|
Запрет на решение проблемАвтор статьи: Ольга Самохвалова
Какие преграды могут стоять на пути решения проблем? Представим, что некий человек испытывает дискомфорт от неурядиц. Не чувствует, что имеет возможность управлять своей жизнью. Он думает, что ничего изменить нельзя. Невозможно бросить пить, курить, найти работу по душе, разбогатеть, встретить близкого человека, завести друзей, воплотить свои планы, достичь целей. Еще он побаивается прикладывать свои аналитические, логические способности для того, чтобы изменить ход жизни. Иногда, читая книги, посещая занятия по психологии, его посещают мысли:
Итак, человек осознает, что у него есть проблемы. Но на пути к их решению лежит преграда. Будто что-то не пускает пойти дорогой распутывания клубка непоняток и боли. Даже если и удается пойти этой дорогой, руки не слушаются, чтобы начать разбирать кучу беспорядочно спутанных ниток. Что это за преграда? Согласно теории транзактного анализа, структура личности состоит из трех компонентов: Родителя, Взрослого и Ребенка. Взрослый отвечает за "функции ума" - логику, анализ, синтез. Обработка информации, фактов, контакт с реальностью в его компетенции. В каждой родительской семье есть свои "любимые" запреты. Среди них может быть и
Например, ребенок делится наблюдениями по поводу происходящего в семье, замечает противоречия в поведении родителей, прямо говорит об этом. В ответ мать или отец могут пресечь прозорливость отпрыска словами:
И для того, чтобы адаптироваться к семье, "как-то выжить", ребенок "выключает" определенную познавательную функцию. И потом, в уже зрелом возрасте, ранее выработанная для выживания модель взаимодействия с реальностью включается автоматически. Именно поэтому УЖЕ осознаваемые проблемы не решаются, так как в нужный момент, когда необъходима активная и длительная работа Взрослого эго-состояния, оно просто вырубается. Исследования показали, что именно запрет "не думай" лежит в основе алкогольной зависимости, а также психических расстройств. Что делать? Тренировать Взрослое эго-состояние. Разрешить себе думать или попросить значимого человека ДАТЬ разрешение на думание. Таким образом будет обнуляться запрет, данный в детстве. В процессе нейтрализаци запрета "не думай" может возникнуть активизация Критикующего Родителя в форме обесценивающих, критикующих мыслей. Клод Штайнер в книге о лечении алкоголизма подробно описывает это явление, приводит техники работы с этой негативной частью. Очень полезная информация, рекомендую к прочтению! Яд Критического родителя отравляет человека при большинстве затруднений, поэтому описанные Штайнером техники могут пригодиться почти везде. Запрет на познание Запрет на познание в обществе ранее проявлялся во многих сферах. Ученых убивали, сжигали, издевались над ними. Вскрывать и исследовать трупы начали ведь не сразу, а после многократных настойчивых попыток ученых умов. Как проявляется этот запрет сейчас? Встречались ли вы с ситуацией, когда ваши знания - точные и проверенные - обесценивались специалистами с дипломом? Есть ли у вас ощущение некой монополии на какую-либо область знаний? Поделитесь! :-) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|