Гештальт-методы в условиях психиатрического стационара

Автор статьи: Виктория Анохина

 Простая техника при частичном нарушении функционирования психологических границ.

Статья описывает применение одной из техник гештальт - подхода в условиях терапии пациента в психиатрическом стационаре. Автор статьи, практикующий клинический психотерапевт, раскрывает психологические предпосылки формирования распространенной симптоматики и интересные подходы к ее терапии.

Психологическая помощь пациентам психиатрического стационара отличается выраженной спецификой, связанной как с особенностями самих пациентов, так и с условиями их нахождения в больнице. Поскольку в отделение острой терапии люди попадают по разным причинам, которые условно можно разделить на 2 группы: обострение психотической симптоматики (различных видов шизофрении, маниакально-депрессивного расстройства и другие эндогенные заболеваний), и причины, связанные с расстройствами поведения (с пограничной  симптоматикой, личностными расстройствами, с истинными или шантажными попытками самоубийства, с нарушениями психики на почве алкоголизма и наркомании),  стратегии помощи для первой и второй групп пациентов весьма различны. В обоих случаях психолог ограничен тем непродолжительным сроком, в течение которого пациент будет находиться на лечении в отделении острой терапии. В среднем это один-два месяца. С точки зрения гештальт - подхода, для истинных изменений личности и её поведенческих паттернов требуется от года и более работы с психологом для невротического уровня личности, 2-3 года для пограничного уровня и около пяти лет для психотического. Тем не менее, некоторые локальные цели метод позволяет решать с успехом.

Специалист, работающий в сфере психиатрии, так же зависит от того, в какой стадии находится заболевание и какова фаза психофармакологического лечения. Несмотря на возможность столкнуться со скептическим отношением врачей к психотерапевтическим мероприятиям с пациентами в острой фазе, психотерапию следует начинать как можно раньше. В остром состоянии человек может быть не доступен для продуктивного общения. При этом он испытывает чувства и эмоции, которые были описаны выдающимся психиатром ХХ века Г.С. Салливаном как сверхъестественные эмоции. Основная характеристика переживаний при психозе – это чрезмерная их интенсивность. Многие авторы описывают переживания страха и тревоги, ощущение «утраты собственного Я». Человек может переживать «растворение», потерю самого себя, проникновение в свои границы чего-то извне, например, чужих мыслей, воздействия, парализующего волю. Сила испытываемых переживаний настолько велика, что вызывает полную растерянность [4]. Госпитализация в психиатрическую больницу добавляет новые переживания, такие как стыд, злость и тревога. Стратегией помощи могут быть частые успокаивающие беседы, во время которых в простых словах доброжелательным и сочувственным тоном пациенту необходимо повторять, что его переживания – следствие болезни, что необходимо лечение, вселять уверенность в выздоровление и возвращении домой [1].

На выходе из острого состояния, на фоне медикаментозного лечения, начинает восстанавливаться способность к критике и к продуктивному контакту, становится доступным широкий круг способов психотерапевтического взаимодействия. Безусловно, возможности психотерапии вообще и гештальт - терапии в частности не безграничны. Эта длительная и непростая работа зависит от наличия мотивации у пациента.  Если это первое поступление в психиатрическую больницу, то оно само по себе является мощным фактом, заставляющим задуматься о неблагополучной жизненной ситуации, о необходимости решать существующие проблемы, о необходимости что-то поменять в своей жизни и мировосприятии, повышает мотивацию для работы с психологом. Если госпитализация далеко не первая, к сожалению, зачастую происходит накопление пессимистического отношения к возможностям лечения, мотивация к изменениям, как правило, снижена. Из опыта очевидно, что пациент, имеющий опыт работы с психологом, полученный им в предыдущие госпитализации, с большей вероятностью обратится за помощью и уже имеет заинтересованность в психотерапевтической работе.

 

«…поступление в психиатрическую больницу, само по себе является мощным фактом, заставляющим задуматься о неблагополучной жизненной ситуации, о необходимости решать существующие проблемы, о необходимости что-то поменять в своей жизни и мировосприятии, повышает мотивацию для работы с психологом…»

 

Понятие психологических границ, являющееся одним из основных в гештальт - терапии, помогает понять и проработать один из основных конфликтов психотических и психопатических пациентов. Нарушение функционирования психологических границ потенциально склонных к психозам людей приводит к ощущению «утраты собственного Я». Границы перестают выполнять свою защитную функцию, становятся либо слишком жесткими, «зацементированными», либо «прозрачными», проницаемыми. Нарушаются границы как на межличностном, так и на внутриличностном уровне.

Нарушение границ на внутриличностном уровне происходит в виде разобщения между различными внутренними частями личности. К примеру, осознание некоторых чувств и эмоций может быть полностью заблокировано. Использование техник гештальт-терапии, позволяющих работать с внутриличностными частями, является основой в работе с клиентами с невротическим уровнем проблем. Для некоторых пациентов психотического уровня применение таких методов так же является доступным. В диалоге частей возможно наладить более конструктивное и комфортное их взаимодействие, в результате чего должна произойти интеграция, объединение внутриличностных образований.  Пример из практики:

Пациентка Б., 18 лет, болеет шизофренией, безответно влюблена в приятеля уже 6 лет. Обратилась с просьбой помочь ей справиться с этой, ставшей уже мучительной для неё, привязанностью.

Б: Я стараюсь не думать о нем, говорю себе: «зачем тебе это надо?»

Психолог:  Похоже внутри тебя есть часть которая ругает тебя за эти чувства, отговаривает?

Б: Да, это так.

П: Давай этот процесс, который происходит у тебя внутри, немного поисследуем. Я поставлю сюда пустой стул и на него мы «посадим» ту часть тебя, которая ругает и контролирует тебя. Садись на него и начинай ругать.

Б: (садится на другой стул) Ну сколько можно?! Ты себе жить не даешь из-за него! Вот смотри как плохо он на тебя влияет. Из-за него ты даже наркотики стала употреблять, а раньше ты была против этого.

П: Что чувствуешь к этой части?

Б: Ну не знаю.

П: Похоже ты сердишься на неё?

Б: Да! Очень.

П: А что ещё?

Б: Ещё очень волнуюсь, тревога,..ю страшно.

П: Попробуй так и сказать: «я волнуюсь за тебя, мне страшно».

Б: (произносит)

П: Теперь  пересаживайся на другой стул.

Пациентка меняет место, психолог повторяет ей её текст: «Зачем тебе это надо? Ну сколько можно?! Ты себе жить не даешь из-за него! Вот смотри как плохо он на тебя влияет. Из-за него ты даже наркотики стала употреблять, а раньше ты была против этого», «Я волнуюсь за тебя, мне страшно».

П: Что ты чувствуешь, когда слышишь эти слова? Про «сколько можно», «из-за тебя …»?

Б: Я чувствую себя виноватой.

П: Хорошо. Если чувствуешь вину – проси прощения.

Б: (обращается к пустому стулу, на котором сидела чуть раньше и где, как мы условились, находится «ругающая» часть). - Прости меня. Я не хотела, чтобы все так получилось.

П: Что сейчас чувствуешь?

Б: Мне легче (улыбается).

П: Меняй место.

Б: (пересаживается, психолог повторяет извинение). Я прощаю тебя, мне жалко нас, я думаю мы справимся вместе.

П: Меняй место, а я повторю тебе твои слова.

Б. садится на место «критикуемой» части, психолог повторяет: «Я прощаю тебя, мне жалко нас, я думаю мы справимся вместе».

Б: Да! Мы справимся!

П: Что чувствуешь сейчас?

Б: Мне как-то лучше стало, тепло так, уверенность появилась, что получится всё.

 

«Давай этот процесс, который происходит у тебя внутри, немного поисследуем. Я поставлю сюда пустой стул и на него мы «посадим» ту часть тебя, которая ругает и контролирует тебя. Садись на него и начинай ругать.»

 

В данном примере терапевтический эффект достигается за счёт разворачивания вовне внутреннего диалога. В этом диалоге оказывается возможным наладить более конструктивное и комфортное взаимодействие частей личности. Должна произойти интеграция, объединение внутриличностных образований. Как только человек произносит «мы» - это означает, что его внутренние «спорщики» помирились. Чаще всего одна из частей – это интериоризированный родитель. В данном случае выяснилось, что часть порицающая похожа на маму пациентки. В работах З. Фрейда ей соответствует Супер-Эго, в гештальт - подходе это «собака сверху» [2]. Такой метод необходимо применять с крайней осторожностью. Одно из необходимых условий – это достаточная интеллектуальная сохранность пациента. Кроме того, психологу понадобится достаточный опыт и интуиция, чтобы использовать данную технику. Для пациентов психиатрической больницы важно дополнительно пояснить, что это нормально, что внутри каждого здорового человека есть части нашего внутреннего Я, которые иногда  хотят разного, и могут испытывают разные чувства к одним и тем же событиям. Помогая в осознании и выражении испытываемых чувств, часто приходится перечислить базовые чувства (радость, удивление, злость, презрение, вина, стыд, страх), чтобы помочь пациенту понять, что именно он испытывает. Интеграция происходит когда конфликт озвучен и произнесены мотивы каждой из частей, когда осознаются и озвучиваются истинные чувства  одной и другой стороны, когда то, что помногу раз прокручивалось внутри вынесено вовне.

 

Гештальт методы в условиях психиатрического стационараАнохина Виктория Викторовна,

Россия, Москва, клинический психолог, ПБ№1 имени Н.А. Алексеева

Статья впервые опубликована на сайте psyhelpers.ru



Просмотров: 534
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Уйди от меня, я больше не хочу тебя видеть никогда. Я люблю тебя. Я тебя помню.
  • Как желание быстро иметь то, чего у тебя пока нет, не позволяет пользоваться тем, что у тебя есть.
  • Я буду тебя так сильно любить, что ни одна женщина в мире не будет тебя достойна!
  • Человек – невидимка, есть ли у тебя место?
  • Сильнее всего любят те женщины, которые уже знают, как это страшно, когда тебя вообще не любят
  • Мама, я тебя ненавижу! История одной терапии.
  • Почему моя дочь(сын) меня слушать не хотят? Как помочь, когда тебя об этом не просят
  • Применение гештальт-терапии в работе с психотическими клиентами. Часть 2.
  • Применение гештальт-терапии в работе с психотическими клиентами. Часть 3.
  • Применение гештальт-терапии в работе с психотическими клиентами. Часть 1.
  • Это тебя закалит и поможет идти дальше! Мотивация для гештальт-терапевтов.
  • 9 неочевидных признаков депрессии: когда тебя ругают за то, что тебе плохо.
  • Культивируй в себе черты, за которые тебя упрекают, — это и есть ты!
  • То, что тебя не убивает, делает тебя страннее... Тёмный рыцарь
  • Я пойду на все ради твоего счастья. Я уничтожу тебя ради него.
  • Поесть – я тебя люблю! А поспать – любит тебя!
  • Я ненавижу тебя, иди ко мне скорей! (Я люблю тебя, не подходи ко мне!)
  • Без тебя смысла нет, без тебя жизни нет
  • Когда тебя «не надо», а ты ЕСТЬ
  • Внутри тебя - сила или слабость?
  • Техника для "ленивых", когда подсознание начинает работать само за тебя
  • Чего хочет от тебя муж? А что он получает? Чего хочет от тебя жена? …? И что вы будете с этим делать?
  • Чего хочет от тебя муж? А что он получает? Чего хочет от тебя жена? …? И что вы будете с этим делать?
  • Работа с МАК. Техника "Я тебя вижу, я тебя слышу".
  • Сталкинг становится все более опасен: что делать, если твой мужчина тебя пугает
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.
  • Когда либо ты, либо тебя. История из опыта.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Если даешь меньше, чем от тебя ждут. Отношения в паре, ч.1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь