует себя отвратительно – и это «отвратительно» проявляет в своем дальнейшем поведении вовне. И конечно, все, что было сказано о негативных детстких решениях (неподдерживающих убеждениях), остается в силе.

Стоит ли некая «традиция» наказания детей таких последствий?

Важно осознавать: для маленького ребенка родители – это огромные, почти всемогущие существа, на которых он равняется и изо всех сил стремится стать похожим (эта тема будет на звучать в нашей книге постоянно, и неслучайно). Он тонко чувствует их одобрение или неодобрение и очень нуждается в их поддержке. Да-да, в поддержке.

На кого же еще опереться такому маленькому, неопытному существу, как не на папу и маму? Ребенок растет и развивается, и все последующие взрослые поступки он будет выводить из своих первых детских опытов. Поэтому так важно в детстве оказывать ребенку поддержку во всех его начинаниях. Даже если он, двухлетний, в первый раз «убираясь», сложил игрушки вперемешку с котлетой и кашей... И в этой ситуации тоже надо его поддержать. Наверное, недальновидно ожидать, что малыш, едва научившийся ходить, будет делать все аккуратно, точно и ловко, как взрослый.

Или что семилетний малыш будет собираться в школу так же четко и быстро, как взрослый на работу. Ребенок развивается, это процесс, а процесс, как известно, в отличие от события, происходит не одномоментно, а имеет определенную протяженность во времени. И чтобы процесс развития ребенка – а потом уже и развития взрослого человека – шел гармонично, гладко, в общем, наилучшим образом, – ребенку нужно оказывать поддержку, тем самым давая ему ценнейшие опоры уважения и любви, которыми он будет пользоваться потом всю жизнь.

Наказание. Не слушаешься – получи по губам. Иди в угол.  Останешься без мультиков. Разбил вазу – получил ремнем. И не смей даже плакать. Ладно бить не буду, но следующие несколько дней буду смотреть на тебя, как на пустое место. Наказание – это первый способ подавления детей. Но, конечно, не единственный…

Вот представьте себе заботливую, суетливую маму, которая очень тревожится за здоровье своего «солнышка». Она кутает ребенка в десять одежек, и все без застежек, обматывает его шарфами и шерстяными платками. До 18 лет ее чадо пьет только подогретую воду – «чтобы горлышко не простудить». Но и этим ее вмешательства не ограничиваются. Потому что такая заботливая мама стремится все на свете решить за ребенка: что ему есть, сколько есть, куда идти, что делать.

Обычно такая мама говорит о своем ребенке... «мы»: «мы пошли в первый класс», «мы заболели», «мы получили пятерку по математике», «мы пошли в институт», «мы отрастили усы»... Ой. Что-то не то получается. Но типа того. Чем ребенок взрослее, тем это «мы» больнее режет слух. Возникает слияние, симбиоз. В такой ситуации ребенок не в состоянии подкрепить и проявить свою природную самостоятельность. Его отношение к людям становится априори симбиотично: даже если ему удастся «вырваться» от мамы, он бессознательно будет искать другого человека на роль партнера по симбиозу. А не хотелось бы, не правда ли?

Гиперопека – это второй верный способ подавить ребенка. Зато его, конечно, именно таким образом легче всего «уберечь» от «сложных» жизненных ситуаций: от достижений, славы, от создания семьи и вообще от любой успешности.

Но если кто-то думает, что такого рода подавляющее «воспитание» окажется безнаказанным, то он глубоко ошибается. Дети, которых подавили в детстве, могут потом годами не навещать родных папу с мамой, зато стремятся найти «родителей на стороне» –  значимых людей, которых можно поставить в родительскую позицию, и тогда получается, что про родных папу с мамой забывают, а чувства, предназначенные им, изливают на чужих людей. Так что – для прагматиков – подавлять ребенка просто не выгодно.

Есть и третий способ подавления, антипод гиперопеки – и ее «близнец». Вседозволенность-заброшенность. Когда на ребенка попросту «забивают». Про него забывают. Его не ограничивают вообще ни в чем. При этом ему не дают ни внимания, ни любви, ни тепла. Его не поддерживают. В этой ситуации ребенок чувствует, что он «ничей», что он не нужен, у него не удовлетворяется потребность в принадлежности и любви – и он принимает соответствующие детские решения. Дети, которых подавили таким образом, часто идут на отчаянные поступки в надежде получить-таки свою толику внимания, пусть даже и негативного. Наверное, имеет смысл задуматься, стоит ли доводить ребенка до таких «мер».

Четвертый способ подавления – это неуважение.

К сожалению, мы нечасто проявляем уважение к своим родным детям. И это тем более странно, что в то же время мы хотим, чтобы они уважали нас, и учим их с уважением относиться к окружающим. Каждому родителю хочется, чтобы ребенок разговаривал с ним уважительно – а уважительно ли он сам общается с ребенком? Для кого-то важно, чтобы сын или дочь не брали его вещи без спроса, не входили в комнату без стука.

Еще важнее – чтобы дети могли нас выслушать и услышать. Но откуда у них появятся все эти замечательные умения, если мы сами не покажем им пример? Логика очень проста. Дети не делают то, что говорят родители, – дети делают то, что делают родители. И это первый аспект подавления неуважением, плоды которого потом вряд ли родителям придутся по вкусу…

© Алексей и Мария Афанасьевы. 

Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов

 



Просмотров: 333
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Какое поведение подкрепляется наибольшими по силе эмоциями, то и будет характером ребенка.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Они хотели, чтобы я сделала аборт. Что чувствует ребенок? Пренатальная психология
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Как завести ребенка, если «хочется, но как-нибудь потом».
  • Бить или не бить, чтобы вырастить из ребенка Человека с большой буквы?
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Важно научиться терять время, чтобы потом его приобрести...
  • Если хотите, чтобы ваш ребенок читал.
  • Мы принимаем решения быть с этим человеком, а потом находим причину, чтобы уйти от него.
  • Первая влюбленность в школе. Как реагировать родителям, чтобы поддержать ребенка?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ребенок идет в первый класс: что важно учесть
  • Как найти свои чувства (чтобы потом их осознавать)
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Вредные советы. Что делать, чтобы у Вашего ребенка сформировалось ПРЛ?
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?
  • Первый класс. Кто боится больше дети или родители?
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь